Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие понятий






Как известно, понятие динамично, т. е., образовавшись, оно обя­зательно развивается. Этот процесс, как и на этапе образования по­нятия, может идти стихийно или под чьим-то руководством. В дан­ном случае нас интересует, как под руководством учителя идет процесс развития понятий у учащихся.

Но что же такое само развитие? Оно рассматривается наукой как процесс закономерного изменения чего-либо, переход из одного ка­чественного состояния в другое — новое и более качественное, более совершенное состояние. Происходит движение (изменение) состоя­ния от простого к сложному, от низшего к высшему. Такое толкова­ние и является определяющим и к рассмотрению вопроса о развитии понятий. В соответствии с ним развитие понятий надо рассматри­вать как их движение от элементарных, первоначальных знаний — к более сложным по объему, как переход на более высокий каче­ственный уровень. Словом, понятие в процессе обучения должно обогащаться новыми качественными характеристиками. Но это не должен быть процесс механического накопления каких-либо харак­теристик. Обогащая первоначальные характеристики понятия, но­вые сливаются с ними и образуют иное качество, более высокое и богатое, чем первоначальное.

Обязательно ли надо руководить процессом развития понятий? Какова роль учителя в этом процессе? В чем заключается здесь ин­струмент его деятельности?

Как и образованием понятий, развитием понятий тоже необхо­димо руководить. Без руководства извне понятия могут так и ос­таться на уровне элементарных, а весь запас знаний человека будет представлять собой некий набор разрозненных, хаотичных истин.

Важным этапом в развитии понятий является, как и при их пер­воначальном формировании, повторение знаний, выяснение, ожив-


ление имеющегося опыта. При этом психологами (С. Л. Рубинштейн) доказано, что наиболее эффективным для развития понятий являет­ся повторение, которое проводится не непосредственно вслед за пер­вым восприятием материала, а через некоторое время, через 2—3 дня. Важно также, чтобы повторение было более углубленным осмысле­нием и даже переосмыслением изученного, установлением новых ассоциативных связей. Следовательно, развитию понятий практически не будет способствовать повторение, представляющее собой много­кратное зазубривание уже известных учащимся определений.

Как правило, обогащение новыми характеристиками уже имею­щихся понятий идет на этапе формирования новых знаний. Чтобы новые характеристики не оказались изолированными, важно и на этапе изучения нового материала обращаться к ранее изученному, устанавливать логические связи с ним. Иногда необходимо такое обращение к учебному материалу прошлых лет. Например, усвое­ние в IV классе понятия «Лес — природное сообщество» требует воспроизведения знаний о разнообразии и строении растений, их изменении по временам года, полученных в I, II и III классах. Это, в свою очередь, обогатит названное выше понятие, а изученное ра­нее не просто будет механически воспроизведено, а включено в определенную систему знаний на ином, более высоком уровне. Между тем, усвоение каждой новой характеристики понятия про­ходит те же этапы, что и образование первоначального понятия. Но теперь эта новая характеристика связывается с уже известными. При этом важно применять систему все усложняющихся вопросов и заданий. Развитию понятий, их более глубокому пониманию спо­собствуют разнообразные упражнения и практические работы, где знания проверяются в практической деятельности, идет их примене­ние на практике. «Пользование знаниями — писал И. П. Павлов, — приобретенными связями — есть понимание»1.

Развитие понятий сопровождается обогащением словарного за­паса учащихся.

Таким образом, развитие понятий — это длительный процесс, в котором понятие обогащается все новыми характеристиками при по­стоянном сообщении новых знаний, их осмыслении и связи с уже имеющимися знаниями. Руководство этим процессом осуществля­ется через систему повторения и практикования знаний, применени­ем все усложняющихся вопросов и заданий, среди которых видное место должны занимать вопросы и задания на установление логи­ческих связей между отдельными усвоенными понятиями.

' Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. — М.; Л., 1949. - Т. 2. - С. 580.

ИЗ

о Аквилева. Методика


Вопросы и задания к главе IV для самопроверки теоретического материала

1. Что такое понятие?

2. Почему для методики обучения начальному естествознанию важно рас­смотрение проблемы образования и развития понятий?

3. Каковы характеристики понятия?

4. Что такое содержание, объем и динамика понятия?

5. Что такое первоначальное и элементарное понятие?

6. Почему в начальной школе формируются первоначальные и элементар­ные понятия?

7. Каким требованиям должно удовлетворять первоначальное понятие?

8. В чем сущность методологии образования понятий?

9. Дайте характеристику исходного момента образования понятий?

10. Что такое восприятие?

11. Что такое представление?

12. Почему полнота, точность представлений зависит от полноты и точно­сти восприятий?

13. Почему образованием восприятий и представлений необходимо руково­дить? Объясните, в чем заключается руководство этим процессом со стороны учителя.

14. Раскройте технологию образования восприятий и представлений.

15. Почему на этапе образования восприятий и представлений особая роль отводится различным видам наглядности?

16. В чем заключается роль восприятий и представлений в процессе обра­зования понятий?

17. Раскройте процесс образования понятий?

18. Почему этим процессом необходимо руководить? В чем состоит техно­логия руководства процессом образования понятий?

19. Почему понятие должно быть закреплено?

20. Какова технология закрепления понятия?

21. Каково значение практикования понятий?

22. Составьте схему образования какого-либо понятия.

23. В чем сущность развития понятий?

24. Почему понятия должны развиваться?

25. Почему необходимо руководить этим процессом?

26. Назовите методические средства развития понятий.

27. Почему повторение пройденного и установление логических связей между знаниями являются существенными составляющими технологии раз­вития понятий?

28. Докажите, что процесс развития естественнонаучных понятий совершен­ствует речь школьников.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал