Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие экологического аудита в РФ как одно из направлений






РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ [803]

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[804]).

Сегодня вопрос о необходимости экологического аудита все чаще обсуждается в рамках вопроса о реализации экологической политики. Многие ученые высказывают различные мнения о необходимости этого института, его полного внедрения в российскую практику и законодательного закрепления.

Кантаева И.А. в своей работе высказывает доводы о необходимости и универсальности экологического аудита. Она утверждает, что экологический аудит содержит в себе ряд инструментов и выступает психологический, административной, финансовой, рыночной мерой реализации экологической политики[805]. К примеру: административная мера, представляющая собой мероприятия, включающие в себя «исправляющие действия» государства, а также запретительные меры для причиняющих ущерб окружающей среде, целенаправленно применяемые в общем или индивидуальном порядке.

Согласно приведенному доводу экологический аудит, как инструмент экологической политики, является универсальным средством ее реализации. Его комплексность обусловлена самим определением.
Вешкурцева Е.А. указывает на полезность экологического аудита, способного, по ее мнению, решить не только экологические, но и социально-экономические задачи.

По мнению Шишкиной Р.Н. и Жатковой Д.Н. экологический аудит является одним из факторов повышения эффективности и темпов развития экономики регионов, сохраняющих её окружающую среду[806]. Например, стимулирование природоохранной деятельности предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности для осуществления национальных и особенно международных инвестиций в промышленность области.

Аббасов П.Р. говорит о том, что применяя экологический аудит можно снизить уровень риска для окружающей среды и здоровья людей и способствовать рациональному обеспечению природопользования[807].

Все вышеперечисленные качества экологического аудита осуществляются посредством выявления фактов и причин нарушения экологического законодательства, выработки конкретных рекомендаций по их устранению; посредством проводимых независимых оценок природоохранной деятельности организаций[808].

Основной проблемой применения экологического аудита на практике является отсутствие нормативно-правового регулирования на федеральном уровне. В связи с чем, считает, что необходимо принятие Федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации», что позволит урегулировать эколого-аудиторскую деятельность и создать необходимую правовую базу для ее осуществления.

 

 

Кондаков А.А., студент ЮУрГУ

ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОЙ ВЫРУБКИ ЛЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ [809]

Незаконные вырубки лесов по-прежнему остаются одной из самых злободневных проблем в регулировании лесного сектора. По различным данным экспертов, на данную противоправную деятельность приходится порядка 10-35% всей лесозаготовки в стране. Круглосуточную службу по охране и защите лесов от браконьеров несут сотрудники лесничеств.

По данным заседания Межведомственной комиссии по противодействию незаконным рубкам лесных насаждений, переработке, хранению и вывозу из леса древесины на территории Челябинской области, состоявшемся 25 июля 2013 г., «по результатам проведенных рейдов было выявлено 210 случаев незаконной рубки лесного массива, с объемом вырубленной древесины 5800 кубометров, тем самым объем незаконной рубки и нелегальный оборот древесины сократился на 1300 кубометров. В целях возмещения ущерба лесному фонду, было предъявлено 78 исков на сумму 5, 2 миллиона рублей»[810].

«В предновогодний период 2013 г. государственными лесными инспекторами было проведено 996 рейдов по предупреждению, пресечению и предотвращению нарушений лесного законодательства. В ходе данных мероприятий на территории Саткинского, Кубинского и Катав-Ивановского лесничеств выявлено пять случаев незаконной рубки 224 хвойных деревьев, ущерб составил 225 тысяч рублей. В трех случаях нарушители привлечены к административной ответственности по ст.8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан», по двум фактам причинения значительного ущерба лесным насаждениям возбуждены уголовные дела».

И это далеко не единичный случай. Как стало известно, бывший сотрудник МВД в составе организованной преступной группы был уличен в незаконной рубке лесных насаждений на территории Кыштыма и Карабаша, Аргаяшского района. Своей общественно опасной деятельностью лица нанесли «ущерб Челябинскому областному бюджету учреждения " Кыштымское лесничество" в размере 20, 2 миллиона рублей»[811].

Полагаем, что для пресечения незаконной вырубки лесов в Челябинской области следует осуществить ряд следующих конструктивных действий:

1) Усовершенствовать лесное законодательство посредством издания подзаконных актов, регулирующих непосредственно процесс формирования системы контроля транспортировки и переработки леса, включающей маркировку заготовленного леса, электронную биржу готовой продукции, межведомственную координацию движения древесной продукции, а также принять нормативно-правовой акт, регламентирующий космический мониторинг лесного массива;

2)Усилить ответственность за правонарушения и преступления в экологической сфере в связи с незаконной вырубкой леса путем квалификации содеянного лицом, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы по транспортировке незаконно вырубленного лесного массива, когда не установлен непосредственный исполнитель данного правонарушения, а также увеличить срок исковой давности для привлечения к ответственности за совершение экологических правонарушений;

3)Создать систему учета и мониторинга лесов;

4) Ужесточить государственный контроль за сохранением и использованием лесных ресурсов.

Именно комплекс необходимых мер по выявлению, пресечению и профилактике преступной деятельности в сфере экологии позволит сохранить ландшафт леса и его биологическое разнообразие.

 

Лешко А.А., студент ЮУрГУ

ВОПРОС РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ [812]

Экологическая доктрина Российской Федерации декларирует приоритет­ сохранения природы и улучшения ОС и включение природной среды в систему социально-экономических отношений как ценнейшего компо­нента национального достояния. Она лежит в основе государственной экологической политики и устаивает приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ.

Следование данным направлениям по обеспечению экологической безопасности важно не только на уровне Российской Федерации, но и на территории её субъектов, в особенности тех, где проблема экологической безопасности стоит особенно остро. К таким, в частности, относится и Челябинская область - регион с высокой техногенной нагрузкой, что не может не сказываться на состоянии окружающей среды.

Для решения имеющихся проблем, реализации экологической политики и повышения уровня экологической безопасности в регионе, 20 сентября 2007 года Правительством Челябинской области была принята концепция основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2007 - 2015 годы. Основные направления экологической политики в области улучшения состояния окружающей среды, сформулированные в рассматриваемой концепции, дублируют те, которые содержатся в Экологической Доктрине РФ.

За прошедшие 8 лет, наиболее существенные и ощутимые изменения произошли в ходе реализации одного из важнейших направлений - совершенствования системы управления.

Однако, в первоначально разработанную концепцию были внесены некоторые коррективы в связи со сложившейся экономической ситуацией. Так, к примеру, не были реализованы меры по организации системы поощрений за внедрение экологического менеджмента на предприятиях Челябинской области, а также по организация системы конкурсов, наград, званий, присуждаемых за деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования, которые ранее были предусмотрены в рамках совершенствование системы управления.

Экономическая ситуация оказывает существенное влияние на анализ эффективности проводимой экологической политики.

Снижение промышленного производства в 2008-2011 годах привело к уменьшению негативного влияния на окружающую среду. Но это не следует связывать с результатами проводимой экологической политики, поскольку уменьшение производства, вызванное экономическим кризисом, закономерно привело к снижению негативного влияния на экологию. Неизбежно, за кризисом идет восстановление производства, следовательно, увеличиваются его объемы и воздействие на окружающую среду.

Объективно оценить меры, принятые в период экономического спада, невозможно, потому что объемы производства в начале и в конце сравниваемого периода различны.

Сегодняшняя политика импортозамещения приводит к еще большему увеличению объемов промышленного, с\х производства. Следовательно, меры, принятые в рамках рассматриваемой концепции, оценить будет возможность только через некоторое время.

Несмотря на сложности внедрения концепции основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области и трудности в отслеживании её результатов, данная работа крайне важна, поскольку мониторинг способствует углублению и совершенствованию методов воздействия на экологическую ситуацию. Также, исследование её итогов способствует формированию и развитию экологической политики не только в Российской федерации, но и в Челябинской области в частности.

 

Мирмович Т., студент Уральского филиала РАП

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал