Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возвращение на Остров Свободы
Перемены в российско-латиноамериканских отношениях напрямую затронули и взаимодействие по линии Москва – Гавана. В постсоветский период российско-кубинское сотрудничество, долгое время игравшее роль несущей конструкции политической и экономической стратегии СССР в Латинской Америке (в 1960–1990 гг. Советский Союз построил на Кубе свыше 1000 объектов, из которых 100 – крупные промышленные предприятия), резко сократилось практически во всех сферах. Показательно, что товарооборот между РФ и Кубой в 1992–2008 гг. снизился более чем в три раза, в то время как торговля России со странами региона в целом выросла почти в 12 раз (см. таблицу). Свертывание отношений коснулось и военно-технической области. Последняя крупная «сдача позиций» России на Кубе произошла в 2003 г., когда был полностью ликвидирован центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе, позволявший российским специалистам перехватывать практически все телефонные переговоры и электронные сообщения на большей части территории США. Можно сказать, что в начале 1990-х годов Россия фактически бросила Кубу, своего многолетнего ключевого союзника в Новом Свете, на произвол судьбы. Но кубинцы, вопреки ожиданиям и надеждам противников режима Ф. Кастро, экономически и политически так или иначе выстояли, не отказавшись при этом от идеологических принципов и курса на построение социализма. Более того, Гавана установила тесное сотрудничество с Каракасом и, опираясь на поддержку У. Чавеса, стала укреплять свои позиции в латиноамериканском регионе. В частности, в декабре 2008 г. главы 33 государств, участвовавших в саммите стран ЛАКБ в Бразилии, выступили с призывом в адрес Вашингтона снять эмбарго с Кубы. «Мы, – говорилось в совместном заявлении латиноамериканских лидеров, – просим правительство США, чтобы оно выполнило меры, содержащиеся в 17 резолюциях, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, и прекратило экономическую, торговую и финансовую блокаду Кубы» [25]. Важный демарш был предпринят в июне 2009 г., когда по инициативе большой группы латиноамериканских представителей Организация американских государств отменила резолюцию 1962 г., в соответствии с которой Куба была исключена из ОАГ. По мнению наблюдателей, этот шаг свидетельствовал как о растущей международной суверенности стран ЛАКБ, так и об известных подвижках в позиции США, имевших место с приходом в Белый дом администрации Б. Обамы. Вашингтон вынужден все больше считаться с мнением южных соседей [26]. Новая геополитическая ситуация в мире и перемены в латиноамериканской политике Москвы побудили Кремль искать пути восстановления российско-кубинских отношений. Первой попыткой возрождения сотрудничества стал визит на Кубу в сентябре 2006 г. тогдашнего премьер-министра РФ М.Е. Фрадкова: тогда был урегулирован вопрос (согласованы льготные условия погашения) о кубинском долге перед Россией в размере 166 млн. долларов и открыт кредит под закупку российской техники и запасных частей на сумму 355 млн. долларов. Этот стало первым признаком оживления торговых связей и подтвердило взаимную заинтересованность в расширении деловых обменов. Визит Д.А. Медведева на Остров Свободы в ноябре 2008 г. положил начало новому этапу развития российско-кубинских отношений. В 2009 г. Москву посетил Председатель Государственного Совета и Совета министров Кубы Рауль Кастро. В результате был подписан Меморандум о принципах сотрудничества, на базе которого продолжилась реанимация двустороннего взаимодействия. Его контуры определились в ходе интенсивного переговорного процесса и включили в себя широкий круг договоренностей, в том числе: · проведение совместных действий, направленных на формирование справедливого и полицентричного миропорядка; · реализацию ряда крупных совместных проектов, прежде всего в области электроэнергетики, углеводородов, транспорта, гражданской авиации, биофармацевтики и высоких технологий [27]. Похоже, что длительная пауза в российско-кубинских отношениях завершилась. Но очевидно и то, что выход на новые (старые) рубежи сотрудничества потребует постоянного наращивания усилий с обеих сторон.
|