Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эргономика учебника

В день, когда человечество придёт к выводу о том, что мысль есть нечто, приобретаемое в процессе обучения, оно совершит в интеллектуальном плане самый значительный шаг в истории. В этот день совершится самая значительная из революций.
Л.А.Мачадо " Революция в мышлении"
|
Закон работы учебника – природосообразность / биоадекватность. Этот закон организации учебника транслируется нам Природой. Мы имеем в виду:
1) природу Человека – возможность использовать каналы восприятия человека к осмыслению информации,
2) природу мозга – возможности формировать голографические мыслеобразы путём кодировки и перекодировки сигналов,
3) природу информации – разнообразие её носителей, способов и механизмов приёма – передачи, условий репрезентации, осмысления информации.

Рисунок 2. Биоадеватные учебники
Цель биоадекватного учебника согласно закону природосообразности состоит в:
- формировании мыслеобразов учебной информации,
- отработке навыков работы с мыслеобразами,
- научение целостному (природосообразному) мышлению.
Осмысление цели учебника в свете законов природосообразности и системности даёт некоторые базовые представления об эргономике биоадекватных учебников.
Таблица 1.
| Источники, принципы, требования,
средства эргономики учебников
| | Информация
| Тело человека
| Мозг человека
| Принципы
биадекватности
| Следование по 4 этапам приёма информации:
I сенсорно-моторный
II символьный
III логический
IV лингвистический
| 1. Вовлечение всех сенсорных каналов тела.
2. Следование биоритму: активность - релаксация.
3. Использование ассоциативных природных моделей.
| 1. Самоорганизация.
2. Свобода выбора ассоциации.
3. Кодировка и перекодировка в процессе решения задач.
4. Аккомодация мыслеобразов с участием эмоций.
| Требования и учебники
| Необходимы 4 обязательные части в учебнике, соответствующие 4 этапам прохождения информации для каждого изучаемого явления.
| 1. Учебник обеспечивает включённость 5-6 сенсорных каналов (звук, форма, вкус, обоняние, тактильность).
2. Учебный материал разбит на блоки для работы в состоянии активности и релаксации.
3. Информация фиксируется на природных образах.
| 1. Образ предлагается рекомендательно.
2. Образ должен вызывать ассоциации.
3. В заданиях опора на личный опыт учащихся.
4. Символы, образы, информация должны быть просты и понятны учащимся и вызывать отклик.
| Средства воплощения принципов
и требований биоадекватности
в учебниках
| 1. Образон как
ассоциативный природный образ с нанесённой структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
1. Текстовые пояснения к образону.
2. Упражнения на тренировку навыка работы с мыслеобразом.
3. Творческие задания.
| 1. Включение сенсорных каналов через образон посредством симультанной функции зрения и мозга.
2. Передача информации посредством образона в долговременную память. Подключение посредством симультанной функции эмоциональной сферы ребёнка для аккомодации мыслеобраза.
3. Подключение посредством сукцессивной функции левого полушария мозга для логической и лингвистической обработки информации.
4. Перекодировка мыслеобразов на основе личного опыта и выбора.
|
|