Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический вектор сотрудничества. Государственная дипломатия и интересы российского бизнеса






Один из главных новых моментов здесь – рост активности частного российского бизнеса, видящего в латиноамериканском регионе не только трудно заменимый источник многих необходимых нашему потребителю товаров (прежде всего продовольственных), но и емкий быстро растущий рынок для отечественной промышленной продукции, включая высокотехнологичную, а также перспективное поле для инвестиций.

Деловой интерес к Латинской Америке стимулировался серьезными положительными сдвигами в экономике ряда стран региона, ускорением роста ВВП и объемов внешней торговли, укреплением финансового суверенитета, а также заметной ролью этих государств в ВТО и других международных организациях. Об укреплении хозяйственных позиций стран ЛАКБ говорят следующие цифры: в 2003–2008 гг. объем экспорта вырос в 2, 4 раза (с 384 до 901 млрд долл.), золотовалютные резервы увеличились в 2, 6 раза и превысили 510 млрд долл., а иностранные инвестиции – почти в три раза (с 44 до 128 млрд долл.); одновременно государственный долг снизился с 58 до 26% ВВП [6].

Большинство латиноамериканских стран сумели противостоять ударам мирового кризиса 2008–2009 гг., приняв масштабные антикризисные программы и тем самым подтвердив свою возросшую экономическую и финансовую устойчивость. Впервые Латинская Америка в кризисных условиях стала не проблемой, а частью ее решения. (Подробнее об этом читайте – «Эффект джаза»: мировой кризис и Латинская Америка» - прим. ред. сайта «Перспективы»)

Важно и то, что латиноамериканские бизнесмены также все активнее проникают на наш рынок, завязывают в России клиентские и партнерские отношения. В результате «латиноамериканский акцент» в российских внешнеторговых и внешнеэкономических связях становится все сильнее.

Накопленный опыт товарообмена (таблица) и делового сотрудничества свидетельствует, что экономики России и большинства государств Латинской Америки в основном взаимодополняемы: латиноамериканцы нуждаются в товарах нашего экспорта и наоборот. Это благоприятная объективно сложившаяся макроэкономическая ситуация; но для широкомасштабных долговременных контрактов и продвижения на латиноамериканские рынки российских товаров и услуг одной такой предпосылки недостаточно. Как показывает мировая практика, для успешной реализации конкретных бизнес-интересов наряду с экономическими и финансовыми инструментами крайне важно задействовать весь арсенал средств и методов информационно-политического обеспечения внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов на латиноамериканском направлении.


Таблица
. Торговля России со странами ЛАКБ (млн долл.)

Страны 1992 г. 2000 г. 2008 г.
Весь регион 1330, 3 5669, 7 15935, 0
Аргентина 150, 5 122, 9 1975, 9
Бразилия 146, 8 645, 9 6711, 2
Венесуэла 22, 1 67, 7 957, 8
Куба 832, 1 385, 2 265, 1
Мексика 19, 0 156, 7 1230, 9
Перу 19, 2 35, 7 327, 6
Чили 22, 4 19, 5 364, 7
Эквадор 14, 9 185, 2 935, 7

Источник: Таможенная статистика РФ за соответствующие годы

Это необходимо по ряду причин. Во-первых, в большинстве стран Латинской Америки российский бизнес все еще плохо знают, причем деловой имидж наших предприятий нередко оставляет желать лучшего. Во-вторых, российские предприниматели сталкиваются в регионе с острой конкуренцией со стороны ведущих корпораций западных держав, а в самое последнее время – стремительно растущих и исключительно агрессивных китайских промышленных и торговых компаний. И те, и другие в сложных ситуациях активно прибегают к помощи своих правительств, а в латиноамериканских странах всеми способами налаживают взаимоотношения с местными властями и СМИ, обеспечивая себе режим наибольшего благоприятствования. У российских предприятий нет другого выхода, кроме как действовать таким же образом.

Как правило, высокий уровень информационной деятельности обеспечивает компаниям создание представительств за рубежом. Количество представительств российских компаний в Латинской Америке (равно как и число совместных предприятий) невелико. Это отражает относительно низкий уровень экономических обменов с регионом и общую международную пассивность подавляющего большинства отечественных производителей. С ростом масштабов и диверсификацией российско-латиноамериканской торговли число филиалов, отделений и других представительств наших корпораций в странах региона неизбежно будет динамично увеличиваться. Например, реализация контрактов на поставки в Мексику вертолетной техники привела к открытию в этой стране представительства ОАО «Авиазапчасть».

Филиалы крупных российских корпораций (таких как «Газпром», «ЛУКойл» и «Русал») создаются в тех странах, где отечественный бизнес реализует долгосрочные проекты, связанные с разработкой полезных ископаемых и строительством объектов электроэнергетики и производственной инфраструктуры (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана). В ряде случаев представительства российских бизнес-структур, открытые в той или иной латиноамериканской стране, носят региональный характер. Один из примеров – отделение «Газпрома» в Боливии.

Стратегический характер приобрело участие «Русала» в экономике Гайаны. Местный филиал этой компании получил доступ к крупным месторождениям высококачественных бокситов, что ощутимо укрепляет ее сырьевую базу и обеспечивает стабильные поставки для загрузки дополнительных производственных мощностей Николаевского глиноземного завода [7]. В этом случае можно говорить о присутствии ведущей российской бизнес-структуры не только в экономической, но и в общественно-политической жизни южноамериканской страны. При этом «Русал» стал весомым фактором межгосударственных российско-гайанских отношений, что проявилось в ходе визита в РФ (январь 2007 г.) президента Гайаны Бхаррата Джагдео и его переговоров с В.В. Путиным. Таким образом, формирующееся в России частно-государственное партнерство получает свое продолжение и на пространстве ЛАКБ.

Шагом вперед в международной информационной деятельности российского высокотехнологичного бизнеса явилось создание Аргентино-российского центра научного и технологического сотрудничества(СЕНТАР), в задачу которого входит продвижение отечественных достижений на рынок этой южноамериканской страны. Именно СЕНТАР стал в мае 2006 г. организатором первого семинара-выставки российских высокотехнологичных компаний в Буэнос-Айресе.

Интенсификация информационной работы компаний не только способствует их закреплению на новых перспективных рынках, но и помогает в решении стратегической задачи увеличения числа признанных в международной коммерции российских брендов. Именно брендинг– целенаправленная деятельность по созданию образа и репутации «фирменных» товаров и услуг – становится все более действенным орудием конкуренции на мировых рынках. Брендинг может сделать отечественные продукты престижными и легко узнаваемыми для латиноамериканских потребителей. Коммерческий успех обеспечивается не только качеством товара, но и активной рекламно-информационной деятельностью, эффективностью маркетинга, репутацией фирмы-производителя.

Прокладывая путь в географически удаленный латиноамериканский регион, отечественные компании вынуждены вырабатывать собственную информационную политику в новой и зачастую незнакомой для них макросреде: выстраивать отношения с масс-медиа, целевыми общественными группами, властными структурами и группами давления и влияния, создавать своего рода PR-оболочку, так называемый «имиджевый скафандр» для каждого конкретного инвестиционного проекта, промышленного и торгового предприятия, банка, холдинга и т.д.

Важнейшим каналом продвижения в страны Латинской Америки информации о коммерческих предложениях и инвестиционных проектах ведущих российских производителей товаров и услуг (включая высокотехнологичные и наукоемкие) остаются официальные государственные визиты в регион высших руководителей Российской Федерации. Стало традицией, что в визитах такого уровня принимают участие наиболее авторитетные и уже известные в зарубежном деловом мире представители российского бизнес-сообщества. Так было, например, во время визитов президента России В.В. Путина в 2004 г. в Мексику, Бразилию и Чили. Информационный повод – визит президента – служил основанием для многочисленных публикаций в российской и, что особенно важно, латиноамериканской прессе, разнообразных сюжетов для теле- и радиопередач. В частности, поездка В.В. Путина в Бразилию и подписанные там соглашения привлекли внимание СМИ не только этой страны, но и других латиноамериканских государств, например Аргентины. Такого рода материалы стимулируют интерес местных деловых кругов к контактам с российскими предприятиями.

Встречи на высшем уровне стали мощным двигателем российско-латиноамериканских отношений. Российско-бразильский товарооборот в 2004–2006 гг. вырос с 1, 6 до 3, 7 млрд долларов [8]. В Мексике большого успеха добилась компания «Силовые машины» [9], ставшая в 2007 г. победителем тендера на сооружение ГЭС «Ла Йеска» мощностью 750 МВт, организованного Федеральной комиссией по электроэнергии Мексики [10]. Политический и информационно-пропагандистский эффект имел и визит В.В. Путина в Гватемалу в начале июля 2007 г. (в связи с проведением в столице этой страны 119 сессии Международного олимпийского комитета, на которой Сочи в острейшей борьбе с другими претендентами был выбран в качестве места проведения зимних Олимпийских игр 2014 г.). Президент России использовал свое пребывание в этой стране, чтобы подчеркнуть интерес российского политического руководства и бизнес-сообщества к расширению отношений с государствами Латинской Америки и зафиксировать ряд многообещающих направлений делового сотрудничества с Гватемалой. На совместной пресс-конференции с президентом Оскаром Берже В.В. Путин отмечал, в частности, что российские газовые и нефтедобывающие компании готовы инвестировать в гватемальскую экономику, а РАО ЕЭС заинтересована в строительстве электроэнергетических объектов на территории Гватемалы [11]. Гватемальская газета «Пренса либре», подробно характеризуя открывающиеся новые горизонты, обращала внимание на то, что взаимодействие двух стран на глазах начинает охватывать чрезвычайно широкий спектр взаимовыгодных деловых интересов, включающих в себя отрасли экономики и производственной инфраструктуры стратегического значения [12]. Другие газеты подхватили слова В.В. Путина о том, что выход гватемальских экспортеров на российский рынок открывает перед ними рынки всех государств-членов СНГ [13].

В ноябре 2008 г. в Латинской Америке побывал президент Д.А. Медведев. В сопровождении большой делегации деловых кругов он посетил Перу, Бразилию, Венесуэлу и Кубу. Как и другие визиты высших российских лидеров, эта поездка отличалась выраженным экономическим компонентом. Показательно, что Д.А. Медведев посетил штаб-квартиру бразильской нефтегазовой компании «Петробраз», продемонстрировав интерес Москвы к налаживанию сотрудничества в энергетической области. Такое партнерство может иметь принципиальное значение, поскольку недавние открытия крупнейших месторождений нефти и газа на шельфе Бразилии превращают эту страну в своего рода атлантический «энергохаб».

Выезды в латиноамериканский регион первых лиц государства дополняются регулярными поездками парламентариев и руководителей российской дипломатической службы. Характерный пример – визит С.В. Лаврова в Перу, Уругвай и Парагвай в середине сентября 2007 г. Все три страны являются важными экономическими партнерами России в Латинской Америке: Перу и Уругвай имеют многолетний опыт взаимодействия с отечественными предприятиями и внешнеторговыми организациями, Парагвай только встает на путь интенсивного товарообмена с РФ, но уже добился первых успехов, превратившись в одного из основных поставщиков говядины на российский рынок. Как с удовлетворением отмечала в дни визита газета «АБЦ Колор», Россия в 2006 г. стала крупнейшим покупателем парагвайского мяса, импортировав 92 тыс. т на сумму свыше 211 млн долларов [14].

Задача МИД видится в том, чтобы не только закрепить достигнутые результаты, но и наметить новые формы деятельности отечественного бизнес-сообщества на латиноамериканском направлении. В этом смысле особое значение имело продолжение переговоров С.В. Лаврова о взаимодействии Москвы с главной интеграционной группировкой Латинской Америки – МЕРКОСУР, чье поступательное развитие обязывает российские власти, частных импортеров и экспортеров внимательно присмотреться к складывающимся в этом районе мира новым геоэкономическим реалиям и вовремя приспособиться к меняющимся условиям ведения бизнеса. «У нас сейчас есть документ о механизме политического диалога, – подчеркнул министр. – Идея в том, чтобы расширить партнерство и на другие сферы» [15].

В феврале 2010 г. состоялась поездка С.В. Лаврова по ряду стран Карибского бассейна, Центральной Америки и в Мексику. Этот субрегион, где особенно сильно влияние США, в советские времена был полем противостояния (вплоть до вооруженного) двух сверхдержав. Времена изменились, но присутствие в этом районе мира отвечает геополитическим и геоэкономическим интересам России – тем более что большинство карибских и центральноамериканских стран демонстрируют свою заинтересованность в сближении с Москвой.

Состоявшиеся в последние годы официальные визиты, политические консультации, личные контакты лидеров России и государств Латинской Америки послужили продвижению не только нового имиджа Российской Федерации как все более влиятельной и ответственной мировой державы, имеющей глобальные интересы и обладающей соответствующими материальными возможностями, но и конкретных интересов отечественного бизнес-сообщества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал