Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В информационно-техническом мире.






 


Техника, как особая сфера человеческой деятельности, всегда привлека-


ла внимание мыслителей. Термин " философия техники" был введен немец-


ким философом Эрнстом Каппом (1806-1896) в его книге " Основания фило-


софии техники", вышедшей в Германии в 1877 г. В нашем веке проблемами


философского анализа техники занимались известные западные мыслители


Фридрих Дессауэр (1881-1963) (Германия), Льюис Мэмфорд (1895-1990)


(США), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) (Испания), Мартин Хайдеггер


(1889-1976) (Германия), Освальд Шпенглер (1880-1936) (Германия), Жак Эл-


люль (род.1912) (Франция), Карл Ясперс (1883-1969) (Германия) и др. Одним


из родоначальников философии техники в России был русский инженер


Петр Клементьевич Энгельмейер (1855-1942), написавший работы " Общие


вопросы техники" (1899), " Философия техники" (1912-1913) и др. В России в


последнее время издан ряд монографических и учебных работ, как отечест-


венных, так и зарубежных авторов, посвященных философии техники. Инте-


ресна и подборка статей зарубежных авторов, размышляющих о технике,


опубликованная в журнале " Вопросы философии": Х. Ортеги-и-Гассета,


Ханса Блюменберга (род.1920) (Германия), Артура Кёстлера (1905-1983)


(Великобритания), М. Хайдеггера.


Как самостоятельная философская дисциплина философия техники


складывается с середины двадцатого столетия. Именно в это время влияние


техники в обществе становится всеобъемлющим, а вопросы, связанные с фе-


номеном техники, специфической ролью техники в жизни человека и обще-


ства, выявляются как философские, смыслообразующие. Так, О. Шпенглер, в


предельно драматическом тоне, расценивает современную эпоху как при-


ближение " времени последних катастроф": " механизация мира, - подчеркива-


ет он, - вступила в стадию опаснейшего перенапряжения", все органическое


становится жертвой экспансии технологической организации, искусственный


мир вытесняет и отравляет мир естественный.


Трагедией для мировой цивилизации, сталкивающейся с глобальным за-


грязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов, угрозой


ядерной катастрофы и многим другим, становится непродуманное развитие


техники. Отсюда и предназначение философии техники: критический фило-


софский анализ сложившихся проблем, оценка результатов технической дея-


тельности, возможных перспектив ее эволюции в связи с развитием всего


общества, состоянием материального благополучия и изменением духовного


облика человека. По мнению американского философа Х. Сколимовски, " фи-


лософия техники является философией нашей культуры. Это философия че-


ловека и цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специали-

 

 



 


зация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала


ложный путь для своего общения с природой".


Главные вопросы философии техники сегодня: Какова природа и сущ-


ностная особенность техники? Существуют ли пределы технического роста и


как развитие техники связано с судьбами нашей культуры? Как соотносятся


между собой ценности техногенной цивилизации и гуманитарно-духовные


устои человеческого сообщества? Отсюда и необычайно широкое проблем-


ное поле философии техники: уточнение самого понятия техники, изучение


её исторического развития и анализ структурных характеристик, выявление


специфики технического знания и его взаимосвязи с фундаментальными нау-


ками, поиски новой концепции опосредованного техникой диалога человека


с природой, моделирование глобальных технико-экономико-природных сис-


тем, выработка критериев оценки технологического развития общества. В на-


стоящее время на первый план выходят также и социально-этические про-


блемы, связанные с компьютеризацией общества, меняющей не только сфе-


ры производства и образования, но и саму форму организации человеческой


жизни, стиль отношений между индивидами. И здесь, прежде чем перейти к


рассмотрению конкретных вопросов данного раздела, можно привести слова


основателя философии техники Эрнста Каппа, который в основание своей


концепции положил, как центральный, антропологический критерий: " Со-


держанием наук в исследовательском процессе, вообще, - писал он, - являет-


ся ничто иное, как возвращающийся к себе человек".

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал