Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Межнаучные связи
Рассмотрение вопроса о методике естествознания как о науке было% бы неполным, если не учитывать ее межнаучные связи, имеющие огромное значение в развитии любой науки, что отражается и в педагогической работе по развитию личности школьника. Это проявляется во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимопроникновении наук, что обеспечивает: корректировку содержания данной науки благодаря сведениям из других наук и прямому переносу информации; интегративные научные исследования и четкое ограничение специфических особенностей и исследований, присущих только данной науке, междисциплинарные связи методики естествознания как учебного предмета в учебном заведении с другими учебными предметами. Словом, реализация межнаучных связей — один из путей важных качественных преобразований самой методики естествознания. Прежде всего методика естествознания связана с философией, которая вооружает естествознание общим методом познания. Естествознание тесно связано с биологией, географией, астрономией, экологией, частично с физикой, химией, медициной и другими естественными науками. Эта связь реализуется по линии методического отбора и конструирования содержания начального естествознания. Содержание и структуру естествознания в начальной школе составляют естественнонаучные знания и логика, система наук о природе. Все они требуют от исследователей проблем методики и учителей высокой эрудиции в области естественных наук, умений правильно объяснять естественнонаучные факты, законы, закономерности, уметь распознавать природные объекты. Связь методики естествознания с другими естественными науками осуществляется и по линии методов исследования природы, важнейшими из которых являются наблюдения, эксперимент и моделирование. И в науке, и в процессе обучения происходят обобщение и осмысление полученного в процессе применения названных методов. Однако методика естествознания — прежде всего педагогическая наука, так как основная ее цель не открывать новое в научном естествознании, а исследовать пути передачи учащимся готовой специально обработанной (адаптированной для детей) научной информации. Методика естествознания использует эту информацию как средство воспитания и развития учащихся, применяя общие закономерности, принципы и правила обучения. Следовательно, данная методика неразрывно связана с педагогикой и особенно с ее дидактикой, теорией воспитания и развития. Методика естествознания прошла длительный и довольно интересный, наполненный творческими находками путь развития. Она имеет свою историю, являющуюся частью всей истории развития образования в нашей стране. Следовательно, эта наука тесно связана с историей педагогики. Методика естествознания, конструируя школьный учебный предмет должна учитывать данные детской психологии о закономерностях и механизмах психики детей, об особенностях развития их познавательной деятельности в целом, а также в частности — их памяти, внимания, воображения, мышления, воли и чувств. Методика естествознания связана с возрастными физиологией и гигиеной, так как, разрабатывая учебно-воспитательный процесс по естествознанию, она должна учитывать требования охраны и укрепления здоровья детей. Этика как наука о нравственности, дает материал для разработки правил культурного поведения в природе, формирования ответственного отношения к ней, воспитания в ребенке положительных нравственных качеств. Важно также учитывать закономерности эстетических отношений человека к действительности, в том числе и к природе, разрабатываемые наукой эстетикой, Итак, методика естествознания имеет широкий спектр межнаучных связей.
|