Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К вопросу об экологическом контроле






НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ [783]

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», контроль в области охраны окружающей среды - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, нормативных документов в данной области.

Однако исполнение экологического контроля тяжело назвать эффективным. Одной из наиболее существенных проблем является реализация экологического контроля на местах. Так, на сегодняшний день практика в данной области дает основание говорить о наличии у органов местного самоуправления о довольно обширной функции по устранению нарушений в области охраны окружающей среды. Однако, отсутствие правового акта, регулирующего порядок разграничения полномочий по поводу экологического контроля на федеральном и муниципальном уровне, приводит к пересечению, дублированию функций государственного экологического контроля органами исполнительной власти различного уровня, что нейтрализует его эффективность. То есть местные органы, в сфере государственного экологического контроля лишь принимают участие, но не имеют соответствующих властных полномочий. Это объясняет их формальное отношение к данной проблеме.

Выходом же из данной теоретической и одновременно практической проблемы, а также способом повышения роли органов местного самоуправления в осуществлении экологического контроля, на наш взгляд, может стать проведение мониторинга муниципальных правовых актов для выявления актов, противоречащих федеральному законодательству, также установление в соответствующих актах конкретных форм участия в процедурах выдачи разрешений на виды природопользования и утверждение экологических нормативов и лимитов.

Кроме того, необходимо отметить, что неоднократное изменение объема полномочий в сфере экологического контроля, осуществлялись без достаточного обоснования их принадлежности органам публичной власти различного уровня. То есть на сегодня наблюдается общая тенденция выстраивания системы природоохранной компетенции (перераспределение полномочий всех органов власти, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями или правом решения вопросов местного значения) в зависимости от наличия финансового обеспечения на соответствующих уровнях публичной власти, тогда как разграничение полномочий должно происходить из стратегии развития федеративных и муниципальных отношений, согласованной с целями государственной экологической политики.

Таким образом, для решения названной проблемы, и для достижения действенного экологического контроля у муниципалитетов должны быть сохранены только те виды контроля, которые вытекают из права собственности муниципального образования либо из договора, заключенного муниципалитетом [784]. При этом разумность возложения отдельных полномочий на органы местного самоуправления должна исходить, из реальной возможности их исполнения на муниципальном уровне, нежели на государственном.

Кроме того, целесообразно исключить вообще все контрольные функции, находящиеся в вопросах местного значения поселений, в связи с тем, что на практике данные функции должным образом не осуществляются, и скорее всего в ближайшей перспективе осуществляться не будут.

Таким образом, в наши дни большое значение имеет экологический контроль на муниципальном уровне, его отсутствие же отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды особенно в крупных промышленных городах.

 

Глазков А. В. студент ЮУрГУ


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В Г. МАГНИТОГОРСК: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ [785]

 

Уральский федеральный округ является одним из самых экологически неблагополучных районов в Российской Федерации. Его области и города лидируют по общему выбросу вредных веществ в окружающую среду. Магнитогорск в этом плане не является исключением. В 2006 г. Магнитогорск вошел в список наиболее грязных городов в мире по рейтингу Института Блэксмита (США), а в 2013 г. занял десятое место в списке Росстата из 60 городов России с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой.

На протяжении с 2008 по 2013 гг. уровень загрязнения атмосферного воздуха города оценивался как «очень высокий», отмечалось превышение в разы ПДК бензапирена, фенола, формальдегида, взвешенных веществ, диоксида азота, оксида углерода, диоксида серы[786]. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является ОАО «ММК». Объем валовых выбросов в период с 2010 по 2013 гг. неизменен и колеблется в пределах 220 - 230 тыс. тонн[787].

Поверхностные водные объекты на территории города также подвергаются интенсивному загрязнению. Река Урал в черте города с 2008 по 2013 гг. по классу качества характеризовалась как грязная и очень загрязненная[788].

Основными источниками загрязнения водных объектов в 2011-2013 гг. являются ОАО «ММК» и МП трест «Водоканал» с количеством сбрасываемого загрязняющего вещества в объеме 154 - 222 тыс. тонн и 50 - 105 тыс. тонн соответственно.

ОАО «ММК» также является одним из основных источников образования отходов производства и потребления: 47 – 48 млн. тонн в период с 2011 по 2013 гг. Отходы производства, до сих пор загрязняющие атмосферный воздух, такие как шламонакопители, землеотвалы, шлакоотвалы, золоотвалы, гидроотвалы, отвалы пустых пород начали использоваться как вторичный ресурс лишь несколько лет назад.

Остро стоит и вопрос об обеспечении граждан г. Магнитогорска информацией о состоянии окружающей среды и мерах по ее улучшению. Жители города пытаются получить информацию о состоянии атмосферного воздуха, обращаясь с открытыми заявлениями в городскую Администрацию, но, к сожалению, данная проблема практически постоянно игнорируется местными властями. Например, в постановлении Администрации города «Об организации работ по регулированию выбросов вредных веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий» отсутствует пункт об оповещении жителей города о наступлении НМУ и о том, какие меры принимаются промышленными предприятиями для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период НМУ[789].

Однако, несмотря на нынешнее удручающее состояние природной среды в г. Магнитогорск, имеющиеся проблемы весьма эффективно решаются, главным образом ОАО «ММК». За последние 5 лет комбинат вложил около 4, 5 млрд. рублей в природоохранную деятельность, что привело к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 88 тыс. тонн[790], а также к существенному снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект[791].

Отметим, что согласно генеральному плану развития города до 2015 г., последующая застройка Магнитогорска будет проводиться в основном на правом берегу р. Урал, относительно удалённых от промышленных предприятий и экологически чистых южных и западных районах города.

В последние годы в воздухе уже витают планы о постройке «спутников» Магнитки – экологических поселений примерно на 10-15 тыс. жителей. Их планируют разместить в лесных предгорьях уральской зоны Башкирии соединить с городом удобными автотрассами. Однако, на наш взгляд, данная идея трудно выполнима в связи с необходимостью крупных инвестиций в данный проект, как частных, так и государственных. Нынешняя экономическая ситуация откладывает эти планы на долгие годы вперед.

 

Гусева М.П., студент ЮУрГУ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ [792]

Формирование экологического воспитания и культуры, является одной из актуальных тем на сегодняшний день. Её актуальность, обусловлена значимостью вопросов по определению и установлению экологического воспитания и культуры населения в стране и определение её уровня. Указанные вопросы на сегодняшний день требуют дальнейшего развития и осмысления, со стороны ученых и населения.

Экологическое воспитание, по мнению Устиновой — это и есть познание живого, которое рядом с человеком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним[793].

Происходящее в последние десятилетия интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды привело к природному дисбалансу, экологическим катастрофам техногенного характера. Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является, по мнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения[794].

На сегодняшний день основными проблемами по формированию экологического воспитания и культуры являются:

1)нежелание населения изменять свое экологическое сознание;

2)проблема установки методов и средств, повышения культуры и воспитания;

3)тотальная экологическая безответственность населения;

4)неспособность государства, в полной мере, обеспечить условия формирования культуры и воспитания отдельных личностей[795].

Цель экологического воспитания и культуры - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Государства в целом, ученые по изучению данных проблем, вырабатывают ряд условий по обеспечению наибольшей эффективности, непрерывности, комплексности экологического воспитания и культуры населения.

Повышению эффективности способствует умелое использование средств экологического воспитания и культуры:

1)семья, в которой происходит первая социализация индивида, формируются основные черты личности;

2)средства массовой информации, которые влияют на массовое сознание общества и каждого человека в отдельности, дают актуальную экологическую информацию;

3)образование всех «ступеней» - от детских садов, до высших учебных заведений. Где должны преподаваться дисциплины, затрагивающие окружающую среду, экологическое воспитание и культуру людей.

4)система российского экологического законодательства, которая в большей степени регулировать отношения охраны окружающей среды, сохранения природной естественной среды и многое другое;

5)система принуждения государства, для привлечения нарушителей к ответственности и предотвращения дальнейших нарушений[796].

На сегодняшний день в России существует масса организаций, которые способствуют поднятию уровня экологического воспитания, изменению отношения к окружающей нас среде. Например, некоторые из них «Всемирный фонд дикой природы в России», «Беллона», «Союз охраны птиц России», «Федерация экологического образования» и многие другие.

Делая вывод по данному вопросу, нужно сказать о том, что формирование экологического воспитания и культуры является сложным процессом. Проблема экологического воспитания и культуры существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Мы считаем, что государство должно предпринять наиболее жесткие меры по привлечению лиц к ответственности, которые нарушают экологическое благосостояние страны, выработать методы и способы формирования культуры и воспитания человека и помочь населению установить уровень экологической культуры.

 

Клыжова М.А., студент ЮУрГУ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал