Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменения в государственном строе Российской империи второй половины XIX века.
Император: сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха. Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого числа законопроектов и по кодификационной работе. В 1884 г. при Государственном совете было создано Особое присутствие для рассмотрения жалоб на определения Сената. Тем самым Сенат подпадал под контроль высшего бюрократического органа. В феврале 1861 г. Главный комитет по крестьянскому делу был преобразован в постоянно действовавший Главный комитет об устройстве сельского состояния, контролировавший ход крестьянской реформы. Этот Комитет действовал в тесной связи с Государственным советом. При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления — Комитет министров. Положение Сената в качестве высшего судебного и надзорного органа упрочилось после реформы 1864 г. Еще в 1862 г. были утверждены Основные начала преобразования судебной власти в России, подготовленные специальной комиссией. К 1864 г. были подготовлены судебные уставы, вводившие новые начала судоустройства и судопроизводства. В соответствии с новыми преобразованиями отпала необходимость в существовании апелляционных департаментов Сената, бывших высшими инстанциями для местных судов губерний. В конце века продолжали существовать лишь два департамента (четвертый и пятый), которые в 1898 г. были объединены в единый Судебный департамент. В 1866 г. в составе Сената открылись уголовный и гражданский кассационные департаменты, рассматривавшие жалобы и протесты на решения местных судов. При нарушении этими судами установленных форм судопроизводства дела могли передаваться департаментами на рассмотрение в другие судебные инстанции. Первый департамент Сената продолжал давать толкования законов, занимался восстановлением нарушенных прав лиц, сословий, учреждений, осуществлял надзор за местным управлением и судами. В 1884 г. в составе Сената создан департамент, ведавший крестьянскими делами, рассматривавший жалобы на губернские присутствия по крестьянским, хозяйственным и земельным делам. В 1885 г. учрежден Высший дисциплинарный суд (в составе Сената) для рассмотрения правонарушений, совершенных судьями. С 1864 г. Сенат превратился в высший кассационный орган для пересмотра дел о государственных преступлениях, рассмотренных в судебных палатах и Верховном уголовном суде. В 1872 г. в составе Сената создано Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах. Присутствие стало высшей судебной инстанцией по политическим делам. В состав Присутствия кроме сенаторов входили назначаемые царем по спискам Министерства внутренних дел и Министерства юстиции сословные представители (предводители дворянства, городской голова и волостной старшина). Решения Особого присутствия могли выноситься в закрытых процессах, кассационные жалобы на них подавались в общее собрание гражданского и уголовного кассационных департаментов Сената. Накануне реформ был учрежден высший государственный орган —Совет министров, в который в качестве членов вошли председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие. Председательствовал в Совете министров император. Важную роль в системе высших государственных органов в пореформенный период продолжала играть Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Во втором отделении Канцелярии предварительно рассматривались законопроекты, выносимые из министерств в Государственный совет. Отделение иногда занималось самостоятельной разработкой законопроектов (им был подготовлен проект Устава уголовного судопроизводства). В 1882 г. Второе отделение упразднено, его дела (по изданию томов Свода законов) переданы Государственному совету. Большая нагрузка ложилась на Третье отделение, деятельность которого была направлена на борьбу с революционным движением, крестьянскими бунтами, беспорядками и т.п. С 1871 г. при отделении создается юрисконсульская часть, позже преобразованная в Судебный отдел Министерства внутренних дел. При отделении в качестве исполнительного органа находился аппарат Корпуса жандармов. В 1878 г. создано Особое совещание для изыскания мер к лучшей охране спокойствия и безопасности в империи. Была разработана широкая программа по усилению полиции, надзору за печатью, университетами и школами. Политическая напряженность, возникшая в стране (многочисленные террористические акты, конспиративные съезды земских деятелей 1879—1880 гг. и т.п.) вынудила правительство начать выработку мер по урегулированию ситуации. В начале 1880 г. предлагается создать верховную следственную комиссию для выяснения обстоятельств антигосударственной деятельности. Ряд генерал-губернаторов предложили ввести временное диктаториалъное управление с полномочиями верховной власти. В 1880 г. (после взрыва в Зимнем дворце) была создана ≪ Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия≫, на которую возлагался надзор за расследованием политических дел по всей стране. Ей были подчинены Третье отделение и Корпус жандармов. В задачи комиссии входило: объединение деятельности всех репрессивных органов в борьбе с революционным движением, рассмотрение ряда политических дел, ускорение судебного разбирательства и использование мер административного воздействия. Вскоре Верховная комиссия вместе с Третьим отделением были закрыты. Все дела Третьего отделения переданы в Департамент государственной полиции Министерства внутренних дел. Министр внутренних дел становился одновременно шефом Корпуса жандармов. Произошло объединение политической и общей полиции (нечто подобное произойдет в 1934 г., когда будет образован объединенный НКВД). Репрессии были обращены не только против революционных, но и радикальных и либеральных элементов. Вместе с тем министр ЛорисМеликов стремился восстановить в полном объеме действия Положения о земствах 1864 г. и действие судебных уставов. Были отстранены некоторые наиболее реакционные министры, облегчено положение прессы. Основными пунктами вновь выработанной программы действия были: развитие системы земских и сословных учреждений, приведение в единообразие полицейских органов, развитие самостоятельности провинциальных учреждений, предоставление печати свободы обсуждения мероприятий правительства. Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране на первый план выдвинуло такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов. Министерство финансов образовывало на местах казенные палаты (ведавшие прямы- ми налогами), акцизные управления (ведавшие косвенными налогами), фабричные инспекции. Для проведения выкупной операции потребовалось создать Крестьянский и Дворянский банки, осуществлявшие кредитование. Наряду с Государственным банком возникла целая сеть частных коммерческих банков. Финансовая реформа привела к перестройке системы государственного контроля и централизованного порядка формирования государственного бюджета, согласно которому он рассматривался и утверждался Государственным советом, а калькулировался в Министерстве финансов. Были выработаны новые бюджетные правила, и на финансовые палаты возложена обязанность контролировать осуществление бюджета по первичным документам. Старые дореформенные подати, такие как подушная и винные откупа, были заменены поземельным и акцизным налогами. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Вместе с тем резко возросли и государственные расходы, большая их часть уходила на содержание административного, полицейского аппарата и армии. Главными потребителями государственных средств были Министерство двора, Военное министерство, Министерство флота и Министерство внутренних дел. Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы — уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и др. В 1880 г. в составе Министерства внутренних дел создан Департамент государственной полиции, в 1883 г. к нему был присоединен Судебный отдел, осуществлявший надзор за политическими делами. В ведении Департамента находились охранные отделения, городские и уездные полицейские учреждения, сыскные части, пожарные команды и адресные столы. С Департаментом был тесно связан Отдельный корпус жандармов, входивший в состав Министерства внутренних дел. В состав Министерства внутренних дел входило Особое совещание, ведавшее вопросами административной ссылки. Департамент полиции состоял из нескольких делопроизводств, в задачи которых входили: вопросы политического сыска, работа с заграничной агентурой, негласный надзор и т.п. Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы, — присутствий по крестьянским делам, делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и проч. Ключевой должностью в уезде стала должность исправника. Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора. В 1881 г. Министерству юстиции было поручено разработать новое Уголовное уложение. В Государственном совете сосредоточивалась работа по кодификации законов: с 1892 по 1894 г. — в Кодификационном отделе, а с 1894 г. —в отделе Свода законов Государственной канцелярии. В ≪ период контрреформ≫ роль Совета снизилась, законопроекты в своем большинстве стали обсуждаться в Комитете министров. В Комитет на утверждение поступали уставы акционерных обществ, компаний, банков, биржевых уставов и т.п. Этот же орган осуществлял мероприятия цензурного характера, проводил работу по реорганизации губернского и полицейского управлений. Наиболее непопулярные проекты проходили через Комитет министров, минуя Государственный совет. В августе 1881 г. в нем обсуждалось Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, Временные правила о печати, Положение о полицейском надзоре и др. С 1857 г. (официально с 1861 г.) начал действовать Совет министров, состоявший из министров, председателей Комитета министров и Государственного совета и царских сановников. В Совет министров поступали материалы о работе комиссий, комитетов и учреждений, вносились отчеты министерств. В начале 80-х гг. деятельность этого органа прекратилась. В 60—70-х гг. в ходе реформ неоднократно выдвигалась идея представительства, причем не только либеральными, но и консервативными кругами. Генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов в конце 70-х гг. выдвинул идею привлекать ≪ наиболее благонадежные элементы≫ из земской цензовой общественности к участию в обсуждении государственных дел. Император одобрил идею, но не успел подписать ≪ первую русскую конституцию≫. Он был убит 1 марта 1881 г. 14 августа 1881 г. принято Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны. Репрессивным органам фактически предоставлялись неограниченные полномочия, расширялось толкование политического преступления. В 1882 г. принят специальный Закон о полицейском надзоре, значительно усиливший систему этих мероприятий. Либеральный период в развитии российской государственности заканчивался, начиналась эпоха контрреформ. Во второй половине XIX в. территория Империи продолжала изменять свои очертания. Внешние столкновения дополнялись борьбой российского правительства с внутренними противниками, покорением кочевых народов, освоением новых территорий. На окраинах Империи уже в 60-х гг. нарастало националистическое движение: ≪ украйнофильство≫ в Малороссии, восстание 1862 г. в Польше, усиливалось униатское движение в Западном крае. Вскоре после окончания Крымской войны (1858) Россия начала продвигаться на Дальнем Востоке — по левому берегу Амура и Уссурийскому краю вплоть до Владивостока. Новые территории отторгались у Китая по версии, что ими уже давно владели русские казаки. В 1860 г. в Пекине был заключен договор, закрепляющий новые российские присоединения. В начале 60-х гг. происходит окончательное завоевание Кавказа, завершившееся ≪ замирением≫ горцев. В 1859 г. была захвачена резиденция ≪ имама≫ Шамиля, но окончательно сепаратистское движение было подавлено лишь в 1864 г. К 1853 г. русские аванпосты выдвигаются к Сыр-Дарье, в течение 60-х гг. идет последовательное продвижение русских в Средней Азии. В боях с бухарцами и кокандцами русские в 1864 г. взяли кокандский город Ташкент, который стал центром Туркестанского генерал-губернаторства. В 1868 г. был завоеван Самарканд. Окончательно Кокандское ханство было завоевано генералом Скобелевым и его территория была превращена в Ферганскую область. В 1873 г. генерал Кауфман завоевывает Хиву, ее хан освободил всех русских заложников и признал себя вассалом России. Продвижение России в Средней Азии вызвало большое беспокойство Англии: русские подходили к границам Индии. Российская политика на Балканах была продолжением ее старой стратегии. Боясь ее дальнейшего усиления в этом регионе, Австрия, претендовавшая на территорию Боснии и Герцеговины, стала инициатором создания международного блока из шести европейских держав. Не позволяя России единолично вмешиваться в дела христианских народов Османской империи, блок держав взял на себя инициативу переговоров с турецким султаном. Турки произвели жестокую резню христиан в Болгарии. Полунезависимые государства Сербия и Черногория объявили Турции войну, на которую из России отправилось множество добровольцев. В 1876 г. в Берлине был принят меморандум, в нем излагалось требование к Турции провести ряд реформ в пользу христианских народов__ Болгарии, Боснии, Герцеговины, увеличить территории Сербии и Черногории. Невыполнение Турцией условий меморандума стало основанием для объявления ей Россией войны весной 1877 г. Летом 1877 г. после многих трудностей русским удалось взять Плевну и в начале 1878 г. подойти к Константинополю. По Адрианопольскому перемирию Турция соглашалась на уступки христианским провинциям. Заключенный в Сан-Стефано мир сделал Болгарию полунезависимым государством. Россия получала от Турции Карс, Батум и часть Бессарабии, принадлежавшую Румынии. Однако вскоре условия мира были пересмотрены под давлением Англии: урезаны уступки Сербии, Черногории, Болгарии. Берлинский конгресс под председательством Бисмарка, постановил также превратить военный порт Батум в торговую гавань.
|