Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Селекционные достижения
Под управлением акционерным обществом понимается механизм или система взаимодействия участников и способы, с помощью которых они представляют свои интересы. Участниками акционерных отношений, являются различные группы субъектов, как внутри, так и вне акционерного общества, связанные с его функционированием, оказывающие непосредственное или опосредованное влияние на его деятельность, в той или иной форме или степени зависимые от него. К субъектам акционерных отношений можно отнести: - само акционерное общество как целостную корпорацию; - органы управления акционерного общества; - акционеров, в том числе учредителей общества, имеющих, в отличие от других акционеров, особые обязательства и интересы; - персонал акционерного общества, в том числе высший менеджерский персонал, имеющий специфические ценностно-мотивационные установки; - кредиторов акционерного общества, заинтересованных в исполнении обществом принятых на себя обязательств; - государство в целом, органы местного самоуправления; - другие предпринимательские структуры, влияющие на деятельность акционерного общества (поставщики, потребители, банки, конкуренты). С точки зрения корпоративных отношений, как справедливо отмечают В.В. Гущин, Ю.О. Порошкина и Е.Б. Сердюк, акционерное общество как корпорация основано на взаимодействии интересов трех групп: — акционеров, доверивших свои средства обществу; — органов управления, осуществляющих руководство обществом; — лиц, работающих в нем (наемных работников). Из этого структурного состава следует, что ни одна из указанных групп не может иметь определяющего влияния в обществе. Напротив, необходимо обеспечить целесообразное сочетание их интересов, при котором каждой группе отводится своя роль. Таким образом, в соответствии со ст.33 Закона об АО дееспособность акционерного общества как организационно-правовой формы юридического лица реализуется трехзвенной системой управления, куда входят: 1) высший орган — общее собрание акционеров (в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, — данный акционер); 2) орган управления — совет директоров; 3) исполнительный орган — коллегиальный орган или лицо, единолично осуществляющее функции исполнительного органа, название которого определяется уставом общества. При этом акционерам предоставляется право осуществлять управление обществом без образования совета директоров, что должно быть отражено в Уставе (п.4 ст.33 Закона об АО). Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества может быть образована служба внутреннего аудита в количестве не менее трех членов (ст.61 Закона об АО), которые не могут быть избраны в состав совета директоров и исполнительного органа. Законодательство дает возможность акционерам сформировать и иные органы управления АО и контроля за его деятельностью в соответствии с законодательством и уставом акционерного общества. Органы управления АО можно разделить на две группы. К первой относятся общее собрание акционеров и совет директоров, которые в соответствии с законодательством не вступают в отношения от имени общества с другими субъектами права. Ко второй группе – исполнительный орган АО, действия которого являются основанием для возникновения у акционерного общества прав и обязанностей. При этом непосредственно в отношения с другими субъектами права от имени общества вступает не весь исполнительный орган, а только те его члены, которые уполномочены на это законодательством, учредительными документами или решениями органов управления. Что касается других органов управления АО, к примеру, совета директоров, то они в соответствии с законодательством имеют право совершать от имени общества действия, направленные на возникновения прав и обязанностей у АО, только при наличии доверенности, то есть в этом случае они выступают не как члены органов управления, а как представители акционерного общества. Свои особенности имеет управление АО с участием государства в уставном капитале. Участие государства в уставном капитале юридических лиц – это, с одной стороны, поддержка субъектов предпринимательской деятельности путем прямых государственных инвестиций в их уставные капиталы, с другой - деятельность по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности. Примером такого участия государства в уставном капитале АО является созданные на территории Республики Казахстан национальные компании, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. От имени государства деятельность по управлению этими ценными бумагами осуществляют соответствующие государственные органы, уполномоченные на распоряжение государственной собственностью, иные государственные органы по решению Правительства РК. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров, участвуя в котором каждый акционер реализует свое право на участие в управлении АО. Законодательство об акционерных обществах в полном объеме и детально определяют процедурные вопросы, касающиеся проведения и принятия решений общим собранием акционеров, в том числе определяющие порядок его созыва, проведения, голосования и ведения протокола, а также заочного голосования. Положения Закона об АО во многом направлены на устранение ситуации, при которой меньшинство, пользуясь отсутствием на собрании основной массы акционеров, может принимать любые угодные ему решения, поэтому решения общего собрания, принятые с нарушением порядка его проведения, не имеют юридической силы. С этой же целью установлено правило, согласно которому акционеры не имеют право передавать свои полномочия в общем собрании членам совета директоров, исполнительного и контрольного органа акционерного общества. Решения, принятые на общем собрании акционеров, оформляются путем составления соответствующего протокола. Нововведением акционерного законодательства РК стало отсутствие требования о проведении общий собраний акционеров в обществе, в котором один акционер владеет всеми выпущенными голосующими акциями независимо от наличия или отсутствия других акционеров – держателей привилегированных акций без права голоса. В этом случае решения по вопросам, отнесенным законодательными актами и уставом АО к компетенции общего собрания, принимаются таким акционером самостоятельно и подлежат оформлению в письменном виде при условии, что эти решения не ущемляют и не ограничивают права, удостоверенные привилегированными акциями без права голоса. В ст.36 Закона об АО устанавливается исключительная компетенция общего собрания, что, на наш взгляд, по замыслу законодателя должно гарантировать акционерам решающее влияние на общего направления деятельности АО, контроль за деятельностью его исполнительных органов и решении вопроса о самом существовании общества. К числу вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, относятся: 1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение его в новой редакции; 2) добровольная реорганизация или ликвидация общества; 3) принятие решения об изменении количества объявленных акций общества; 4) определение количественного состава и срока полномочий счетной комиссии, избрание ее членов и досрочное прекращение их полномочий; 5) определение количественного состава, срока полномочий совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, а также определение размера и условий выплаты вознаграждений членам совета директоров; 6) определение аудиторской организации, осуществляющей аудит общества; 7) утверждение годовой финансовой отчетности; 8) утверждение порядка распределения чистого дохода общества за отчетный финансовый год, принятие решения о выплате дивидендов по простым акциям и утверждение размера дивиденда по итогам года в расчете на одну простую акцию общества; 9) принятие решения о невыплате дивидендов по простым и привилегированным акциям общества; 10) принятие решения об участии общества в создании или деятельности иных юридических лиц путем передачи части или нескольких частей активов в сумме доставляющих двадцать пять (в народном акционерном обществе — десять) и более процентов от всех принадлежащих обществу активов; 11) утверждение решений о заключении обществом крупных сделок и сделок в совершении которых обществом имеется заинтересованность; 12) принятие решения об увеличении обязательств общества на сумму составляющую двадцать пять (народного акционерного общества — десять) и более процентов от размера его собственного капитала; 13) определение формы извещения обществом акционеров о созыве общего собрания акционеров и принятие решения о размещении такой информации в печатном издании; 14) утверждение методики определения стоимости акций при их выкупе обществом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг; 15) утверждение повестки дня общего собрания акционеров; 16) определение порядка предоставления акционерам информации о деятельности общества, в том числе определение печатного издания, если такой порядок не определен уставом общества; 17) введение и аннулирование «золотой акции». Нередко в крупных акционерных обществах акционеры предстают в виде аморфного и весьма разношерстного коллектива, который зачастую бывает настолько большим, что в полном составе не может даже физически выступать как эффективный предприниматель. В этом случае может сложиться ситуация, при которой, в то время как меньшая часть держателей акций участвует в деятельности органов управления, большая часть вполне удовлетворяется получением доходов по своим акциям без активного участия в управлении обществом. Поэтому с целью защиты прав и интересов простых акционеров установлено требование, согласно которому решения общего собрания акционеров принимаются квалифицированным большинством от общего числа голосующих акций общества (п.2 ст.36 Закона об АО). Нормы ГК РК и Закона об АО (п.1 ст.36), устанавливая исключительность компетенции общего собрания акционеров, дают при этом акционерам право на ее расширение, то есть вопросы, относимые Законом об АО к компетенции совета директоров или исполнительного органа общества в соответствии с его уставом, могут быть отнесены к компетенции общего собрания акционеров. Общее руководство деятельностью акционерного общества осуществляется советом директоров. Членами совета директоров могут быть только физические лица. Они избираются из числа: 1) акционеров — физических лиц; 2) лиц, предложенных (рекомендованных) к избранию в совет директоров в качестве представителей интересов акционеров; 3) других лиц (членом совета директоров может быть избрано физическое лицо, не являющееся акционером общества и не предложенное (не рекомендованное) к избранию в совет директоров в качестве представителя интересов акционера. Количество таких лиц не может превышать пятьдесят процентов состава совета директоров). К исключительной компетенции совета директоров относятся следующие вопросы: 1) определение приоритетных направлений деятельности общества; 2) принятие решения о созыве годового и внеочередного общего собраний акционеров; 3) принятие решения о размещении акций общества и цене их размещения в пределах количества объявленных акций; 4) принятие решения о выкупе обществом размещенных акций или других ценных бумаг; 5) предварительное утверждение годовой финансовой отчетности общества; 6) принятие решения о выплате дивидендов по простым акциям и определение размера дивиденда на одну простую акцию, за исключением дивидендов, выплачиваемых за отчетный финансовый год; 7) определение условий выпуска облигаций и производных ценных бумаг общества; 8) определение количественного состава, срока полномочий исполнительного органа, избрание его руководителя и членов (лица, единолично осуществляющего функции исполнительного органа), а также досрочное прекращение их полномочий; 9) определение размеров должностных окладов и условий оплаты труда и премирования руководителя и членов исполнительного органа (лица, единолично осуществляющего функции исполнительного органа); 10) определение порядка работы службы внутреннего аудита, размера и условий оплаты труда и премирования работников службы внутреннего аудита; 11) определение размера оплаты услуг оценщика и аудиторской организации; 12) определение порядка использования резервного капитала общества; 13) утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (за исключением документов, принимаемых исполнительным органом в целях организации деятельности общества); 14) принятие решений о создании и закрытии филиалов и представительств общества и утверждение положений о них; 15) принятие решения об участии общества в создании и деятельности других организаций; 16) увеличение обязательств общества на величину, составляющую десять и более процентов размера его собственного капитала; 17) выбор регистратора общества в случае расторжения договора с прежним регистратором; 18) определение информации об обществе или его деятельности, составляющей служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; 19) принятие решения о заключении крупных сделок и сделок, в совершении которых обществом имеется заинтересованность (п.2 ст.53 Закона об АО). Анализируя компетенцию совета директоров, можно прийти к выводу, что в настоящий момент ему передано решение ряда вопросов, традиционно до этого относившихся к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Среди них, в частности, определение приоритетных направлений деятельности АО, формирование исполнительного органа и т.д. Все это на практике может привести к устранению акционеров от реального участия в управлении АО и ущемлению их прав. Соответственно при утверждении устава акционерам общества необходимо более тщательно подходить к вопросам об определении компетенции общего собрания и совета директоров с тем, чтобы не лишиться возможности влиять на деятельность общества. В крупных АО, учитывая сложность управления обществом при большом количестве акционеров, советы директоров должны быть наделены всем объемом полномочий, предоставляемых им законодательством. Непосредственным представителем интересов акционерного общества в отношениях с другими субъектами права является его исполнительный орган. Именно в этом органе управления сосредотачивается вся власть над обществом. Через исполнительный орган общество приобретает гражданские права и несет обязанности. В сферу деятельности исполнительного органа входит решение задач, стоящих перед акционерным обществом, организация выполнения решений, принятых общим собранием акционеров и советом директоров, управление текущими делами АО, в том числе заключение договоров и других сделок, распоряжение имуществом общества, наем и увольнение его работников, а также решение других вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления АО, определенную законодательством и уставом. Исполнительный орган АО может быть как коллегиальным (правление, дирекция и т.д.), так и единоличным (директор, генеральный директор и т.д.). При создании единоличного органа вся исполнительная власть над обществом сосредотачивается в руках высшего должностного лица – президента, директора и т.п., который вправе принимать самостоятельно любые решения по управлению АО в пределах компетенции, предоставленной ему законом и уставом. Другие должностные лица (заместитель директора, финансовый директор и т.д.), обеспечивая деятельность единоличного исполнительного органа, осуществляют функции по управлению акционерным обществом в пределах полномочий, предоставленных им директором. Мировой опыт показывает, что эффективное управление крупными предпринимательскими объединениями, к которым и относятся акционерные общества, невозможно без создания коллегиальных исполнительных органов. В АО таковым обычно является правление, возглавляемое председателем или президентом, избираемое советом директоров или общим собранием акционеров, если уставом не предусмотрено их избрание самими членами правления. Смысл деятельности правления заключается в коллективном управлении, когда меньшинство подчиняется решениям большинства. Иными словами, члены такого органа должны осуществлять действия по управлению текущими делами акционерного общества на основе согласованной воли. Решения, принятые коллективно, являются обязательными для исполнения всеми членами правления. Председатель правления, действуя от имени АО, в том числе представляя его интересы, заключая сделки от его имени, издавая приказы, должен осуществлять свои действия в строгом соответствии с решениями правления, независимо от своего собственного мнения относительно их. Закон об АО не содержит четких норм, определяющих порядок созыва, проведения и принятия решений коллегиальным исполнительным органом управления общества, что дает широкий простор для выбора тех или иных процедур самими акционерами. Основным документом, на основе которого правление должно осуществлять свою деятельность, является устав. Условия, не отраженные в уставе, могут быть утверждены советом директоров или общим собранием акционеров посредством принятия корпоративного акта, например, Положения о правлении. Решения на заседании правления могут приниматься как простым, так и квалифицированным большинством голосов от числа присутствующих на собрании членов, а также единогласно. В обязанности председателя должно входить осуществление функций по обеспечению работы правления, в том числе созыв заседаний правления и организация ведения протокола. В уставе, а также в Положении о правлении необходимо указывать перечень вопросов, решаемых правлением коллегиально, а также порядок распределения обязанностей между членами правления по вопросам, не требующим коллективного решения, в противном случае само правление будет определяться по этим проблемам, что может привести к превращению его из коллегиального органа управления в единоличный, когда все основные исполнительные функции сосредотачиваются в руках одного лица, возглавляющего правление. Помимо совета директоров, исполнительного органа, службы внутреннего аудита в акционерном обществе по решению общего собрания акционеров могут быть созданы и другие органы управления и контроля за деятельностью общества, деятельность которых может быть урегулирована посредством принятия общим собранием специального корпоративного положения об этом органе. Однако на практике такие органы обычно не формируются, и акционерное общество управляется в соответствии со структурой управления, предусмотренной в ГК РК и Законе об АО. Что касается различного рода управлений, департаментов, отделов и др., создаваемых в крупных акционерных обществах, например банках, национальных компаниях, то они не должны рассматриваться как отдельные самостоятельные органы управления акционерным обществом, так как их деятельность является продолжением деятельности исполнительного органа акционерного общества, который и формирует эти органы для решения задач, стоящих перед ним, а также для повышения эффективности текущего управления деятельностью общества.
Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6,, 12, 14, 18, 20, 21, 34, 35, 36, 37, 38, 39 (см. п.5).
|