![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 6.
ВОПРОС 1
ВОПРОС 2 Action Research или Исследование действием это группа стратегий исследовательской или оценочной деятельности, состоящей из последовательности событий, способствующих не только выявлению, но и решению проблемы (определению реальных потребностей членов социальной группы и путей их реализации, определению разногласий в организации и нахождению компромиссов и пр.) характеризующейся набором этических и ценностных принципов активного и равноправного взаимодействия всех участников исследовательского процесса или всех заинтересованных лиц (демократичное сотрудничество) предполагающей постоянную рефлексию всех участников процесса, и особенно исследователя/оценщика (то есть AR – это исследование в процессе действия, это исследование, сопровождающее и предопределяющее действие), при этом не исключающей использование самых разных методов сбора и анализа данных (количественных и качественных), дополняющих и объясняющих основную череду предпринимаемых действий.
Типы Action Research: 1. Исследование в процессе сотрудничества и соучастия (co-operative/participative action research) 2. Исследование в процессе активного обучения (learning action research) 3. Критическое исследование действием (critical action research) 4. Индустриальное/корпоративное исследование действием 5. Индивидуальное социои психотерапевтическое исследование (narrative inquiry) Зарождение метода. Теоретико-методологические истоки идеи AR, пусть и в дале ком от современной завершенности виде, специалисты видят в: а) аристотелевском учении о праксисе как единстве познава тельной и преобразующей деятельности; б) прагматической философии Джона Дьюи (1859—1952), про вогласившего, что наилучший способ познания открывается че рез практические действия с предметами; в) постпозитивизме, заявившем, что научное познание не сводит ся исключительно к количественным и математическим методам.
За рубежом AR начали широко применяться начиная с середины 1920-х гг. и достигли пика своего влияния в конце 1990-х гг. Родоначальником нового метода выступает американский психолог Курт Левин (1890—1947), который сказал: «Если вы хотите знать, каковы вещи на самом деле, попытайтесь изменить их». Впервые термин «Action research», характеризовавший «сравнительное изучение условий и последствий различных форм социального действия и исследований, ведущих к социальному действию. До него идеи исследования через вмешательство высказывал Дж. Морено. Для него исследовательский процесс выступал составной частью социального движения. В педагогическую практику термин «Action research» внедрил Стефан Кори в 1949 г. После Второй мировой войны большой вклад в эту область внес социальный психиатр Эрик Трист. Он и его коллеги исследовали не малые группы, а крупномасштабные социальные проблемы, связанные с институциональным и организационным контекстом. В 1960—70-е гг. A R успешно применяли социологи и антропологи, особенно в Латинской Америке, изучая социальную напряженность, конфликты и их политические последствия.
Социодрама. Социодрама есть вариант исследования действием. Консультант предлагает группе в конкретном взаимодействии попытаться решить какую-то конкретную проблему. Взаимодействие это происходит в лабораторных условиях, а реальная проблема взята из их организационной жизни. Таким образом, исследуется действием какая-то реальная проблема. Участники социодрамы формируются на основе позиционного и профильного анализов. Группам предлагается вступить в прямое взаимодействие по какой-то конкретной проблеме. При этом сначала осуществляется идентификация групп, т. е. определяется, кто в эту группу входит, какие вообще группы по поводу данной проблемы возникают. Потом происходит взаиморефлексия групп, т. е. группы пытаются определить интересы друг друга и ту позицию, которую они займут в конкретном взаимодействии. Возникает взаимная прорефлексия, т. е. в воображаемом будущем группы пытаются определить варианты поведения друг друга и собственного поведения. Затем предлагается обмен образами друг друга, выявление несовпадений (а они всегда значительны!), причин их, корректировка взаимных представлений, выработка совместных действий. Инновационные семинары. Инновационный семинар – это наиболее развитая и отработанная технология, реализующая инновационный метод. Инновационный семинар представляет собой особую форму организации совместной деятельности людей по решению сложных размытых проблем, препятствующих целенаправленному формированию желаемого будущего. Главный путь к решению проблем – всестороннее развитие участников. Особенности технологии проведения: 6. Основным содержанием работы на инновационном семинаре является решение практических проблем и задач компании. 7. Работа над содержанием ведется неотчужденно на стыке личных задач участников с задачами организации (собственников, первого лица и т.д.). Тонкая атмосфера включенности порождает мотивацию и реальную ответственность участников к реализации принятых на семинаре решений. 8. Для работы над содержанием используется богатый арсенал методов и средств стратегического планирования, системного анализа, управления будущим, рефлексии и т.д. Активно используются различные средства модерации, фасилитации, организации групповой и межгрупповой работы. 9. Работа над основным содержанием ведется сразу на нескольких уровнях: · интеллектуальном (анализ, идеи, схемы, методы и т.д.); · эмоциональном (мотивы, переживания по поводу содержания, страхи, доверие, надежды, причастность, признание и т.д.); · телесном. Консультанты помогут на уровне тела почувствовать различные барьеры и ограничения, возможности для взаимодействия, собственные скрытые ресурсы и т.д. Оргдеятельностные игры. Вячеслав Сергеевич Дудченко (1940–2007) — доктор социологических наук, специалист в областях стратегического менеджмента. В ходе развития общества в целом и отдельных организаций, в частности возникает необходимость управлять этим процессом, для чего требуется фиксация и нормировка нового порядка мышления, новых технологий воздействия на организации. Условия предприятий, руководство которых предлагало нам для решения свои проблемы, требовали отказа от чисто исследовательского подхода (надо было решать, а не изучать), от однопредметного взгляда на ситуацию, от позиции «посторонних», от средств, имеющих узкий спектр воздействия (типа тренинга). В ходе работы в этом направлении и была создана Программа инновационной игры. инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации; Под инновационной игрой он понимал особый метод решения перспективных проблем человека в организации как системный метод решения сложных проблем, метод организации деятельности социальных групп и личности. Инновационные игры рассматриваются как специальный вид социальной технологии, включающий выработку инновационных решений, проектирование нововведений, программирование их внедрения, обучение и тренинг участников
Основные категории оргдеятельностной игры в концепции Дудченко: Выработка решений. Основной рабочей целью в игре является выработка инновационного для данной организации решения некоторой проблемы. Проектирование. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко проработаны и обоснованы. Эта работа ocуществляется в форме проектирования. Программирование. требует быстрой и точной ориентировки в ситуации нововведения, переориентации с технических аспектов нововведения на соорганизацию всех участников внедрения. Обучение. Одна из основных целей в игре — обучить участников специальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях и решения проблем.
|