Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование социальных установок.






Являются ли социальные установки врожденными? Мало кто ответит на это вопрос утвердительно. Наоборот, большинство согласится с тем, что они приобретаются с опытом. Большинство социальных установок являются приобретенными. Социальные психологи согласны с этой точкой зрения. Но отметим: мы бы Допустили небрежность, не упомянув, что появляются все новые данные о воздействии генетических факторов на социальные установки. Мы опишем результаты нескольких экспериментов, подтверждающих это предположение, после того как рассмотрим основные способы приобретения установок.

Один из источников формирования наших социальных установок очевиден: мы заимствуем их у других людей в процессе социального научения. Другими словами, часто наши взгляды формируются, когда мы общаемся с другими людьми или просто наблюдаем за их поведением. Социальное научение включает в себя несколько процессов. Классическое обусловливание: научение, основанное на ассоциациях. Один из основных принципов психологии гласит: если одинстимул постоянно предшествует другому, то первый может вскоре стать сигналом для второго. Таким образом, при появлении первого стимула люди ожидают, что за ним последует второй. В результате они могут постепенно усвоить ту же реакцию на первый стимул, что и на второй, особенно если последний вызывает достаточно сильную автоматическую реакцию. Рассмотрим, например, женщину, у которой душ постоянно издает небольшое гудение как раз перед тем, как горячая вода перестает течь и превращается в ледяную струю. Сначала она может почти не реагировать на это гудение. Однако, когда после него несколько раз появляется ледяная вода, женщина, вполне возможно, начнет испытывать сильное эмоциональное возбуждение (страх!), заслышав гудение. В конце концов это становится сигналом того, что, вскоре последует, а именно что-то достаточно неприятное.

Как этот процесс — известный как классическое обусловливание — связан с формированием установок? Многие исследования показывают, что изначально нейтральные слова при соединении со стимулами, вызывающими сильную негативную реакцию — например, электрический шок или громкие звуки, — сами приобретают способность вызывать благоприятные или неблагоприятные реакции. Поскольку в основе установок лежат оценочные реакции, эти данные свидетельствуют о том, что отношение к изначально нейтральным стимулам можно вызвать посредством процесса классического обусловливания. Чтобы увидеть действие этого механизма в реальной жизни, представьте себе следующую ситуацию. Маленькая девочка наблюдает, как ее мать хмурится и проявляет другие признаки недовольства

каждый раз, когда встречает представителей определенной расовой группы. Изначально девочка настроена достаточно нейтрально по отношению к членам этой группы и их визуальным характеристикам (цвет кожи, стиль одежды, акцент). Тем не менее, когда эти визуальные характеристики соединяются (ассоциируются) с негативными эмоциональными реакциями ее матери, включается механизм классического обусловливания; постепенно ребенок начинает негативно реагировать на эти стимулы и, следовательно, на членов этой расовой группы.

Интересно, что данные исследований указывают на то, что классическое обусловливание может действовать подсознательно — даже когда люди не знают о стимулах, которые служат основой этогопричинно-следственного механизма. Например, в одном исследовании студенты рассматривали фотографии незнако-мого им человека, занимающегося повседневными делами: он делал покупки в магазине или возвращался домой. Во время этого просмотра буквально на мгновение появлялись другие фотографии, о которых было известно, что они обязательно вызовут позитивную или негативную реакцию, причем их появление было настолько кратким, что участники исследования даже не успевали их заметить. В одной группе были использованы фотографии, вызывающие положительные чувства (например, молодожены или смеющиеся игроки в карты), в другой группе демонстрировались фотографии, вызывающие отрицательные чувства (открытая операция на сердце, оборотень). После чего участники обеих групп выражали свое отношение к незнакомцу. Результаты показали, что, хотя люди не обратили внимания на использование дополнительных фотографий, эти стимулы значительно повлияли на их отношение к незнакомцу. Те, кому показывали «приятные» фотографии, выражали более благоприятное отношение к этому человеку, чем участники, которым демонстрирова-ли «неприятные» фотографии. Эти данные говорят о том, что на установки может оказывать влияние подсознательное обусловливание, то есть действие классического обусловливания при отсутствии осознанного восприятия используемых стимулов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал