Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
и актуализации ресурсного состояния человекаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Родология в диагностике И актуализации ресурсного состояния человека. Л.Н. Докучаева(Екатеринбург, Россия), В.В. Докучаев (Екатеринбург, Россия)
Представлен авторский родологический метод диагностики и коррекции родовых программ, определяющих ресурсное состояние человека. Метод позволяет диагностировать и корректировать причины возникновения психических напряжений, передающихся из поколения в поколение. Включение человека в систему Рода приводит к актуализации его ресурсного состояния. Тем самым открываются дополнительные возможности для улучшения качества жизни человека и его потомков. В сообщении представлен опыт работы родолога-консультанта в странах Европы и Азии. Родология в диагностике и актуализации ресурсного состояния человека
Ключевые слова: Род, семья. ресурсное состояние, родовая программа, психологическое напряжение, родологический метод Докучаевых, национальная самоидентификация.
Родология изучает законы развития Рода. Её основные понятия: Род, открытая биосоциальная система, родовая программа, ресурсное состояние. Определены они следующим образом: Род - многопоколенная группа людей, комплементарная составляющая Человеческого Рода, связанная между собой кровными узами, наследственной памятью и устойчивыми стереотипами поведения. При этом Род рассматривается как биосоциальная система: разумная, открытая, саморазвивающаяся. Родовая программа: алгоритм удовлетворения индивидуальной потребности, предписанный Родом.
Ресурсное состояние: физическое и психическое состояние человека в целом, когда он чувствует себя обладающим ресурсами. Ресурсы - любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиология, состояния, мысли, переживания, стратегии, люди …
Воспользуемся следующим постулатом родологии: степень ресурсного состояния отдельного человека определяется ресурсным состоянием его Рода. Постулат открывает возможности для диагностики ресурсных состояний конкретного человека, исходя из анализа ресурсов его Рода. Равно как и позволяет заявить, что активация ресурсных состояний человека более эффективна при активации ресурсов его Рода. Данный постулат коррелирует с результатами работ А.А. Шутценбергер, из которых следует: трансгенерационные связи сопровождаются эффектом интернализации, который определяет степень проявления ресурсных состояний у конкретного человека. Постулат хорошо соотносится и с опытом народных наблюдений. Так, например, якуты считают, что консервация у человека части его ресурсных состояний может быть охарактеризована словами «Отпал от своего Рода». В тоже время они предлагают народный рецепт по актуализации ресурсных состояний, выражая его словами: «Вернись в свой Род!»
Опыт нашей работы с клиентами на евроазиатском пространстве позволяет аргументированно показать как возникает эффект консервации ресурсных состояний и что нужно сделать для активации ресурсов. Приведем несколько конкретных примеров из практики работы родолога - консультанта. При этом воспользуемся следующим родологическим постулатом: нереализованные потребности в предыдущих поколениях формируют мотивацию для реализации данных потребностей в последующих поколениях.
Случай из консультационной практики в Казахстане (Рис.1.). Запрос молодого мужчины: «Почему я всегда второй?»
Рис.1. Ермек: «Хочу быть первым»
Родовая программа по удовлетворению потребности быть первым сформировалась: - по отцовскому Роду: Дед Боран трудолюбив. Он первым получил трактор, стал трактористом. Все его уважали как первого механизатора. В 1941 году дед Боран пошёл на фронт и там погиб в возрасте 32 лет. Отец Мейрам рос без отца. Победил свою болезнь. Открыл ИП и стал хозяином своего дела. - по материнскому Роду: Прадед Мажит трудолюбив. Стал первым секретарем райкома партии. Хозяином района. В 1937 году был репрессирован и погиб в возрасте 43 лет. Дед Нурлан. Сирота – вырос в детском доме. Участвовал в Великой Отечественной войне. Контужен, комиссован. Стал заместителем директора крупного горного комбината. Следствие контузии - ушел из жизни в возрасте 57 лет.
Ермек – наследник материнской и отцовской родовых линий, рассмотренных выше, получил ресурс Рода: быть первым. Но поколения дедов взаимодействуя с социумом, получили опыт, который, будучи переданным Ермеку, уже блокировал ресурс предостережением: Лучше быть вторым, потому что первые погибают. Тем самым ресурс, наработанный Родом, под удовлетворение потребности быть первым оказался заблокированным страхом смерти. Из уст Ермека, который чувствовал свой лидерский ресурс, постоянно звучало: Почему я всегда второй!? Работа с родологом дала возможность актуализировать ресурсное состояние лидера. Консультант показал Ермеку, что быть первым сегодня безопасно. Результат не заставил себя долго ждать. Ермек стал первым, главой большой государственной структуры.
На Рис. 2. представлена геносоциограмма молодой женщины Ольги, Урал, Россия.
Рис.2. Ольга: «Хочу создать социально благополучную семью»
Как сформировалась ее потребность? По материнской линии в четырех поколениях существовал такой тип семьи, в котором доминировала женщина, а мужчина либо отсутствовал, либо не брал на себя ответственность за семью. Женщины материнского Рода были ориентированы больше на общество, чем на семью. «Все для общества» – установки женщин материнского Рода. Они были социально адаптивны, социально признаны и одобряемы. Но внутри семьи было неблагополучно. Сформировалась потребность создать благополучную семью. По отцовскому Роду с точностью до наоборот, женщины были ориентированы больше на семью, на дом, на собственное хозяйство, чем на общество. Но государство нанесло серьезный удар по семьям отцовского Рода. Прадеды были раскулачены, лишены хозяйства и убиты. Женщины были вынуждены скитаться с детьми. Основная установка женщин отцовского Рода - «Все для семьи». Сформировалась потребность, чтобы семья была социально признана и социально благополучна. Два этих Рода сошлись не случайно. Потребность одного Рода привлекла к себе другой Род, в котором наработаны те качества, которые способствуют реализации потребности. И их потомок Оля озвучивает эту потребность: создать социально благополучную семью. Для реализации потребности в социально благополучной семье в отцовском Роду наработаны качества, необходимые для семейного благополучия, а в материнском Роду наработаны качества, необходимые для того, чтобы эта семья была социально одобряемой, социально благополучной. Сложность состояла в том, что у Оли преобладала ориентация на отцовский Род и не принятие материнского Рода. Таким образом, потомок не мог интегрировать в себе те качества, которые были необходимы для реализации ее потребности. Потребовалась специальная коррекционная работа с использованием родологического метода Докучаевых, которая позволила молодой женщине активировать ресурсы и материнского и отцовского Родов, доставшиеся ей в наследство и столь необходимые для удовлетворения потребности в создании социально благополучной семьи.
Приводим пример консультации (Рис.3.), проведенной в России. Альбина спрашивает: «Почему нарастает внутри меня неприятие мужа?» Рис.3. Альбина: «Национальная самоидентификация»
На данном конкретном примере мы можем проанализировать важность принятия потомком национальностей предков для обретения ресурсного состояния своего Рода. Альбина по материнскому Роду. Наследница немцев, сосланных с Поволжья в Киргизию. Национальная идентификация была затруднена из-за репрессий, которые пришлось пережить ее предкам. Она выходит замуж за мужчину еврейской национальности. В семейном союзе постоянное напряжение в коммуникации между мужем и женой, затруднено принятие мужчины таким, какой он есть. По отцовскому Роду. Родолог – консультант обратил внимание на тот факт, что в детстве Альбина была обижена отцом. Её обида была настолько сильна, что она не воспринимала отцовский Род как свой родной. При детальном анализе отцовского Рода выяснилось, что её дед Яков был найден немецкой семьей в степи. Трехлетнего мальчика киргиза держала, прижав к себе, умершая мать. Мальчик киргиз вырос в немецкой семье, получил имя Яков и женился на немке. Боль и страх смерти законсервировали у Альбины ресурс отцовского Рода, посеяв в ней глубокую обиду на отца. Отсутствие ресурса сказывалось на принятии близких мужчин, в частности мужа. Использование родологического метода позволило активировать у Альбины национальный ресурс. Она приняла отцовский Род и киргизскую национальность деда. Принятие киргизской национальности и киргизской культуры активировали внутренние ресурсы Альбины. Дополнительные ресурсы помогли Альбине справиться с внутренними репрессиями, которые явились порождением внешних репрессий. Ресурс, полученный в результате снятия внутренних ограничений, оказался достаточным для принятия мужчины другой национальности.
Важным ресурсом для человека являются его национальные качества, которые сформировались в результате межнациональных браков в предыдущих поколениях. Активация национального ресурса происходит в процессе национальной самоидентификации. Но ресурс принятия национальности блокирует, как правило, страх, порожденный социальными катаклизмами. Например: бессознательный страх быть евреем, вызванный страхом физического уничтожения, погромами, унижениями, ограничениями; страх быть российским немцем - репрессированным, насильственно переселенным в другие национальные диаспоры. В конечном итоге эти страхи приводят к тому, что и внутри семьи начинает проявляться непринятие той или иной национальности, из которых состоит Род. Конкретный человек, принадлежащий к такому Роду, затрудняется в своей национальной идентификации. Потеря национальной самоидентификации приводит к тому, что человек лишается ресурсов, наработанных его предками и национальными культурами в целом. Вот конкретный пример. Молодая женщина заявляет свою проблему: «Я все делаю не так». В материнском Роду присутствуют русская, польская, цыганская национальности. В отцовском Роду – армянская, эстонская, русская. Потомку сложно интегрировать все эти национальности внутри себя. В обретении национального ресурса могли помочь родители в процессе воспитания. Но они сами, конфликтуя между собой, еще больше дезинтегрировали ребенка. В ходе родологической консультации женщине пришлось по-новому ответить на вопрос, поставленный консультантом: «С позиции культуры какой национальности Вы оцениваете свои поступки: правильно – неправильно? С точки зрения русской культуры, цыганской, польской, эстонской, армянской культур?» У взрослой женщины впервые в жизни четко обозначилась необходимость в национальной идентификации. Род как система содержит в себе ресурсы для развития потомков. Но социальные, природные катаклизмы и внутрисемейные конфликты могут блокировать эти ресурсные состояния.
Родологический метод позволяет при работе с человеком:
1. Снять психологические напряжения, порожденные страхами предков. 2. Включить его в систему Рода через принятие отцовского и материнского Родов. 3. Провести идентификацию с носителями ресурсных состояний. 4. Провести разидентификацию с носителями неэффективных родовых программ. 5. И тем самым активировать его ресурсные состояния.
Литература
Докучаева Л.Н., Докучаев В.В. Отдаленные социально-психологические последствия репрессий и войн. В журнале: Психотерапия - Специальный выпуск - Материалы четвертого паназиатского конгресса (18-20.05.2007) «Психотерапия и консультирование в эпоху перемен».- Екатеринбург, 2007. с. 24-34
Докучаев В.В., Докучаева Л.Н. Основы родологии: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010.- 190 с.
Докучаев В. В., Докучаева Л.Н. Наследники Рода. Рок или благословение? - СПб.: ИК «Крылов», 2011. - 176 с. - (Серия «Семейный очаг»).
Докучаева Л.Н., Докучаев В. В. Родовая культура семьи или зачем надо знать историю своего Рода. с.57-59 в книге «История семьи в истории страны»/ под общ. ред. доктора исторических наук, профессора А.Д. Плотникова.-М.: Издательство РГСУ, 2012.- 108 с.
Шутценбергер А.А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограмм. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 256 с.
|