Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие экологического аудита в РФ как одно из направлений
РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ [803] Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[804]). Сегодня вопрос о необходимости экологического аудита все чаще обсуждается в рамках вопроса о реализации экологической политики. Многие ученые высказывают различные мнения о необходимости этого института, его полного внедрения в российскую практику и законодательного закрепления. Кантаева И.А. в своей работе высказывает доводы о необходимости и универсальности экологического аудита. Она утверждает, что экологический аудит содержит в себе ряд инструментов и выступает психологический, административной, финансовой, рыночной мерой реализации экологической политики[805]. К примеру: административная мера, представляющая собой мероприятия, включающие в себя «исправляющие действия» государства, а также запретительные меры для причиняющих ущерб окружающей среде, целенаправленно применяемые в общем или индивидуальном порядке. Согласно приведенному доводу экологический аудит, как инструмент экологической политики, является универсальным средством ее реализации. Его комплексность обусловлена самим определением. По мнению Шишкиной Р.Н. и Жатковой Д.Н. экологический аудит является одним из факторов повышения эффективности и темпов развития экономики регионов, сохраняющих её окружающую среду[806]. Например, стимулирование природоохранной деятельности предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности для осуществления национальных и особенно международных инвестиций в промышленность области. Аббасов П.Р. говорит о том, что применяя экологический аудит можно снизить уровень риска для окружающей среды и здоровья людей и способствовать рациональному обеспечению природопользования[807]. Все вышеперечисленные качества экологического аудита осуществляются посредством выявления фактов и причин нарушения экологического законодательства, выработки конкретных рекомендаций по их устранению; посредством проводимых независимых оценок природоохранной деятельности организаций[808]. Основной проблемой применения экологического аудита на практике является отсутствие нормативно-правового регулирования на федеральном уровне. В связи с чем, считает, что необходимо принятие Федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации», что позволит урегулировать эколого-аудиторскую деятельность и создать необходимую правовую базу для ее осуществления.
Кондаков А.А., студент ЮУрГУ ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКИ ЛЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ [809] Незаконные вырубки лесов по-прежнему остаются одной из самых злободневных проблем в регулировании лесного сектора. По различным данным экспертов, на данную противоправную деятельность приходится порядка 10-35% всей лесозаготовки в стране. Круглосуточную службу по охране и защите лесов от браконьеров несут сотрудники лесничеств. По данным заседания Межведомственной комиссии по противодействию незаконным рубкам лесных насаждений, переработке, хранению и вывозу из леса древесины на территории Челябинской области, состоявшемся 25 июля 2013 г., «по результатам проведенных рейдов было выявлено 210 случаев незаконной рубки лесного массива, с объемом вырубленной древесины 5800 кубометров, тем самым объем незаконной рубки и нелегальный оборот древесины сократился на 1300 кубометров. В целях возмещения ущерба лесному фонду, было предъявлено 78 исков на сумму 5, 2 миллиона рублей»[810]. «В предновогодний период 2013 г. государственными лесными инспекторами было проведено 996 рейдов по предупреждению, пресечению и предотвращению нарушений лесного законодательства. В ходе данных мероприятий на территории Саткинского, Кубинского и Катав-Ивановского лесничеств выявлено пять случаев незаконной рубки 224 хвойных деревьев, ущерб составил 225 тысяч рублей. В трех случаях нарушители привлечены к административной ответственности по ст.8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан», по двум фактам причинения значительного ущерба лесным насаждениям возбуждены уголовные дела». И это далеко не единичный случай. Как стало известно, бывший сотрудник МВД в составе организованной преступной группы был уличен в незаконной рубке лесных насаждений на территории Кыштыма и Карабаша, Аргаяшского района. Своей общественно опасной деятельностью лица нанесли «ущерб Челябинскому областному бюджету учреждения " Кыштымское лесничество" в размере 20, 2 миллиона рублей»[811]. Полагаем, что для пресечения незаконной вырубки лесов в Челябинской области следует осуществить ряд следующих конструктивных действий: 1) Усовершенствовать лесное законодательство посредством издания подзаконных актов, регулирующих непосредственно процесс формирования системы контроля транспортировки и переработки леса, включающей маркировку заготовленного леса, электронную биржу готовой продукции, межведомственную координацию движения древесной продукции, а также принять нормативно-правовой акт, регламентирующий космический мониторинг лесного массива; 2)Усилить ответственность за правонарушения и преступления в экологической сфере в связи с незаконной вырубкой леса путем квалификации содеянного лицом, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы по транспортировке незаконно вырубленного лесного массива, когда не установлен непосредственный исполнитель данного правонарушения, а также увеличить срок исковой давности для привлечения к ответственности за совершение экологических правонарушений; 3)Создать систему учета и мониторинга лесов; 4) Ужесточить государственный контроль за сохранением и использованием лесных ресурсов. Именно комплекс необходимых мер по выявлению, пресечению и профилактике преступной деятельности в сфере экологии позволит сохранить ландшафт леса и его биологическое разнообразие.
Лешко А.А., студент ЮУрГУ ВОПРОС РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ [812] Экологическая доктрина Российской Федерации декларирует приоритет сохранения природы и улучшения ОС и включение природной среды в систему социально-экономических отношений как ценнейшего компонента национального достояния. Она лежит в основе государственной экологической политики и устаивает приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ. Следование данным направлениям по обеспечению экологической безопасности важно не только на уровне Российской Федерации, но и на территории её субъектов, в особенности тех, где проблема экологической безопасности стоит особенно остро. К таким, в частности, относится и Челябинская область - регион с высокой техногенной нагрузкой, что не может не сказываться на состоянии окружающей среды. Для решения имеющихся проблем, реализации экологической политики и повышения уровня экологической безопасности в регионе, 20 сентября 2007 года Правительством Челябинской области была принята концепция основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2007 - 2015 годы. Основные направления экологической политики в области улучшения состояния окружающей среды, сформулированные в рассматриваемой концепции, дублируют те, которые содержатся в Экологической Доктрине РФ. За прошедшие 8 лет, наиболее существенные и ощутимые изменения произошли в ходе реализации одного из важнейших направлений - совершенствования системы управления. Однако, в первоначально разработанную концепцию были внесены некоторые коррективы в связи со сложившейся экономической ситуацией. Так, к примеру, не были реализованы меры по организации системы поощрений за внедрение экологического менеджмента на предприятиях Челябинской области, а также по организация системы конкурсов, наград, званий, присуждаемых за деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования, которые ранее были предусмотрены в рамках совершенствование системы управления. Экономическая ситуация оказывает существенное влияние на анализ эффективности проводимой экологической политики. Снижение промышленного производства в 2008-2011 годах привело к уменьшению негативного влияния на окружающую среду. Но это не следует связывать с результатами проводимой экологической политики, поскольку уменьшение производства, вызванное экономическим кризисом, закономерно привело к снижению негативного влияния на экологию. Неизбежно, за кризисом идет восстановление производства, следовательно, увеличиваются его объемы и воздействие на окружающую среду. Объективно оценить меры, принятые в период экономического спада, невозможно, потому что объемы производства в начале и в конце сравниваемого периода различны. Сегодняшняя политика импортозамещения приводит к еще большему увеличению объемов промышленного, с\х производства. Следовательно, меры, принятые в рамках рассматриваемой концепции, оценить будет возможность только через некоторое время. Несмотря на сложности внедрения концепции основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области и трудности в отслеживании её результатов, данная работа крайне важна, поскольку мониторинг способствует углублению и совершенствованию методов воздействия на экологическую ситуацию. Также, исследование её итогов способствует формированию и развитию экологической политики не только в Российской федерации, но и в Челябинской области в частности.
Мирмович Т., студент Уральского филиала РАП
|