![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иллюзия контроля поведения
Даже в тех ситуациях, которые заведомо нельзя контролировать, люди все равно пытаются это делать, создавая иллюзию контроля. Действия студентов для того, чтобы вытащить «счастливый» билет. Элен Лангер (1975) Участие в лотерее – одна из тех ситуаций, где выигрыш определяется чистой случайностью, а не способностями и умениями человека. Тем не менее многие люди полагают, что и в этих условиях они могут контролировать ход событий и влиять на результат. В этом случае человек наиболее явно создает иллюзию контроля. Иллюзия контроля –своего рода реактивное психическое сопротивление в ситуациях, кот невозможно контролировать. Таким образом, при помощи иллюзии контроля люди стремятся поддерживать свою Я – концепцию. Индивидуальные различия в лк закладывается в детстве и обусловлены отношением родителей к ребенку, а в целом – лк самих родителей – лк передаётся от родителей к детям через воспитание (научание). ЛК выражает некую общую жизненную установку индивида. У каждого человека, вне зависимости от его ЛК, всегда имеется достаточно таких сфер жизни, где он самостоятельно, или по крайней мере, уверен, что контролирует своё поведение и жизненные обстоятельства.
9. ПонЯтие, структура и содержание социализации личности. Социализация – это процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Содержание процесса социализации. Если исходить из тезиса, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых оно осуществляется: в деятельности, общении, самосознании. Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов. Во-вторых, центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Стадии процесса социализации. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека: - младенчество (1 год жизни), - раннее детство (2 год), - игровой возраст (3-5 лет), - школьный возраст (6-10 лет), - подростковый и юность (11-21 год), - молодость (22-35) - средний возраст (36-65), - зрелость (после 65 лет). Лишь последний из возрастов – «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности
|