Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие понятий
Как известно, понятие динамично, т. е., образовавшись, оно обязательно развивается. Этот процесс, как и на этапе образования понятия, может идти стихийно или под чьим-то руководством. В данном случае нас интересует, как под руководством учителя идет процесс развития понятий у учащихся. Но что же такое само развитие? Оно рассматривается наукой как процесс закономерного изменения чего-либо, переход из одного качественного состояния в другое — новое и более качественное, более совершенное состояние. Происходит движение (изменение) состояния от простого к сложному, от низшего к высшему. Такое толкование и является определяющим и к рассмотрению вопроса о развитии понятий. В соответствии с ним развитие понятий надо рассматривать как их движение от элементарных, первоначальных знаний — к более сложным по объему, как переход на более высокий качественный уровень. Словом, понятие в процессе обучения должно обогащаться новыми качественными характеристиками. Но это не должен быть процесс механического накопления каких-либо характеристик. Обогащая первоначальные характеристики понятия, новые сливаются с ними и образуют иное качество, более высокое и богатое, чем первоначальное. Обязательно ли надо руководить процессом развития понятий? Какова роль учителя в этом процессе? В чем заключается здесь инструмент его деятельности? Как и образованием понятий, развитием понятий тоже необходимо руководить. Без руководства извне понятия могут так и остаться на уровне элементарных, а весь запас знаний человека будет представлять собой некий набор разрозненных, хаотичных истин. Важным этапом в развитии понятий является, как и при их первоначальном формировании, повторение знаний, выяснение, ожив- ление имеющегося опыта. При этом психологами (С. Л. Рубинштейн) доказано, что наиболее эффективным для развития понятий является повторение, которое проводится не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время, через 2—3 дня. Важно также, чтобы повторение было более углубленным осмыслением и даже переосмыслением изученного, установлением новых ассоциативных связей. Следовательно, развитию понятий практически не будет способствовать повторение, представляющее собой многократное зазубривание уже известных учащимся определений. Как правило, обогащение новыми характеристиками уже имеющихся понятий идет на этапе формирования новых знаний. Чтобы новые характеристики не оказались изолированными, важно и на этапе изучения нового материала обращаться к ранее изученному, устанавливать логические связи с ним. Иногда необходимо такое обращение к учебному материалу прошлых лет. Например, усвоение в IV классе понятия «Лес — природное сообщество» требует воспроизведения знаний о разнообразии и строении растений, их изменении по временам года, полученных в I, II и III классах. Это, в свою очередь, обогатит названное выше понятие, а изученное ранее не просто будет механически воспроизведено, а включено в определенную систему знаний на ином, более высоком уровне. Между тем, усвоение каждой новой характеристики понятия проходит те же этапы, что и образование первоначального понятия. Но теперь эта новая характеристика связывается с уже известными. При этом важно применять систему все усложняющихся вопросов и заданий. Развитию понятий, их более глубокому пониманию способствуют разнообразные упражнения и практические работы, где знания проверяются в практической деятельности, идет их применение на практике. «Пользование знаниями — писал И. П. Павлов, — приобретенными связями — есть понимание»1. Развитие понятий сопровождается обогащением словарного запаса учащихся. Таким образом, развитие понятий — это длительный процесс, в котором понятие обогащается все новыми характеристиками при постоянном сообщении новых знаний, их осмыслении и связи с уже имеющимися знаниями. Руководство этим процессом осуществляется через систему повторения и практикования знаний, применением все усложняющихся вопросов и заданий, среди которых видное место должны занимать вопросы и задания на установление логических связей между отдельными усвоенными понятиями. ' Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. — М.; Л., 1949. - Т. 2. - С. 580.
о Аквилева. Методика Вопросы и задания к главе IV для самопроверки теоретического материала 1. Что такое понятие? 2. Почему для методики обучения начальному естествознанию важно рассмотрение проблемы образования и развития понятий? 3. Каковы характеристики понятия? 4. Что такое содержание, объем и динамика понятия? 5. Что такое первоначальное и элементарное понятие? 6. Почему в начальной школе формируются первоначальные и элементарные понятия? 7. Каким требованиям должно удовлетворять первоначальное понятие? 8. В чем сущность методологии образования понятий? 9. Дайте характеристику исходного момента образования понятий? 10. Что такое восприятие? 11. Что такое представление? 12. Почему полнота, точность представлений зависит от полноты и точности восприятий? 13. Почему образованием восприятий и представлений необходимо руководить? Объясните, в чем заключается руководство этим процессом со стороны учителя. 14. Раскройте технологию образования восприятий и представлений. 15. Почему на этапе образования восприятий и представлений особая роль отводится различным видам наглядности? 16. В чем заключается роль восприятий и представлений в процессе образования понятий? 17. Раскройте процесс образования понятий? 18. Почему этим процессом необходимо руководить? В чем состоит технология руководства процессом образования понятий? 19. Почему понятие должно быть закреплено? 20. Какова технология закрепления понятия? 21. Каково значение практикования понятий? 22. Составьте схему образования какого-либо понятия. 23. В чем сущность развития понятий? 24. Почему понятия должны развиваться? 25. Почему необходимо руководить этим процессом? 26. Назовите методические средства развития понятий. 27. Почему повторение пройденного и установление логических связей между знаниями являются существенными составляющими технологии развития понятий? 28. Докажите, что процесс развития естественнонаучных понятий совершенствует речь школьников.
|