![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование состояния активного словаря
(Используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщаю-щие понятия в соответствии с методикой, предлагаемой С.Г. Шевченко.) • Объем и качество номинативного словаря (в процессе а) Предлагаются слова одной обобщающей (родовой) И н с т р у к ц и и: «Как можно назвать все эти пред-меты? Почему мы можем их объединить этим словом?» б) Название частей целого. И н с т р у к ц и я: «Назови части, из которых состо-ит этот предмет». Материалом исследования служат предметные кар-тинки: троллейбус трамвай туфля телевизор дерево дом гриб лев чайник человек книга птица компьютер При выполнении заданий по объяснению лексического значения используется следующий критерий оценки: Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение задания. Объем словарного запаса соответствует возрасту. Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выпол-нение задания при незначительной помощи экспериментато-ра или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания. Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при объяснении значений, недостаточно развито категориальное мышление (проблемы при классификации предметов), труд-ности в актуализации нужных слов. Медленный темп при выполнении заданий. Уровень ниже среднего (2 балла) – неверное объясне-ние, ошибки при объяснении значений. Низкий уровень обобщений, бедный словарный запас, сформированы некото-рые видо-родовые понятия, медленный темп работы. Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа. Объем активного словаря в преде-лах обихода, не сформированы процессы классифицирования предметов. • Умение называть предмет по предъявленному дейст- Кто лает, охраняет? Кто мычит, жует? Кто шипит, ползёт? Кто кудахчет? Кто хрюкает, чавкает? Кто чирикает? Кто рычит? Кто курлычет? Кто плавает, молчит? Кто блеет, жует? б) И н с т р у к ц и я: «Подбери как можно больше Материалом исследования служат следующие глаголы: летит (самолет, пух, жук, птица, парашют, вертолет, стре- ла…); ползет (змея, уж, червяк, человек, улитка, гусеница, тара- кан…); пищит (игрушка, мышка, малыш, комар…); скрипит (дерево, стул, старый диван, снег, дверь, телега…); хрустит (огурец, морковь, снег, сухарь, капуста, сахар…). в) И н с т р у к ц и я: «Подбери предмет к действию». гремит (гром) сверкает (молния) дует (ветер) светит (солнце) метет (метель) идет (дождь) плывут (облака) г) И н с т р у к ц и я: «Подбери живой и неживой Материалом исследования служат следующие глаголы: плывет (рыба, бревно) едет (велосипедист, машина) садится (мальчик, пыль) прыгает (ребенок, мяч) погружается (аквалангист, подводная лодка), • Умение называть действия по предъявленному пред-мету (Сказать, как передвигается, подает голос, какое другое любое действие может выполнять.) а) И н с т р у к ц и я: «Кто как голос подает?» корова овца свинья собака лошадь курица соловей кошка утка гусь петух голубь филин ворона волк медведь лев (тигр) лиса слон кукушка воробей лягушка журавль змея еж комар Слова для справок: мычит, блеет, хрюкает, лает, ржет, кудахчет, щебечет, мяукает, крякает, гогочет, кукарекает, воркует, ухает, карка-ет, воет, ревет, рычит, тявкает, трубит, кукует, чирикает, ква-кает, курлычет, шипит, пыхтит. б) И н с т р у к ц и я: «Кто как передвигается?» лягушка птица змея рыба конь слон заяц корова белка человек кузнечик Слова для справок: прыгает, летает, ползает, плавает, скачет, ходит, бегает, ходит, прыгает (перепрыгивает), ходит. в) И н с т р у к ц и я: «Кто как ест?» курица белка кошка корова (лошадь) человек собака малыш (маленький ребенок) Слова для справок: клюет, грызет, лакает, жует, грызет, сосет г) И н с т р у к ц и я: «Кто что делает?» сий: певец пианист балерина художник скульптор учитель воспитатель врач сторож кузнец пекарь повар швея ткачиха маляр печник столяр штукатур строитель водитель уборщица продавщица часовщик контролер парикмахер Слова для справок: поет, играет, танцует, рисует, лепит, учит, воспитывает (занимается), лечит, сторожит, кует, печет, варит, шьет, ткет, красит, кладет, строгает, штукатурит, строит, водит, убирает-ся, продает, чинит, проверяет, стрижет. д) И н с т р у к ц и я: «Назови, кто что делает?» вия: девочка, качающаяся на качелях; мальчик, выполняющий домашние задание; девочка, пьющая сок; мужчина, сгребающий листья; малыш, насыпающий песок в машинку; женщина, вышивающая узор; женщина, пришивающая пуговицу; мальчик, переливающий воду; учительница, входящая в класс; мальчик, выкладывающий на стол ложки. • Умение подбирать признаки к предмету. а) И н с т р у к ц и я: «Назови (отгадай) предмет по его признакам». Материалом исследования служат следующие гательные: прыгучая, пушистая, рыженькая… (белочка); пушистая, рыженькая, хитрая… (лиса); маленький, круглый, колючий… (еж); большой, старый, развесистый… (дуб); стройная, зеленая, колючая… (елочка); красная, спелая, душистая… (земляника); красная, колючая, пахучая… (роза); детский, приключенческий, интересный… (фильм); чистый, свежий, морозный… (день); теплый, мелкий, моросящий… (дождик); белоствольная, русская, стройная… (березка); высокий, новый, многоэтажный… (дом). б) И н с т р у к ц и я: «Составь словосочетание с дан- Материалом исследования служат следующие слова: добрый улыбчивая глубокое быстрый прозрачная вкусное дружный сухая чистое в) И н с т р у к ц и я: «Подбери к предметам подходя- Материалом исследования служат предметные кар-тинки: пирожное стол тарелка платье заяц палатка полотенце огурец лилия море корабль рысь Материалом исследования служат слова: дождь поведение успех прила- г) И н с т р у к ц и я: «Назови как можно больше предметов с таким признаком». Материалом исследования служат вопросы: Что бывает круглым (овальным, квадратным, треугольным)? Что бывает зеленым (красным, синим, розовым, оранже-вым)? Что бывает высоким (низким)? Что бывает холодным (горячим, теплым, прохладным)? Что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? Что бывает шерстяным (шелковым, бумажным, деревянным, железным)? Что бывает тяжелым (легким, «невесомым»)? Что бывает глубоким (мелким), колючим, острым, хрупким? • Умение подбирать местоимение к данному предмету И н с т р у к ц и я: «Каким предметам подходят ме-стоимения мой, моя, мое, мои ». Материалом исследования служат картинки: зонт перо рубашка компьютер ведро ручка портфель пальто книга рюкзак пианино линейка карандаш • Умение употреблять в речи наречия а) И н с т р у к ц и я: «Дополни предложение о повад-ках животных, отвечая на вопрос как?» Материалом исследования служат картинки живот- Тигр нападает … внезапно Лошадь несется … вскачь Мышь бежит … быстро Олень бежит … грациозно Слон идет … величаво Жаворонок поет … звонко Чайка кружит … плавно Корова мычит … протяжно Ворона каркает … громко Дятел стучит … глухо Черепаха «ползет» … медленно б) Беседа о временах года, частях суток и т.п. с исполь-зованием наречий. И н с т р у к ц и я: «Когда бывают каникулы?» (летом, осенью, зимой, весной). «Когда ты проснулся?» (утром) «Когда ты будешь обедать (обедал)?» (днем) «Когда ты будешь выполнять домашние задания?» (ве-чером) «Когда ты будешь спать?» (ночью) «Когда был …(называется день недели, который был вчера)?» «Когда был … (называется день недели, который был сегодня)?» «Когда будет … (называется день, который будет по-слезавтра)?» «Когда будет … (называется день, который будет зав-тра)?» «Расскажи о погоде. Сегодня на улице как?» (холодно, пасмурно, ветрено, туманно и др.) «Расскажи о себе. У тебя на душе сейчас как? Когда получишь подарок то, как?» (хорошо, спокойно, тоскливо, грустно, весело, радостно) «Где располагается потолок?» (вверху) «Где располагается пол?» (внизу) «Где располагается … (называется предмет, который находится сзади)?» (сзади) «Где располагается … (называется предмет, который находится справа)?» (справа). «Где находится … (называется предмет, который нахо-дится за окном)?» (вдалеке или близко). При выполнении заданий по умению подбирать (исполь-зовать в речи) различные части речи используется следую-щий критерий оценок: Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоя-тельное выполнение задания. Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выпол-нение задания при незначительной помощи экспериментато-ра или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания. Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подборе слов (лексически неточно подобранное слово, слово с похожим значением). Уровень ниже среднего (2 балла) – неверно подобран-ное слово. Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа. • Умение подбирать слова-антонимы а) И н с т р у к ц и я: «Подбери антоним к предме- Материалом исследования служат слова: свет горе старость отъезд победа смерть богатство б) Инструкция: «Подбери антоним к признакам (при- Материалом исследования служат словосочетания: мелкий дождь свежий огурец свободный стул сладкое яблоко свободная обувь сладкое лекарство в) И н с т р у к ц и я: «Употреби в ответе глагол- Материалом исследования служат вопросы: Вы выиграли партию в шахматы? Вы здесь работали? Вы стояли всю дорогу? Вы все время говорили? Вы заснули? Вы нарушали правила уличного движения? г) И н с т р у к ц и я: «Ответь, употребив наречие- Материалом исследования служат вопросы: Вы вернетесь с работы рано? Он хорошо себя чувствует? Вы часто ходите в театр? Докладчик говорил медленно? На улице тепло? Вы встаете поздно? Вы себя чувствуете беспокойно? • Умение подбирать слова-синонимы И н с т р у к ц и я: «Подбери слова, близкие по значе-нию данным» а) Материалом исследования служат предметные башмаки (ботинки, боты) бокал (фужер, кубок) бегемот (гиппопотам) алфавит (азбука) птица (птаха, пичуга) врач (доктор, Айболит) гармонь (гармошка, гармоника) здание (дом) багаж (чемоданы, вещи) автомобиль (машина, автомашина, «легковушка») б) Материалом исследования служат слова (прилага- аккуратный (чистый, опрятный) робкий (трусливый, боязливый, пугливый) грустный (печальный, скучный, невеселый) душистый (ароматный, пахучий) жестокий (безжалостный, бессердечный, свирепый, злой, серди- тый) интересный (занятный, увлекательный) красивый (прекрасный, очаровательный прелестный) красный (румяный, алый) смелый (храбрый, отважный, бесстрашный) в) Материалом исследования служат слова (глаголы): писать (черкать) бежать (мчаться, лететь) кружиться (крутиться) варить (готовить, стряпать) стучать (колотить) злиться (сердиться, обижаться) • Умение объяснить значение слов а) И н с т р у к ц и я: «Объясни что такое …?» «Объ- Материалом исследования служат предметные кар-тинки: аквариум ледокол рельсы кабина фара скворечник пылесос венок палуба холодильник берет хлястик винегрет гроза лужа магазин юнга сито (решето) б) И н с т р у к ц и я: «Объясни …это значит какой?» Материалом исследования служат слова (прилага- южный старый у сатый столовый жестяной книжный вельветовый алый в) И н с т р у к ц и я: «Объясни что значит …?» «Объясни, что означает это слово, как ты его понима-ешь?» Материалом исследования служат слова (глаголы): подкрасться предъявить срубить сгубить стряпать отвергнуть • Умение объяснить устойчивые словосочетания (на ос-нове экспериментальной методики Б.В. Зейгарника «Со-отношение пословиц, метафор и фраз». а) И н с т р у к ц и я: «Объясни значение словосочета- Материалом исследования служат словосочетания: добрые руки глухая ночь железный характер ядовитый человек б) И н с т р у к ц и я: «Объясни значение выражения» сесть в калошу на морозе щеки горят бить баклуши надуть друга работать спустя рукава водить за нос яйца курицу не учат в) И н с т р у к ц и я: «Прочитай пословицу (поговор- Материалом исследования служат пословицы: Делу время, а потехе час. Пустую бочку водой не наполнишь. Медведь на ухо наступил. Шила в мешке не утаишь. И днем с огнем не разы- Из мухи делают слона. щешь. Купить кота в мешке. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. При выполнении заданий по подбору антонимов, сино-нимов и объяснению лексического значения слов и устойчи-вых сочетаний используется следующий критерий оценки: Высокий уровень (5 баллов) – правильное, самостоя-тельное выполнение задания. Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выпол-нение задания при незначительной помощи экспериментато-ра или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания. Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при объяснении значений, неточности при объяснении значений, употребление неточных значений при подборе антонимов и синонимов. Уровень ниже среднего (2 балла) – неверное объясне-ние, большое количество ошибок при объяснении значений и при подборе антонимов и синонимов. Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.
|