Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое образование младших школьников






В настоящее время экологическое образование школьников стано­вится приоритетным направлением в педагогической теории и прак­тике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей пла­нете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает угрозу существования самой жиз­ни на Земле. Только в конце XX века человечество осознало всю па­губность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

По мнению ученых, «экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружа­ющей среды, а специальная система экологического образования»1. Важным принципом этой системы является непрерывность экологи­ческого образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: дет­ский сад — школа — вуз (колледж, техникум, училище) — послеву-зовское образование. В системе непрерывного экологического обра­зования большое значение имеет второе звено — школа, а в школе — начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко от­кликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопережи­вают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного фор­мирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убе­дительно доказали, что возрастные особенности младших школьни­ков способствуют формированию основ экологической культуры, что


и является целью экологического образования. Что же такое экологи­ческое образование? Каковы его цели и задачи? Каким образом соче­таются экологическое образование и экологическая культура?

Под экологическим образованием понимают непрерывный про­цесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценност­ных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответ­ственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование эколо­гической культуры, в основе которой лежит ответственное отноше­ние к окружающей среде.

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и разви­тием самой природы. «Человек, овладевший экологической культу­рой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рациональ­ного природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему не­обходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценно­стные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных ус­ловий природной среды»1. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладыва­ются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой-Симоновой. Она определяет экологическую культуру как качество личности, компонентами которой являются2:

— интерес к природе и проблемам ее охраны;

— знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

— нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

— экологически грамотная деятельность по отношению к природ­ной среде;

— мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества лич­ности включает:

— формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;


1 Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.— Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.


1 Экологическое образование школьников. — М: Педагогика, 1983. — С. 8.

2 Симонова Л. П. Ключи от природы. - М.: АГПР МПК, 1988. - С. 4-5.


6*

 

 

 


— формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

— воспитание ценностных ориентации экологического характера;

— формирование мотивов, потребностей, привычек целесообраз­ного поведения и деятельности, способности научных и нравствен­ных суждений по экологическим вопросам;

— участие в активной практической деятельности по охране ок­ружающей среды.

Формирование экологически грамотного отношения к окружаю­щей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.

В современные программы включено значительное число поня­тий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должны овладеть школьники. При этом роль человека по отношению к природе определяется не как хозяина и повелителя, а как равноправного участника. Обнов­ление и расширение экологического содержания в программах сде­лало необходимым пересмотр методики работы.

Как правило, в работе по экологическому обучению и воспита­нию младших школьников использовались такие формы и мето­ды, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках — беседы, решение экологических задач, анализ экологичес­ких ситуаций, игры; а во внеклассной работе — утренники, праз­дники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта рабо­ты, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время ме­тодика экологического образования и воспитания значительно обо­гатилась новыми приемами, методами, формами работы. Рассмот­рим их.

Экскурсии в природу — классическая форма изучения окружаю­щей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-позна­вательного значения, формирование грамотного поведения в при­родной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях — наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять свя­зи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. В настоящее время все авторы про­грамм по природоведению, естествознанию указывают, что на лю­бой экскурсии в природу, наряду с другими целями, решаются за­дачи экологического характера. Так, на сезонных экскурсиях дети не только наблюдают за изменениями в жизни растений и живот­ных в данное время года, но и выявляют причины этих изменений.


Например, высота Солнца над горизонтом, а отсюда — изменение продолжительности дня, температуры, видов осадков, состояние водоемов, почв и, как следствие, изменение в жизни растений и животных. На этом примере показана целая цепочка связей: нежи­вая природа — растения — животные, которую устанавливают сами ученики. При этом важно уточнить особенности состояния расте­ний и животных в данное время года. Например, листопад (осень, подготовка к зиме), состояние покоя (зима) и т. д. А отсюда и осо­бенности поведения человека в природе в этот сезон. Наблюдая следы такой «деятельности» человека в природе, как обломанные ветки, мусор в парке, водоеме, вытоптанный газон и т. д., дети сами приходят к выводу о том, как следует себя вести в природе. Очень важным фактором, который помогает сделать правильный вывод о правилах поведения, является любование красотой окружающей природы. Этот процесс вызывает у детей удивление, радость, вос­хищение природой и негодование по поводу безответственного от­ношения к ней.

Дома, в классе ребенок по своим воспоминаниям нарисует те пред­меты, которые произвели на него сильное впечатление, или сочи­нит о них маленький рассказ и напишет его или расскажет об уви­денном. В результате типичные для школьной практики запреты типа «не рви», «не мни», «не ломай» уже не нужны, ученик сам осознал и сделал вывод, как надо вести себя в природе, как к ней относиться и заботиться о ней.

В настоящее время в методических пособиях для учителей1, на страницах журнала «Начальная школа» появились рекомендации о проведении экскурсий, содержание которых полностью подчинено решению экологических задач. Так, в III классе (I—IV) А. А. Плеша-ков рекомендует провести экскурсию на тему «изменения в приро­де под влиянием человека». Наблюдения детей на такой экскурсии направлены на выявление признаков объектов природы и их состо­яния как результата деятельности человека, т. е. на экскурсиях про­водится обследование природной среды и выявление уровня воз­действия на него человека, после чего делается вывод.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «эко­логическая тропа» — это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной при­роды, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать есте­ственную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер

1 Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней началь­ной школы. - М.: Новая школа, 1994. - С. 31.


деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тро­па создается силами старшеклассников. Для начальных классов на ней выделяются объекты в соответствии с программой и учетом преемственности начальной и средней школы.

На тропе источниками познавательной информации являются сами предметы природы. Это растения, грибы, животные, почвы, формы поверхности и другие объекты живой и неживой природы. Задача учителя продумать последовательность их изучения, план наблюдений, объем информации. Часть информации школьники «считывают», наблюдая объект с помощью плана, разработанного учителем. Часть информации они получают, слушая рассказ учите­ля или экскурсовода-старшеклассника, а затем устанавливают связи между объектами природы и приходят к выводу о том, что все в природе взаимосвязано и эти связи нарушать нельзя.

Работа на «экологической тропе» имеет не только информатив­ный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке ра­стений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатыва­ют и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Кроме этого, такое посещение природы дает возможность организовывать и про­водить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребенка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в приро­де; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, про­гнозировать последствия деятельности человека, оценивать резуль­таты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознавать значение природы для человека, важ­ность грамотного взаимодействия с ней.

Полевые практикумы как форма экологического образования так­же недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель — за­крепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния.

Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологи­ческого образования. Другим важным условием этого является си­стематическая работа по экологическому образованию на уроках и во внеклассной работе. Современные программы по изучению при­родоведения, естествознания, окружающего мира разработаны с уче­том экологического принципа. Следовательно, при изучении любой темы, любого вопроса курса в его содержание органично включает­ся материал экологического характера. Кроме этого, в программах


предусматривается проведение уроков, посвященных охране объек­тов природы. Например, «Охрана водоемов». «Охрана почв» и т. д.

Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьни­ков на уроке и во внеклассной работе. Традиционно в практике ра­боты учителя начальных классов применяются такие методы и формы обучения, как беседы, дидактические и ролевые игры, прак­тические работы, а во внеклассной работе — утренники, праздни­ки, КВН, викторины на экологические темы.

Беседы экологического содержания имеют целью актуализиро­вать знания детей, расширить и углубить их, выявить новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы инфор­мации о негативной и позитивной деятельности человека в приро­де способствует формированию у детей умения оценивать эту дея­тельность и прогнозировать ее последствия.

Практические работы на уроках включают решение экологичес­ких задач, разбор экологических ситуаций, моделирование эколо­гических связей. Изучение экологических связей в природе явля­ется необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. Без понимания трудно предвидеть последствия вмешательства человека в природные процессы. Поэтому на уро­ках целесообразно применять динамические схемы или модели этих связей. Схемы могут быть различными: в рамках даны изоб­ражения объектов природы, с помощью стрелок ученик показыва­ет связи между ними; на доске прикреплены таблички, на которых написаны названия объектов природы, например трофическая цепь:

|аист|. Дети показывают стрелками связи

| комары |< -| лягушки |

между живыми объектами. Записи слов, рисунки схем делаются

на доске — дети соединяют нужные объекты стрелками.

Решение экологических задач и анализ экологических ситуаций также направлены на выявление экологических связей. Однако, кро­ме этого, их использование позволяет формировать оценочные суждения, обосновывать, доказывать их правильность. Для этого необходимо привлекать имеющиеся знания, используя их в новых ситуациях. Например, ученикам предлагается выбрать правильный тестовый ответ и обосновать свой выбор в таком вопросе: «Ребята собрались идти в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?»

а) пойду, но буду собирать очень бережно;

б) расспрошу об этом учительницу, а потом уже решу, как быть;

в) не пойду.

Игровая деятельность широко применяется как на уроках, так и во внеклассной работе. «Экологические игры рассматриваются как


форма экологического образования, основанная на развертывании игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уро­вень мотивации, интереса и эмоциональной включенности»1.

Детские игры — отражение жизни. Воображаемые условия, име­ющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются мо­ральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребен­ка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.

Игры, используемые для решения задач экологического образо­вания, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, имитационные2.

Дидактические игры — это игры с правилами. Их главное свой­ство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи вы­ступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднаме­ренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, само­оценка. К дидактическим играм экологического содержания отно­сят игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудес­ный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?»; игры-загадки, например по «портрету» на карточ­ке найди растение в гербарии. А если игра проводится в природе, то — в лесу на поляне и т. д. Можно рекомендовать придумать за­гадку к объекту, который понравился ученику.

Ролевые игры, экологического содержания основаны на моделиро­вании социального содержания экологической деятельности. На­пример, игра «Что произойдет?» или «Экологическая экспертиза»: решили построить бензозаправку с мойкой между шоссе и речкой, протекающей недалеко от шоссе. Разворачивается дискуссия между группами «экологов», «инженеров», «социологов», «автомобили­стов», «медиков». Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умения ве­сти дискуссию, использовать свои знания.

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологиче­ской деятельности. Например, игра «Кто где живет?» раскрывает


зависимость распространения животных от условий среды оби­тания.

Игры-соревнования экологического содержания основаны на сти­мулировании активности участников в приобретении и демонстра­ции экологических знаний и умений. К этому типу относятся кон­курсы: кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т. д. Они широко используются в практике работы школ.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И. В. Цветкова подчеркивает, что «...метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизиру-ющих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию вли­яний окружающей среды на ребенка»1. Метод проектов включает этапы — выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разра­ботку плана действий, практические действия, шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными и длительными. Например, проект «Доб­рая зима»2. Его цель — проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми. Итог проекта, о котором должны сказать дети, — сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их. Метод проектов использу­ется на уроке и во внеурочное время.

К внеурочным формам экологического образования относят празд­ники — совокупность разнообразных развлекательных мероприятий. Они могут проводиться в соответствии с традициями школы, с по­желаниями учащихся или родителей, приурочены к какой-либо дате. Поэтому тематика их разнообразна, например «День леса», «Празд­ник цветов», «В гости к весне». Так, «День птиц» традиционно про­водится в школах во время весенних каникул. Подготовка к нему начинается задолго до срока проведения и включает: разработку сценария, выбор жюри, организацию выставки детских рисунков и фотографий, конкурс стенгазет «Птицы — наши друзья» (оценива­ется достоверность и актуальность материалов, эстетика оформле­ния); проведение викторины «Что ты знаешь о птицах?» (ответы оформляются в виде красочных альбомов); подборка книг о птицах, демонстрация коллекции марок и др. В день праздника все экспо­наты подготовленного материала выставляются и экскурсоводы-школьники рассказывают о них. Во время праздника проводится


1 Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.— Ростов-на-Дону:

Феникс, 1996. - С. 382.

2 Характеристика видов игр рассматривается по С. Д. Дерябо, В. А. Левину.


1 Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.— Ярославль: Ака­демия развития, 1997. — С. 72—73.

2 Там же. - С. 16.


«лекторий». В нем с краткими интересными сообщениями высту­пают приглашенные специалисты. Кульминацией праздника явля­ется проведение КВН.

Таким образом, процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и ок­ружающим людям длительный и многоплановый. Что же может служить критерием оценки такого отношения? Это осознанно пра­вильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объек­ты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Кроме того, ученик должен рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать аргументированные выводы о правилах по­ведения в природе, воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности — игре, рисунке и другой практической деятельности.

Вопросы и задания к главе III для самопроверки теоретического материала

1. Чем обусловлено введение естествознания в учебные планы современной начальной школы? Приведите аргументы, доказывающие эту обусловленность.

2. Каковы цели начального естественнонаучного образования?

3. Какие задачи стоят перед учебным естествознанием в начальной школе? Докажете необходимость и возможность решения каждой из них.

4. Назовите общие и специфические принципы отбора и конструирования содержания начального естествознания. Раскройте сущность каждого из них. Докажите необходимость их учета.

5. Что такое межпредметные связи? Докажите на примерах возможность их реализации.

6. Какое значение имеет реализация межпредметных связей?

7. Что такое синхронистическая таблица? В чем ее значение?

8. Что такое преемственность? Почему в преподавании начального есте­ствознания ее надо учитывать?

9. По каким направлениям идет учет преемственности?

10. Какие навыки учебного труда, формируемые в процессе преподавания начального естествознания, являются одним из условий успешного усвоения естественнонаучных учебных предметов в основной школе?

11. Покажите место синхронистической таблицы в реализации преемствен­ных связей.

12. Раскройте значение преемственности в естественнонаучном образо­вании.

13. Ведущей целью начального естественнонаучного образования является реализация его развивающего потенциала. Докажите это утверждение.

14. В чем сущность экологического образования? Каковы его цели и за­дачи?


15. Почему экологическое образование называют приоритетным направле­нием педагогической теории и практики?

16. Раскроете сущность принципа непрерывности экологического образо­вания.

17. Почему начальную школу называют важнейшим этапом в становлении экологической культуры общества?

18. Почему работу в природе считают необходимой формой экологическо­го образования?

19. Чем отличается методика проведения экскурсий от методики работы на экологической тропе? Предложите эскизы каких-либо знаков для экологичес­кой тропы.

20. Почему считают, что использование экологических ситуаций, заданий, решение экологических задач способствует формированию экологически гра­мотного отношения к природе? Приведите примеры экологических ситуаций и задач.

21. В чем значение моделирования для формирования экологических зна­ний?

22. Что такое метод проектов? Разработайте свой проект и защитите его на занятии.

23. В чем состоит роль игры для формирования экологической культуры? Какие виды игр используются с этой целью?

24. В чем значение праздников и утренников для экологического образова­ния? Разработайте какой-либо праздник и защитите его концепцию на занятии.

25. Почему считают, что без организации практической деятельности детей в природе нельзя сформировать экологически грамотного отношения к ней?

26. Каковы критерии оценки отношения детей к природе?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал