Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменение геостратегического контекста ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Новая российская политика на латиноамериканском направлении вызвала волну комментариев и самых разных мнений как в регионе, так и за его пределами. Многие западные наблюдатели полагают, что активизация действий Москвы в странах ЛАКБ – геополитический курс, основанный на поиске статуса великой державы и направленный против Соединенных Штатов, а продажа оружия правительству У. Чавеса в Венесуэле грозит эскалацией гонки вооружений в этом районе мира [28]. Высказывается также соображение, что действия РФ в Латинской Америке – симметричный ответ на экспансию Запада на пространстве СНГ. Спору нет, геополитические соображения и расчеты никто не отменял. Россия не оригинальна, когда ищет способы расширения своего присутствия в мире, опираясь на возросшие торгово-экономические возможности и учитывая хозяйственные потребности. Это касается и сотрудничества в военно-технической сфере. Являясь крупным производителем и экспортером оружия, РФ, вполне естественно, ищет новые рынки для своей продукции, в том числе в Венесуэле. Раскручивает ли это гонку вооружений? Приведем только один красноречивый факт. Лидером по военным расходам в регионе является Колумбия (4% ВВП), тогда как Венесуэла направляет на эти цели 1, 3% ВВП [29]. Но Колумбию вооружениями снабжает отнюдь не Москва. Однако главное объяснение новой российской политики состоит в другом. Страны ЛАКБ последовательно наращивают экономический потенциал, их роль в мировых делах растет. Не случайно Мексика и Чили вошли в ОЭСР, объединяющую самые развитые государства, а Аргентина, Бразилия и Мексика – члены «большой двадцатки». Регион на глазах превращается в один из полюсов формирующегося многополярного мира, и игнорировать этот факт никто не может. В частности, большое внимание уделяют ЛАКБ восходящие страны-гиганты – Китай и Индия, уже вступившие в бескомпромиссную конкурентную борьбу за региональные рынки и ресурсы с США и государствами Евросоюза. Развивая отношения с Латинской Америкой, Российская Федерация не только приобретает новых торгово-экономических партнеров, но и повышает свой международный статус, позиционирует себя в качестве государства, имеющего глобальные интересы. В известном смысле зона ЛАКБ – геоэкономический и геополитический резерв России. Латиноамериканский курс Москвы следует рассматривать как часть масштабных усилий по формированию новой структуры международного взаимодействия. Такой подход позволяет ответить на вопрос о содержании «стратегического партнерства» РФ с рядом латиноамериканских стран. Во-первых, Россию и группу государств ЛАКБ объединяет неприятие попыток одностороннего диктата в международных отношениях и твердая приверженность идее многополярного мира, которая уже воплотилась в конкретные согласованные действия (в рамках БРИК, в «большой двадцатке», на двустороннем уровне). Характерный пример – дипломатическое признание Никарагуа и Венесуэлой Абхазии и Южной Осетии. Во-вторых, обе стороны претендуют на более значимую роль в глобальном экономическом и финансовом регулировании. Достичь этой цели можно только совместными усилиями и в конструктивном взаимодействии с другими восходящими государствами. В-третьих, в торгово-экономическом плане Россия и Латинская Америка не конкурируют на мировых рынках, а дополняют друг друга, что создает прочную базу взаимовыгодных обменов. Все эти факторы и образуют новый геостратегический контекст политики Москвы в зоне ЛАКБ. В то же время нельзя не видеть и тех ограничителей, которые задают пределы нарождающемуся российско-латиноамериканскому партнерству. Прежде всего, Россия все еще лимитирована своими экономическими и финансовыми возможностями, что таит потенциальную угрозу применения к отношениям с Латинской Америкой «остаточного принципа», их возврат на «плоский уровень», как уже было в недавнем прошлом. В наших отношениях с ЛАКБ должны взять верх долгосрочные национальные интересы. Но для этого нужна новая идейная платформа латиноамериканского курса (пока это – смесь неолиберализма с этатизмом). Существующие идейные рамки не способствуют широкому развитию инновационного сотрудничества, активному взаимодействию в области фундаментальной и прикладной науки, техники, образования, средств массовой информации, гуманитарной сфере. Важнейшая задача – создание мощного потенциала «мягкой силы» российской внешней политики на латиноамериканском направлении, укрепление культурно-гуманитарного актива двусторонних отношений. * * * Политика на латиноамериканском пространстве стала, пожалуй, самым эффектным направлением международной деятельности Москвы в последние годы. Теперь задача состоит в том, чтобы сделать его максимально эффективным, приносящимРоссии весомые торгово-экономические и политические дивиденды. И в этом смысле официальных усилий по поддержке экспансии в ЛАКБ крупного российского бизнесадалеко не достаточно (хотя они совершенно необходимы). К развитию сотрудничества с государствами Латинской Америки следует шире привлекать средний и малый бизнес, научные и культурные круги, институты гражданского общества. Иначе выгоду от латиноамериканского разворота во внешней политике РФ получат только частные олигархические структуры и крупнейшие госмонополии. Примечания: [1] Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации за соответствующие годы. [2] Концепция внешней политики Российской Федерации. – https://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/ [3] Статья Дмитрия Медведева «Страны БРИК: общие цели – общие действия».- https://news.kremlin.ru/news/7443/print [4] Financial Stability Forum. Press release, 12 March 2009. – www.fsforum.org [5] Financial Stability Forum. Press release, 2 April 2009. – www.fsforum.org [6] Balance preliminar de las economí as de Amé rica Latina y el Caribe, 2008. CEPAL, Santiago de Chile, 2008; La inversió n extranjera directa en Amé rica Latina y el Caribe, 2008. CEPAL, Santiago de Chile, 2009. [7] https://www.rusal.ru/business/geography/alumina/guyana/ [8] Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник, 2004 год. М., 2005, с. 674; Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник, 2006 год. М., 2007, с. 728. [9] Ведущий российский производитель и поставщик комплексных решений в области энергомашиностроения. Созданная в 2000 г. компания объединила технологические, производственные и интеллектуальные ресурсы таких известных российских предприятий, как Ленинградский металлургический завод, Электросила, Энергомашэкспорт и др. [10] https://www.power-m.ru/themes/basic/materials-document.asp? folder=1454& matID=3374 [11] https://www.kremlin.ru/text/appears/2007/07/136886.shtml [12] Prensa Libre. Guatemala, 4.07.2007. [13] https://www.sigloxxi.com/ [14] ABC Color. Asunció n, 14.09.2007. [15] https://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/ [16] Совместное заявление президентов Российской Федерации и Аргентинской Республики в год 200-летия Майской революции и 125-летия установления двусторонних дипломатических отношений. – https://news.kremlin.ru/ref_notes/523 [17] Документы, подписанные по итогам российско-аргентинских переговоров. 15 апреля 2010 года. – https://news.kremlin.ru/ref_notes/522/print [18] По итогам переговоров президентов РФ и Аргентины подписаны многомиллиардные контракты. – https://www.1tv.ru/owa/win/15.04.2010 [19] Там же. [20] El Universal. Mexico, 10.02.2004. [21] «Боливарианский проект» и перспектива российско-венесуэльского партнерства. М., 2005, с. 40. [22] Ведомости, 2.02.2010 [23] https://www.rosbalt.ru/print/726303.html [24] Заметим, что в ходе перелета истребители НАТО дважды совершали условный перехват российских бомбардировщиков. – https://news.mail.ru/politics/2011378 [25] https://cuba-travel.blogspot.com/2008/12/blog-post.html [26] El Paí s. Madrid, 8.06.2009 [27] Об официальном визите министра иностранных дел России С.В. Лаврова на Кубу. – https://www.mid.ru/ [28] См., например: Стивен Бланк. Россия и Латинская Америка: геополитические игры вблизи США. – www.ifri.org [29] SIPRI: Military Expenditure Database. – https://milexdata.sipri.org/ Читайте также на нашем сайте: «Эффект джаза»: мировой кризис и Латинская Америка» Петр Яковлев «Латинская Америка: меняющийся облик» Пётр Яковлев
|