![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование состояния грамматического строя речи
3.1. Исследование словоизменения • Умение употреблять имена существительные в раз-личных грамматических формах а) Умение употреблять существительные в единствен-ном и множественном числе. И н с т р у к ц и я: «Назови то, что увидишь на первой и второй картинках». Материалом исследования служат картинки (одна и
б) Умение просклонять существительные в ед. ч. (уме- И н с т р у к ц и я: «Измени существительные по па-дежам». И. п. овца В.п. (вижу) овцу Р.п. (нет) овцы Т.п. (играю с) овцой Д.п. (дам) овце П.п. (думаю об) овце Материалом исследования служат существительные в ед.ч. (раздел а)) в) Умение просклонять существительные во мн. ч. И н с т р у к ц и я: «Измени существительные по па-дежам» Материалом исследования служат существительные во мн.ч. (раздел а)). И. п. овцы В.п. (вижу) овец Р.п. (нет) овец Т.п. (играю с) овцами Д.п. (дам) овцам П.п. (думаю об) овцах • Умение употреблять предложно-падежные конструк-ции с использованием предлогов: в, на, по, под, за, к, из, от, со, с, между, через, из-за, из-под, около Следить за правильным употреблением предлогов и окончаний. И н с т р у к ц и я: «Скажи, где находится каран-даш?» Материалом исследования служат: карандаш и окружающие предметы. • Умение согласовывать прилагательное с существи- И н с т р у к ц и я: «Назови предметы и их цвет». Материалом исследования служат предметные кар-тинки разных цветов (белого, голубого, красного) и разме-ров: красный флаг белый халат голубой шар большой стул красная крыша белая кастрюля голубая шаль большая матрешка красное кресло белое полотенце голубое ведро большое ведро красные лыжи белые голуби голубые карандаши большие ведра • Умение согласовывать существительные с количест- а) И н с т р у к ц и я: «Закончи предложение». Материалом исследования служат следующие фразы: Три шара, а пять шаров. Три ложки, а пять …. Два медведя, а пять …. Четыре пуговицы, а десять …. Одна конфета, а шесть…. Один олень, а восемь …. Одна капля, а десять …. Один пень, а два …. Два уха, а шесть …. Одно ведро, а семь …. б) И н с т р у к ц и я: «Я начну считать, а ты про-должи считать до пяти» (одно дерево, два, дерева, три де-рева, четыре дерева, пять деревьев). Материалом исследования служат слова: кресло кит песец журавль мышь море поле ухо стрекоза одеяло зеркало ёлка весло утёнок кукушонок • Умение согласовывать существительные и притяжа- И н с т р у к ц и я: «Скажи, что это мой, моя, мое, мои». Материалом исследования служат картинки: сковорода, тарелка, вишня; шар, помидор, арбуз; кольцо, яйцо, колесо; кубики, карандаши, тетради, кофе. • Умение употреблять глаголы ед. и мн. ч. настоящего И н с т р у к ц и я: «Назови, что делают персонажи картинок». Материалом исследования служат картинки-дейст-вия: Мальчик раскладывает ложки. – Мальчики (дети) расклады-вают ложки. Девочка пишет в тетради. – Дети пишут в тетради. Девочка читает книгу. – Девочки читают книгу. Ребенок лепит снежную бабу. – Дети лепят снежную бабу. Мальчик дежурит в группе. – Дети дежурят в группе. Мальчик бежит в школу. – Дети бегут в школу. • Умение употреблять глаголы прошедшего времени по И н с т р у к ц и я: «Назови действия персонажей картинок». Девочка упала. Мальчик упал. Яблоко упало. Чайник разбился. Крынка разбилась. Блюдце разбилось. Стул сломался. Скамейка сломалась. Кресло сломалось. Ветка плыла. Туча плыла. Плот плыл. Облако плыло. При оценке выполнения заданий на словоизменение ис-пользуется следующий критерий оценки: Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение задания без помощи экспериментатора. Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выпол-нение задания при незначительной помощи экспериментато-ра или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания. Средний уровень (3 балла) – форма слова подобрана неправильно, т. е. не соответствует данному типу словоизме-нения. Уровень ниже среднего (2 балла) – образование от дан-ного слова другой его формы. Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.
|