Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 6. Методы и формы научного познания. 3 страница
иначе называют еще “научной”, так как она дает не только формальный ре- зультат, но и доказательство не случайности найденной регулярности. Такая индукция позволяет “уловить” и причинно-следственные связи (что было ус- тановлено еще Бэконом и обосновано Дж. Миллем в Англии). Пример полной индукции: последовательно проверенные металлы, один, другой, третий и т.д., обладают электропроводностью, из чего следует вывод, что все металлы электропроводны и т.д. Пример неполной индукции: последовательно взятые, каждое четное число делится на два, и хотя их всех бесконечно большое множество, мы все же делаем вывод о кратности всех четных чисел двум, и т.п. Привлекательность и сила индукции очевидны. Отметим, что все опыт- ные науки по преимуществу индуктивные науки. Значение индукции прихо- дится переоценивать в связи с развитием вычислительной математики и ее приложений. Еще Бэкон писал, что если мы хотим проникнуть в природу ве- щей, то всюду обращаемся к индукции. Впоследствии в науке сложилось на- правление всеиндуктивистов (В. Уевелл, Дж. Ст. Милль и др.). Дедуктивным называется умозаключение, в котором вывод о свойствах объекта и о нем самом делается на основании знания общих свойств и харак- теристик (всего множества). Пример: 1) Все металлы проводят электрический ток. 2) Вольфрам — металл. Вывод: вольфрам электропроводен. Роль дедукции в современном научно познании и знании резко возросла. Это связано с тем, что современная наука и инженерная практика сталкива- ется с объектами, недоступными обычному чувственному восприятию (мик- ромир, Вселенная, прошлое человечества, его будущее, очень сложные сис- темы разного рода и др.), поэтому все чаще приходится обращаться к силе мысли, нежели к силе наблюдения и эксперимента. Особое значение дедук- ция имеет для формализации и аксиоматизации знания, построения гипотез и др. (в математике, теоретической физике, теории управления и принятия ре- шений, экономике, информатике, экологии и др.). Классическая математика — типично дедуктивная наука. Дедукция отличается от других методов тем, что при истинности исходного знания она дает истинное же выводное зна- ние. Однако нельзя и переоценивать силу дедукции. Прежде чем ее приме- нять, надо получить истинное исходное знание, общие посылки, а поэтому особое значение остается за методами получение такого знания, о которых говорилось выше. Идеализация. Для целей научного познания, конструирования, проекти- рования и преобразования широко используются так называемые “ идеальные объекты ”. Они не существуют в действительности, принципиально не реали- зуются на практике, но без них невозможно теоретическое знание и его при- ложения. К их числу относятся точка, линия, число, абсолютно твердое тело, точечный электрический заряд, заряд вообще, идеальный газ, абсолютно
153
черное тело и многие другие. Науку без них нельзя представить. Мысленное конструирование таких объектов называется идеализацией. Чтобы идеализация протекала успешно, необходима абстрагирующая деятельность субъекта, а также другие мыслительные операции: индукция, синтез и др. При этом мы ставим себе следующие задачи: мысленно лишаем реальные объекты некоторых свойств; наделяем (мысленно) эти объекты оп- ределенными нереальными предельными свойствами; именуем полученный объект. Чтобы выполнить эти задачи прибегают к многоступенчатому абст- рагированию. Например, отвлекаясь от толщины реального предмета, полу- чают плоскость; лишая плоскость одного измерения, получают линию; лишая линию единственного ее измерения, получают точку и т.п. А как перейти к предельному свойству? Расположим, к примеру, известные нам тела в ряд в соответствии с увеличением их твердости. Тогда, в пределе, мы получим аб- солютно твердое тело. Примеры легко можно продолжить. Такие идеальные объекты, как несжимаемость, сконструированы теоретически, когда свойство сжимаемости принимается равным нулю. Абсолютно черное тело мы полу- чим, если припишем ему полное поглощение поступающей энергии. Заметим, что абстрагирование от любого из свойств есть обязательно приписывание ему противоположного свойства, причем прежнее отбрасыва- ется, иначе мы не получим идеального объекта. Большое значение имеет вопрос о правомерности тех или иных идеали- заций. Оправдать идеализацию путем непосредственного созерцания реаль- ного объекта трудно, не всегда помогают и измерения. Правомерность идеа- лизации доказывается применимостью на практике той теории, которая соз- дана на базе одной или нескольких идеализаций, включая заимствованные и ранее созданные. Любая идеализация верна лишь в определенных пределах. Так, представление об идеальной жидкости (без вязкости и несжимаемости), пригодное в гидростатике, непригодно при анализе движения твердых тел в ней, так как здесь при решении задач существенны вязкость и турбулент- ность. Метод аналогий. В науке, особенно в астрономии вместе с космологией, в физике, в бионике и др., многие построения возникли на основе аналогий, которые прокладывают потом дорогу как моделированию, так и различным научным гипотезам. Это такой метод познания, когда из сходства некоторых признаков, аспектов у двух или более объектов делают вывод о сходстве дру- гих признаков и свойств этих объектов. Построим аналогию. Известно, что Солнце — рядовая звезда нашей Га- лактики, в которой порядка 100 миллиардов таких звезд. У этих светил много общего: огромные массы (до 100 масс Солнца), высокая температура, опре- деленная светимость, спектр излучения и т.д. У них есть спутники — плане- ты. По аналогии с нашей солнечной системой ученые делают вывод, что кроме нашей, в Галактике есть еще обитаемые миры, что мы не одиноки во Вселенной.
Примеры подобных рассуждений можно продолжить. Но не в них дело. Важно, что метод аналогий прокладывает дорогу к моделированию как более сложному методу, о котором мы еще будем говорить. Заметим вместе с тем, что аналогия не дает абсолютной достоверности вывода: в ней всегда есть элемент догадки, предположения. И только опыт и практика могут вынести окончательный приговор той или иной аналогии. Перейдем к формализации. Сам этот термин неоднозначен и применяет- ся в разных значениях. Первое — как метод решения специальных проблем в математике и логике. Например, доказательство непротиворечивости мате- матических теорий, независимости аксиом и др. Вопросы такого рода реша- ются путем использования специальной символики, что позволяет опериро- вать не с утверждениями теории в их содержательном виде, а с набором сим- волов, формул разного рода и др. Второе — в широком смысле — под фор- мализацией понимается метод изучения разнообразных проблем путем ото- бражения их содержания, структуры, отношений и функций при помощи различных искусственных языков: математики, формальной логики и других наук. В чем состоит роль формализации в науке? Прежде всего, формализация обеспечивает полноту обозрения определенных проблем, обобщенность под- хода к ним. Далее, благодаря символике, с чем формализация неизбежно свя- зана, исключается многозначность (полисемия) и размытость терминов обычного языка. В результате чего рассуждения становятся четкими и стро- гими, а выводы доказательными. И, наконец, формализация обеспечивает упрощение изучаемых объектов, заменяет их исследование изучением моде- лей: возникает как бы моделирование на основе символики и формализмов. Это помогает успешнее решать различные познавательные, проектировоч- ные, конструкторские и др. задачи. Из сказанного уже видно, что формализация связана с моделированием, она связана также с абстрагированием, идеализацией и другими методами. По отношению к моделированию она носит вспомогательный характер. Аб- страгирование и идеализация, наоборот, — предпосылки для формализации. Моделирование. Во втором разделе главы уже говорилось о моделях разного рода, в том числе натурных. Между тем, моделирование, как мощ- ный и эффективный метод применяется и на теоретическом уровне. Здесь он, будучи комплексным, опирается на предыдущие методы. Различают аналоговое моделирование, когда оригинал и модель описы- ваются одинаковыми математическими уравнениями, формулами, схемами и т.п. Таким путем может быть представлена как гипотеза, так и закон, которые выступают предварительно качественно в виде простых отношений. В науке и технике часто поступают именно так. Сложнее — знаковое моделирование. Здесь в роли моделей, — заместителей реальных объектов, — служат числа, схемы, символы и др. Собственно, и технический проект в значительной сво- ей части выражается именно таким способом. Но этот вид моделирования получает дальнейшее свое развитие благодаря математике и логике в виде
логико-математического моделирования. Здесь операции, действия с вещами, процессами, явлениями, свойствами и отношениями замещены знаковыми конструкциями, структурой их отношений, выражением на этой основе ди- намики объектов, их функций и др. Еще одним шагом вперед стало развитие модельного представления информации на компьютерах (компьютерное мо- делирование). Построенные здесь модели опираются на дискретное пред- ставление информации об объектах. Открывается возможность моделировать в режиме реального времени, строить виртуальную реальность. Для успеха моделирования необходимо наличие и таких форм знания как язык (термины) науки, гипотеза, закон, теория. Но прежде рассмотрим аксиоматический метод. Это — метод органи- зации наличного знания в дедуктивную систему. Он широко применяется в математике и математизированных дисциплинах. При применении этого ме- тода ряд идей, ранее доказанных или очевидных, простых вводится в основы теории в виде исходных положений (в рамках данной теории они не доказы- ваются). В математике их называют аксиомами, в теоретической физике и химии — “началами” или принципами. Все остальное знание — все теоремы, все законы и следствия — выводятся из них по определенным логическим правилам (по дедукции). Утверждение аксиоматического метода в науке связывают с появлением знаменитых “Начал” Евклида. Но элементы аксиоматики встречались и раньше. С развитием науки этот метод проникает в разные науки из матема- тики и логики, где он главенствует. Примерами таких наук и теорий будут также аналитическая механика (у Лагранжа, Гамильтона, Герца и др.), теория электромагнитного поля Максвелла, теория относительности и др. Основные требования к данному методу таковы: непротиворечивость аксиом, то есть в системе аксиом или начал не должны одновременно при- сутствовать некоторое утверждение и его отрицание; полнота, то есть аксиом без следствий не должно быть и их количество должно дать нам все следст- вия или их отрицания; независимость, когда любая аксиома не должна быть выводима из других. К данной системе добавить больше нечего. Достоинства аксиоматического метода состоят в следующем. Аксиома- тизация требует точного определения используемых понятий и строгости рассуждений. Она упорядочивает знание, исключает из него ненужные эле- менты, устраняет двусмысленность и противоречия, позволяет по-новому взглянуть на прежде достигнутое знание в рамках определенной теоретиче- ской системы. Правда, применение этого метода ограничено. В нематемати- зированных науках такой метод играет лишь вспомогательную роль. Но и в рамках математики он тоже имеет определенные границы. В выяснении этого вопроса выдающуюся роль сыграла доказанная К.Гёделем теорема о принци- пиальной неполноте развитых формальных систем знания. Суть ее в том, что в рамках данной системы можно сформулировать такие утверждения, кото- рые нельзя ни доказать, ни опровергнуть без выхода данной аксиоматизиро- ванной системы (в метатеорию). Для всей математики такую роль играет
арифметика. Результат Гёделя привел к краху иллюзии математиков о все- общей аксиоматизации математики. Системный метод и системный подход появились в арсенале человече- ского знания и деятельности в XX веке благодаря в первую очередь Л. фон Берталанфи, австрийскому биологу-теоретику (с 1949 г. жил и работал в США и Канаде), оформилась в “Общую теорию систем” (ОТС). Развитие этой теории бурно протекало, начиная с 50-х гг. XX века. Однако в зрелом виде, еще в самом начале нашего века, эти идеи (как и идеи кибернетики) из- ложил в своей всеобщей организационной науке “ тектологии ” русский уче- ный А.А. Богданов (Малиновский). Сейчас происходит буквально второе от- крытие работ Богданова. Ранее идеи системности развивались не как универ- сальные, а как частные идеи, относящиеся к организации знания, к математи- ческим объектам (в теориях множеств, групп), объектам механики. Большую роль в XX веке сыграли работы французских структуралистов — биологов, этнографов и лингвистов. Все же главный стержень системных идей создали работы биологов и философская концепция органицизма, ведущая традицию из глубокой древности. Онтология систем. Заметим, что в рамках позитивизма существование онтологии систем оспаривалось. Между тем, объективно, мир состоит из систем, сот, сетей, хаоса и пленумов (непрерывных сущностей), взаимно проникающих друг в друга и взаимодействующих. Но что такое система? Кучу песка, камней или толпу на улице вряд ли кто-нибудь назовет системой. Это, скорее, агрегаты. Их свойства можно определить как сумму свойств час- тей (в науке говорят, что они аддитивны). Рабочее определение системы та- ково: система — это множество элементов, находящихся в отношениях или связях друг с другом и образующих целостность или органическое единств о (Дж. Клир). Богданов в своей тектологии показал, что существуют два спосо- ба образования систем. Согласно первому система возникает из соединения как минимум двух объектов посредством третьей сущности — связи. Второй способ — образование систем за счет распада ранее существовавших. Осо- бенно наглядно оба эти способа видны в химии, в двух видах химических ре- акций: соединения и разложения. Истинная система интегральна, а не аддитивна. При этом понятия “эле- мент”, “отношение”, “система” и др. используются в самом широком смысле. Так, отношение — это и некое ограничение, и сцепление, и связь, и соедине- ние, и взаимосвязь, и зависимость, и корреляция, и др. Элементы, то есть не- кие первоначально как бы независимые сущности, образуют основу любой системы, ее субстрат. Систем без элементов и отношений не бывает, как не существует элементов, если они вне системы: элемент тогда элемент, если он часть целого — системы. Важными понятиями системного анализа являются понятия структуры и организации. Структурой называют чаще всего строение отношений и свя- зей в системе, ее архитектуру, форму, устойчивую композицию, а организа- цией — совокупность структуры и программы поведения системы, меняю-
щейся или постоянной. Многие авторы нередко отождествляют понятия структуры и организации. Заметим, что внутренняя форма системы — это ее каркас и опора. Существует многообразие видов систем: 1) по форме — это централист- ские и ацентрические (звездные); 2) по природе — материальные и идеаль- ные, включая информационные; биокосные и живые; природные и искусст- венные (вроде технических и др.); 3) по видам движения — вещественные и полевые, в том числе физические, химические, биологические и социальные; 4) по взаимосвязи с окружением — изолированные и открытые; 5) по актив- ности — активные и пассивные; 6) по функциям — моно- и многофункцио- нальные; 7) по структуре и количеству — неорганизованные (хаотичные, вроде газов) и организованные, а также малые и большие, простые и слож- ные; 8) по направленности — нецелевые (подчиненные естественным зако- нам или инвариантам, вроде минералов, жидкостей, планет; алгоритмические и имеющие естественно возникшие программы, вроде машин, биологических организмов и т.п.) и целевые (как человек и общество); 8) по обусловленнсти — вероятностные (связанные со случайностью) и жестко детерминированые; и др. Система и её актуальная среда противостоят друг другу и взаимодейст- вуют, абсолютно изолированных систем не бывает. В силу этого любая сис- тема внешне ограничена, в том числе по ресурсам. Кроме того, она всегда локализована в пространстве и времени, имеет четкие или нечеткие границы жизнедеятельности. Бесконечно больших и вечных систем не бывает: все ис- тинные системы имеют верхние пределы по количеству компонентов, числу уровней, сложности, по разнообразию свойств, то есть они всегда внутренне ограничены. Рассмотрим простые и сложные системы. Простейшая система состоит как минимум из двух элементов, компонентов вообще, объединенных в целое каким-либо отношением, связью, как, например, протон и электрон в атоме водорода. Но свойства возникшего целого резко отличаются от свойств эле- ментов. Система — это новое, иное качество, не равное сумме свойств ее элементов (эмерджентность). Формально, сети (вроде ячеистой структуры Галактики, колонии организмов, сети связи и коммуникаций, расселение лю- дей, размещение производства на территориях, схемы управления и др.), со- ты (вроде кристаллов, совокупности клеток в тканях организмов, определен- ные конструкции в технике и в технологических схемах, ритмы и регулярные процессы и др.), агломерации (вроде кучи песка, груды камней, толпы и др.), а также хаос и пленумы (непрерывные сущности, вроде вакуума, жидкостей, газов и др.) можно рассматривать как “вырожденные” случаи истинных сис- тем, обусловленные характером компонентов и, главное, их отношений. О сложных системах. Важнейшей проблемой науки конца XX века, пе- реходящей в XXI век, является проблема описания и объяснения механизмов существования, изменения, сохранения свойств, упадка и гибели (катастроф) сложных систем, особенно обладающих собственным поведением (так назы-
ваемых “бихевиоральных систем”). К их числу относятся все живые орга- низмы, их сообщества и биосфера в целом, человек и его различные группы и объединения (народы, государства и др.), а также гибридные (смешанные) системы вроде биогеосистем, человекомашинных, экономических, экологи- ческих и др. систем. Все они — открытые системы, обладающие собствен- ным поведением, основанном на вещественном, энергетическом и информа- ционном обмене со средой. Это — иерархические по структуре образования. Им присущи прямые и обратные связи, управление, функциональность, са- моорганизация, отражение, память, адаптивность, избирательность, направ- ленность, алгоритмичность, агрессия в среду и обмен со средой, другие свой- ства. Познание систем, начиная с их простоты и сложности, других характе- ристик, согласно У.Р. Эшби, связано прямо со способностями человека вос- принимать, хранить в памяти и перерабатывать поступившие сигналы, кото- рые оцениваются в нервной системе человека и оформляются в осмысленную информацию. Оно связано с возможностями его инструментальных средств, а также с целями и задачами познания, конструирования, планирования и действий. В этой связи находится оценка человеком таких характеристик систем как их величина и масштабы, количество компонентов, простота и сложность, степень интенсивности качеств, свойств и процессов, трудность или легкость действий, быстрота и медленность, и др. Субъективность вос- приятия получаемой при этом информации несомненна, как несомненна от- носительность, а также неоднозначность понимания подобных характери- стик. Но несомненна при этом и эвристическая сила сопоставления, анало- гий, анализа, вероятностных методов и статистики, гипотез, других методов. Заметим, что большое значение для познания неизвестного может иг- рать, развитый впервые в бихевиоризме и примененный затем в кибернетике, метод “черного ящика ”. Суть его в следующем. Если мы, изучая какую-либо сложную или даже сверхсложную систему, узнали параметры входных воз- действий (“возмущений”) или сигналов разного рода, а также информации, то нам совсем не обязательно знать, что происходит внутри системы. Нам достаточно знать характер выходных сигналов, а также информации. Сопос- тавив то и другое, сравнив это всё с известными аналогичными случаями по- ведения других систем, мы сравнительно легко делаем умозаключение по аналогии о том, что можно ожидать от этой системы в дальнейшем. Конечно, при этом должны быть тщательно изучены условия, в которых находится изучаемая система, они тоже должны быть сопоставлены с известными, дру- гими случаями, особенно, в связи с изменением условий и характеристик входа и выхода. В качестве таких “черных ящиков” могут выступать сложные системы любого рода и их модели — вещественно-полевые, энергетические, инфор- мационные, такие как физические процессы сложного характера и большой интенсивности (экстремальные), химические реакции, организмы, популя- ции, экосистемы, технические системы, соответствующие модели, а также
человеческо-деятельностные системы, вроде экономических, финансовых, производственных, социальных, а также сам человек и разные группы, сооб- щества, государства и их ассоциации, человечество в целом. Овладение ме- тодологией “черного ящика” исключительно актуально в связи с современ- ным состоянием взаимоотношений сообществ людей друг с другом, а, глав- ное, с природой. Конечно, при этом необходимо накопить разными способа- ми часто огромную информацию, обработать ее эффективно, например, на основе статистики и вероятностного подхода, а также компьютерной техно- логии и построения кибернетико - информационных моделей. Системный метод и системный подход вытекают из предыдущего и из природы систем, системности как свойства. Их суть в следующем: 1. Фундаментальная роль системного метода состоит в том, что на его основе достигается продвижение науки и всего человеческого познания к единству, целостному мировидению. 2. Специфическим для общей теории систем (ОТС), для системного ме- тода и подхода является вопрос о порождении свойства целостности из свойств элементов, а также компонентов и уровней строения в сложных сис- темах. И, наоборот, существует проблема порождения свойств составляющих целое частей из характеристик этой целостности. 3. Источник преобразований системы или ее функций обычно лежит в ней самой. Это связано с ее внутренними противоречиями и направленным поведением (например, зависящим от естественных законов и ими же на- правляемым, алгоритмическим, целевым и др.). При этом особенность бихе- виоральных систем — их самоорганизация, самоуправление и т.д. 4. В системном исследовании и ОТС важен принцип универсальности системных законов, не исключающий вместе с тем специфики систем разно- го рода. Это означает возможность строить не простые аналогии, а аналогии органицистского характера (вроде, государство — организм с управляющими и управляемыми структурами, человечество — популяция организмов в виде народов и государств и т.п.). 5. Согласно ОТС и системному подходу один и тот же “материал” или субстрат обладает фактически в одно и то же время разными свойствами, па- раметрами, функциями и принципами строения и развития. Это проявляется в иерархичности сложных систем и специфике управления в таких системах. 6. Системный подход невозможен без анализа условий существования и факторов актуальной для них среды. 7. ОТС и системный метод чисто причинное объяснение рассматривают как недостаточное. Для больших классов систем, таких как бихевиоральные, характерны целесообразность, целеположенность и др. особенности, отли- чающие их радикально от физических и химических систем. 8. При создании систем важен принцип: система есть то, что получается в результате оптимизации конструкции создаваемой системы путем всесто- роннего анализа взаимосвязанных факторов, влияющих на ее существенные характеристики (теорема Б. Байцера).
9. С позиций системности можно правильно подойти к решению такого важного для науки вопроса, как редукция объяснения одних уровней строе- ния материи и механизмов ее изменения на основе предшествующего уровня. Редукция всегда допустима, когда ищут источник, причину тех или иных яв- лений: социальных на основе биологического субстрата, биологических — на основе химических реакций, химических — на основе физических законов и взаимодействий. Но при этом нельзя забывать эмерджентность каждого из уровней строения, специфику их собственных законов и т.п. 10. Системный анализ возник на основе математизированной ветви ОТС — системологии и системных методов. Из этого факта вытекают главные ус- тановки системного анализа: решая проблемы управления в системах, надо стремиться максимально полно учесть все входные и выходные характери- стики объекта; использовать междисциплинарный подход; строить исследо- вания, разработки, проекты и действия в ключе проблемной и “задачной” ориентации, а не просто функционального подхода (начальник приказал — я выполнил!). Системный анализ конкретизируется в виде своего прикладного
|