Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ внешней среды автотранспортной организации
Назначение данного раздела – провести анализ внешней среды. Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух подсистем: макроокружения и непосредственного окружения. Анализ макроокружения включает в себя изучение следующих компонентов среды: состояние экономики, политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура, международные события. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным составляющим: потребители (клиенты), поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, законы и государственные органы. Анализ ведется на основе показателей последних лет и прогнозов на будущее. В процессе анализа внешней среды необходимо: 1. оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты деятельности АТО. Например, к чему может привести изменение цен на горюче-смазочные материалы, подвижной состав, отмена (введение) отдельных видов налогов; 2. определить, какие факторы представляют угрозу для АТО; 3. определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей. Таким образом, цель анализа внешней среды - выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к автотранспортной организации. Организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей. Примерный перечень возможных угроз (рисков) для организации: - конкуренты (появление новых, усиление уже имеющихся); - политическая и экономическая нестабильность в стране; - рост цен на горюче-смазочные материалы; - недостаток финансовых средств; - нестабильность спроса на перевозка; - ужесточение налогового законодательства Примерный перечень возможностей для организации: - увеличение спроса на перевозки; - рост рентабельности продаж; - выход на новые рынки; - улучшение в установках работников (значительное повышение оплаты труда); - реинвестирование прибыли - сокращение количества налогов, уменьшение налоговых ставок. Особое место при анализе внешней среды непосредственного окружения занимает изучение конкурентов, то есть тех, с кем автотранспортной организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. При оценке конкуренции следует ответить на следующие вопросы: “Кто относится к числу самых опасных конкурентов? ”, “Каковы сильные и слабые стороны конкурентов? ”, “Какими возможностями и ресурсами (финансовыми, материальными, организационными, техническими) располагают конкуренты? ”. При оценке конкурентов следует использовать лист оценки конкурентоспособности организации относительно конкурентов.
Таблица 2 - Лист оценки конкурентоспособности АТО относительно конкурентов
В таблице указаны основные факторы, определяющие успех организаций на рынке. Каждый из указанных факторов должен получить количественную оценку (от 0 до 10 баллов). Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы (0 - соответственно означает наиболее слабые позиции по данному параметру оценки конкурентоспособности, 10 - доминирующие позиции на рынке), а затем суммируются. Если по какому-то из параметров нет достаточной информации, то его исключают из анализа. Таблица сопровождается необходимыми пояснениями и выводами. По завершении анализа внешней среды необходимо сопоставить внешние угрозы и возможности с внутренними сильными и слабыми сторонами АТО.
|