![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потенциальная энергия – это энергия, зависящая от взаимного расположения взаимодействующих тел или частей одного и того же тела.
Потенциальная энергия может быть
в зависимости от выбора начала отсчета (рис. 1). Для упруго деформированного тела потенциальная энергия равна
где k – коэффициент жесткости тела, ∆ x – растяжение тела. Полная механическая энергия системы равна: Одним из фундаментальных законов природы является закон сохранения и превращения энергии, согласно которому в изолированной системе энергия не откуда не появляется и никуда не исчезает, она лишь переходит из одной формы в другую при этом её количество остаётся постоянным. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Определение момента инерции махового колеса и силы трения в опоре.
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Момент инерции махового колеса и силу трения в опоре можно определить с помощью установки изображенной на рис. 2. прибор состоит из махового колеса К, насаженного на вал. На шкив вала наматывается нить, к которой прикрепляется груз массой m.
Согласно закону сохранения энергии: или
Величина силы трения F определяется следующим образом. Маховое колесо, вращаясь по инерции, поднимает груз m на высоту h2 (h2< h1), потенциальная энергия груза на этой высоте будет равна
откуда
Движение груза равноускоренное без начальной скорости, поэтому ускорение a и скорость υ соответственно равны:
где t – время опускания груза с высоты h1 . Угловая скорость махового колеса связана с линейной скоростью соотношением где r – радиус шкива. Подставляя в уравнение (1) значения силы F, линейной υ и угловой ω скоростей, получим выражение для вычисления момента инерции махового колеса:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ОБОРУДОВАНИЕ: прибор для определения момента инерции махового колеса и силы трения в опоре, штангенциркуль, масштабная линейка, секундомер, шнур с грузом.
ХОД РАБОТЫ: 1. Наматывают в один ряд на шкив шнур с грузом массы m до высоты h1. 2. Когда груз m будет находиться на расстоянии 0, 5 см. от площадки П1 ему предоставляют возможность падать, при этом включают секундомер. Когда груз коснется площадки П2, секундомер выключают. Определяют время падения груза t. 3. Определяют высоту h2 на которую поднимается груз после падения. 4. Опыт повторяют 3 раза. 5. Измеряют штангенциркулем радиус шкива r. 6. Полученные опытным путём результаты заносят в таблицу 1 Таблица1.
7. Рассчитывают силу трения в опоре по формуле (2) 8. Вычисляют момент инерции махового колеса по формуле (3) 9. Производят расчет погрешностей и все полученные результаты заносят в таблицу 2. Таблица 2.
10. Результат записывают в виде F = (Fср .± ∆ Fср .) J = (Jср ..± ∆ Jср .) 11. По результатам работы делают вывод о факторах, ограничивающих точность опытов. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В чём заключается физический смысл понятий энергия и работа? 2. Дайте определение кинетической энергии. Запишите формулы кинетической энергии для поступательного и вращательного движения. 3. Дайте определение потенциальной энергии. Запишите формулы потенциальной энергии в системе «тело-земля» и для упруго деформированного тела. 4. Сформулируйте закон сохранения и превращения энергии. 5. Какая величина называется моментом инерции? В каких единицах измеряется момент инерции? 6. Объясните применение закона сохранения энергии при вычислении силы трения в опоре и момента инерции махового колеса. ЛИТЕРАТУРА
1. Р. И. Грабовский. Курс физики. – СПб.: «Лань», 2009.
|