![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Методика преподавания курса «Политические институты, их эволюция» и методика подготовки к учебным занятиям базируется на сочетании следующих методов: 1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через пособие, презентацию в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого массива информации. 2. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, ставится проблема, формулируется познавательная задача, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска (на проблемных лекциях, при постановке творческих заданий и закреплении тем эссе). 3. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется на основе работы над программами и учебными пособиями. Такой способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах. 4. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. Для работы в рамках курса обучающимся необходимо иметь четкое преставление о следующих моментах: 1. Определить какой материал будет изучаться на учебных занятиях / самостоятельно. 2. Определить формы организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. 3. Определить оптимальные формы и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов при выполнении самостоятельной работы. 5. Определить " точки", интервалы в изучении курса, методы и сроки контроля и самоконтроля. При изучении материала курса студенты ориентируются на самостоятельное изучение основных нормативных актов, регламентирующих исследовательскую деятельность. Изложение основных тем должно сопровождаться использованием научных терминов, например, «Политическая элита», «Политика», «Политический плюрализм» и т.п. Для этого следует привлекать обучающихся к созданию Глоссария по дисциплине. Например, в теме № 15" Политический процесс и политические технологии" следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:
Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей. Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Политические институты, их эволюция». В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом. Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами. Выбор методов и форм обучения может определяться: • общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов; • особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов; • целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; • временем, отведенным на изучение того или иного материала; • уровнем подготовленности слушателей; • уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств; • уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя. Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Политические институты, их эволюция» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией используется проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Материал лекции дополняется вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.
Примерные темы для проблемных лекций:
Эффективным видом занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Политические институты, их эволюция» связана, кроме дидактических преимуществ, с низким уровнем подготовки обучающихся, с особенностями восприятия информации (незрелость ассоциативного мышления, клиповое сознание и т.п.). К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения дисциплины: a. семинар; b. учебная конференция; c. коллоквиум; d. проблемный семинар. В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как: 1. диспут по проблемным темам, например: • Политические (этнополитические) конфликты • Политические системы и политические режимы современности. 2. выполнение творческой работы, например: • подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия; • самостоятельное исследование по теме семинара. 3. сбор, обработка и оформление собранного материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата).
Примерный план проблемного семинарского занятия: Групповое аудиторное задание по теме 2. «Политические учения в России XI-XX вв.». Групповая работа ‑ мини-кейс «Организационно-экономические «знаниевые» политические концепции. Особенности и преимущества: 1) Зарождение и формирование политических взглядов на Руси в XI-ХVI веках (Илларион. Повести временных лет, В. Мономах. Русская правда. Слово о полку Игореве. Филофей. И. Волоцкий. Н. Сорский, М. Грек. И. Грозный. А. Курбский).; 2) Формирование концепций абсолютизма (Ф. Прокопович, И. Посошков, В. Татищев); 3) Политические идеи российских просветителей начала XIX века (В. Малиновский, В. Попугаев, А. Куницын); 4) Политические идеи реформизма и консерватизма в начале XIX века (М. Сперанский, Н. Карамзин). 5) Радикальная политическая мысль в России конца ХVIII – начала XIX века (А. Радищев, декабристы). Проекты преобразования государственного строя П. Пестеля и Н. Муравьева. 6) Радикальные политические концепции в России второй половины XIX – начала XX века: революционные демократы и народники; российский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин). Большевизм: В.и. Ленин о государстве и политике. 7) Либерально-конституционная политическая мысль конца XIX начала XX века (Чичерин Б., Новгородцев П., Ковалевский М.).
По результатам группой работы делается презентация, оценивается по 10-бальной шкале в зависимости от полноты и логичности анализа, от количества и качества используемых аргументов, литературных источников, современной практической значимости.
Данная рабочая программа содержит следующие сокращения: ВПО – высшее профессиональное образование ОК – общекультурная компетенция ООП – основная образовательная программа ПК - профессиональная компетенция ПКВ - профессиональная компетенция вузовская ПС – проблемный семинар СРС – самостоятельная работа студентов РФ – Российская Федерация ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
|