Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивид как субъект политики. Права человека.






Темы докладов

1. Лицо как субъект и объект политики.

2. Особенности политической социализации в современной Украине.

3. Способы формирования демократической культуры личности.

4. Преодоление отчуждения личности от власти: теория и практика.

5. Способы влияния политической социализации на политическое лидерство.

6. Политическая социализация молодежи.

7. Политическая социализация в постсоветской Украине.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику современного политического лидера.

2. Раскройте технологии принятия решений.

3. Определите положительное и отрицательное влияние лидерства на политический процесс.

4. Дайте характеристику форм функционирования политического лидерства.

5. Раскройте взаимодействие СМИ и современного лидера.

6. Раскройте теории политического лидерства.

 

Логические задачи

1.Назовите главные условия активизации процесса социализации личности и общества.

2. Как влияют на процесс социализации исторические, национальные, культурные особенности страны?

3. Назовите наиболее характерные черты политической культуры в политических лидеров Украины.

4. Главным фактором политической социализации Ленин считал знания:

«... Неграмотный человек стоит вне политики, ей необходимо приобрести образования. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, козни, но не политика.»Чем, на Ваш взгляд, обусловлена ​ ​ растущая роль политических знаний в процессе социализации?

5. Украина - многонациональное государство. Означает ли это, что ее политическая социализация должна иметь характер конфликта? Какие факторы помогают предотвращению конфликтности?

6. Чем отличается политическое участие от политической социализации?

7. В чем, по вашему мнению, заключаются особенности политической социализации в разных типов политических режимов?

8.Как соотносятся политическая социализация и политическое отчуждение?

9. Какая связь существует между политической социализацией и политическим господством?

 

Вопросы для дискуссии

 

1. В чем сущность современных теорий политического лидерства?

2. Раскройте сущность положительного и отрицательного влияния лидерства на политический процесс.

3. Какие формы функционирования политического лидерства?

4. Раскройте взаимосвязь лидерства и политического менеджмента.

5. Дайте общую характеристику харизматического лидера.

6. Какие требования выдвигает общество к политическому лидеру?

7. Какая взаимосвязь менталитета и института лидерства?

8. В каких сферах политической жизни эффективное политическое лидерство?

9. Кого вы считаете реальными политическими лидерами в истории украинского общества?

10. Раскройте роль лидера в современной Украине.

 

Дискуссия «Концепции политического участия. Что удалось объяснить?»

В современной политической науке существует несколько концепций, претендующих на объяснение и понимание причин политического участия (и прежде всего электорального).

1. Значительную популярность приобрела так называемая теория рационального выбора. Она строится на логическом допущении, что большинство индивидов стремится рационального поведения. При этом рациональность не тождественна логичности. Основоположник этой теории Э. Даунс определяет рациональность как движение человека «к достижению своей цели таким путем, который, по его мнению, требует наименьших возможных расходов редких ресурсов на единицу получаемого результата». Часть исследователей трактует рациональность принцип максимизации выгоды. Таким образом, политическое участие, с точки зрения сторонников данной теории, базируется на соотношении затрат с получаемой от политического участия выгодой. В том случае, если выгода значительно больше затрат, индивид проявляет политическую активность. Согласно адептами данной концепции, политика

возникает как результат взаимодействия различных единичных интересов и воли. Ее единицей становится отдельный человек со своими интересами и предпочтениями. Критики этой теории акцентируют внимание на том, что она базируется на абстрактных допущениях стабильности, последовательности и окончательной определенности преимуществ, тогда как на самом деле индивиды принимают решения часто в быстро меняющихся условиях и под влиянием ситуативных факторов.

2. В противоположность теории рационального выбора, «мичиганская модель» электоральной участия как первичная переменная политического поведения рассматривает партийную идентификацию избирателей. Именно она определяет отношение избирателя к серьезным политическим событиям и чувства, испытываемые к кандидатам. В свою очередь, партийная идентификация формируется через политическую социализацию,

главным агентом которой является семья.

3. Психологическая школа делает акцент на мотивах и установках индивида. Согласно ученые ориентируются на изучение психологических черт личности, ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик. Цель изучения

- Выявление взаимосвязей установок и поведения личности, а основные методы изучения

- Социологические опросы, работа с фокус-группами, психологические

эксперименты.

4. В рамках институционального подхода утверждается, что политическая

активность зависит не от психологических характеристик личности, социального статуса, уровня образования, а от возможностей влияния избирателей на правительство, предоставляется политическими институтами. Рассмотрите вышеперечисленные концепции. Какие, по Вашему мнению, их

достоинства и недостатки? Из них может претендовать на объяснение широкого круга факторов, определяющих политическое участие? Выразите свое отношение к каждой из этих концепций. На основе, какой из них вы могли бы наиболее полно раскрыть причины политического участия? Сопоставьте свою точку зрения с мнением студентов вашей группы.

Постарайтесь найти веские аргументы для обоснования своей позиции.

 

Рекомендуемая литература

1. Буткевич В. Права человека в Украине // Права человека в Украине. - М., 1995.- С. 34.

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября +1950 года // Международное право в документах: Учеб. пособ. [3-е изд., Перераб. и доп.] / Сост.: Н. Т. Блатова, Г. М. Мелкова. - М., 2002. - 824 с.

3. Общая теория государства и права / Под ред. М. В. Цвик. - Харьков: Право, 2002. - 432 с.

4. Зеленько Г. И. Общественные организации как структуры гражданского общества (на примере Молдовы) // Г. И. Зеленько, В. И. Аникин / Политические науки и методика преподавания социально-политических дисциплин. Научный журнал НПУ им. Драгоманова. 2011. - Серия 22. - Вып. 6. - С. 40-47.

5. Конституционное право Украины / Под ред. В. Ф. Погорилка. - М., 2002. - С. 189-190.

6. Конституции зарубежных стран [Электронный ресурс] / сост. проф. В. В. Маклаков. - М.: Издательство БЕК, 2002. - Режим доступа: https://www.vuzlib.net/beta3/html/1/16814.

7. Кулеба А. Молодежные общественные организации: виды, общественные функции и проблемы их деятельности / О. Кулеба // Укр. нац. идея: реалии и перспективы развития. - 2012. - Вып. 24. - С. 45-50.

8. Малявин Е. В. Общественные объединения как составная часть политической организации общества / Е. В. Малявин, Н. М. Семке // Проблемы и перспективы формирования национальной гуманитарно-технической элиты. - 2011. - Вып. 29 (33). - С. 148-156.

9. Марушкевич Б. М. Молодежные общественные организации в Украине: задачи и принципы функционирования в условиях трансформации общества / Б. М. Марушкевич // Социальные технологии: актуальные проблемы теории и практики: сб. наук. пр. / класси. приват. ун-т; [сост.: Бех В. П. и др.; отв. за вып. Катаев С. Л.]. - Запорожье, 2011. - Вып.49. - С. 45-53.

10. Морозова Л. А. Теория государства и права. - М., 2005. - с.428 - 441.

11. Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. Дел, в 2000.

12. Тодика Ю.М. Конституция Украины: проблемы теории и практики. - Харьков: Факт, 2000. - 608 с.

13. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2001. - С. 62.

14. Фрицкий А. Ф. Конституционное право Украины. - М., 2002. - С. 127.

15. Юлдашев А. Природно-правовая ценность категории «достоинство человека» как основа любого реформирования (к проблеме принципов государства) // Вестник Академии правовых наук Украины. - 2002. - № 1 (28). - С. 96.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал