Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1. Понятие, источники и принципы налогового праваСтр 1 из 9Следующая ⇒
Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации
Раздел 1. Понятие, источники и принципы налогового права Раздел 2. Система налогов и сборов. Установление налогов и сборов………………..7 Раздел 3. Налоговые органы и налоговая администрация……………………………12 Раздел 4. Налогоплательщики и плательщики сборов…………………………………27 Раздел 5. Налоговая обязанность. Исполнение налоговой обязанности……………..39 Раздел 6. Налоговый контроль……………………………………………………………48 Раздел 7. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Производство по налоговым правонарушениям………………………………………..58 Раздел 8. Защита прав и законных интересов налогоплательщиков………………..66 Раздел 1. Понятие, источники и принципы налогового права
Налог может быть определен как основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Такой подход к определению налога был сформулирован Конституционным Судом РФ еще до принятия первой части Налогового кодекса РФ. Сам же Налоговый кодекс РФ (ст. 8) определяет налог как " обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований". Отчуждение государством в фискальных целях денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам, составляет сущность налога. Уплату налога можно рассматривать как социальную обязанность, вытекающую из права частной собственности. Налоговое предписание определяет для налогоплательщика меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных действий в сфере налогообложения. Налоговое правоотношение, возникающие на базе соответствующей налоговой нормы, носит односторонний характер. Его элементами выступают, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, с другой стороны, - право государства в лице налоговых и иных фискальных органов (например, таможенных) органов требовать своевременной и полной их уплаты. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке через принятия соответствующих законов. Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, при этом оно не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Более того, законодательство содержит запрет на использование референдума и иных инструментов непосредственной демократии для установления налогов и регулирования налоговых отношений. Так, согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 10 января 1995 г. N 2-ФКЗ " О референдуме Российской Федерации" вопросы о налогах не могут выноситься на всероссийский референдум. " О налогах не договариваются" - один из постулатов налогового права и важнейший принцип финансовой деятельности государства. Признаками налога являются: 1. Обязательность уплаты налога. Обязанность уплачивать законно установленные налоги является конституционно-правовой обязанностью. Выполнение обязанности по уплате налога гарантируется возможностью применения по отношению к неплательщику мер принуждения, предусмотренных действующим законодательством. 2. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа. Уплата налога не приводит к возникновению корреспондирующей обязанности государства оказать налогоплательщику встречную услугу, совершить в его пользу какие-либо действия и т.п. 3. Публичные цели налогообложения. Налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В свою очередь налогообложение является признаком, отличительной чертой государства. С известной долей условности можно сказать, что налогообложение обеспечивает платежеспособность субъектов публичной власти. 4. Денежная форма налогового платежа. Налоги уплачиваются, как правило, в денежной форме. Уплата налогов может производиться в наличной или безналичной форме. Средством платежа по общему правилу выступает валюта Российской Федерации. В исключительных случаях, предусмотренных законом, допускается уплата налога в натуральной форме. Так, например, согласно ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ " О соглашениях о разделе продукции" по согласованию сторон налог на прибыль может уплачиваться инвестором в натуральной или стоимостной форме. Подобный вариант налогообложения при выполнении концессионных договоров и соглашений о разделе продукции относится к специальным налоговым режимам, предусмотренным ст. 18 Налогового кодекса РФ. Налогообложение отличается безвозвратностью. Возврат налога возможен в случае его переплаты или реализации законом установленной нормы о предоставлении соответствующей налоговой льготы. При этом условия возможного возврата платежа определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер налогового платежа в целом. Налог уплачивается налогоплательщиком. Возможность уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в налоговом законодательстве (налоговые агенты, правопреемники реорганизуемых организаций, наследники налогоплательщика). Соглашения об уступке или переводе налоговых обязанностей между налогоплательщиком и третьими лицами не допускаются. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Эта норма налогового права соответствует действующему бюджетному законодательству. В соответствии со ст. 35 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета. Из данного правила существуют исключения. В определенных случаях налоговый платеж может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения, отраслей хозяйства или ведомств. " Целевым" налогом является, например, единый социальный налог. Налог следует отличать от сбора. Под сбором в Налоговом кодексе (ст. 8) понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации понятие " сбор" имеет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы, так и пошлины.
|