Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аудиовизуальные средства обучения






К аудиовизуальным средствам обучения относятся экранные (ЭС), экранно-звуковые (ЭЗС) и звуковые (ЗС). В основе выделе­ния этих групп лежит способ передачи информации.

Экранные средства обучения включают диапозитивы, диафиль­мы и транспаранты к графопроектору. Эти пособия считают статич­ными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутрен­няя скрытая динамика.

«Динамика кадра или диапозитива — это срез движения, застыв­шее мгновение, превращение мгновенного в постоянное»1. Наличие внутренней динамики необходимо учитывать при организации ра­боты с экранными средствами.

Диапозитивы — цветные или черно-белые фотографии на плен­ке, реже на стекле. Диапозитивы были первым экранным средством, появившимся в школе, но до сих пор широко использующееся в практике. Это объясняется рядом причин. В первую очередь тем, что изображение объектов природы на фото передается без искаже­ний. Это дает возможность формировать правильные и полные представления об объектах природы. Немаловажное значение име­ет форма организации материала — диапозитивные кадры не свя­заны жестко между собой, хотя их объединяет тема, например, «Растения и животные луга», «Осень». Такая организация мате­риала, удобство и простота его подачи позволяют учителю пока­зывать диапозитивы в любом порядке и в том количестве, которое необходимо для проработки темы. Наличие серий диапозитивов (практически ко всем вопросам курса) позволяет их использовать при изучении любой темы.

Вместе с тем работа с диапозитивами требует соблюдения оп­ределенной последовательности, которая диктуется сложностью процесса восприятия кадра. Л. П. Прессман выделяет три этапа этого процесса.

Первый — целостный охват всего диапозитива. Учитель называ­ет кадр и дает учащимся возможность рассмотреть его, на что от­водит 1—1, 3 мин. После этого он комментирует детали диапозити­ва. Второй этап работы — рассматривание. Следует учесть, что глаз ребенка будет постоянно и непроизвольно совершать частые дви­жения, сопоставляя детали с целым. Поэтому важен третий этап — синтез деталей, возвращение к целостному охвату после анализа.

 

1 Прессман Л. П. Основы методики применения экранных звуковых средств в шко­ле. - М, 1979. - С. 60.

15 Аквилева. Методика


15*

При подготовке к уроку учитель не только подбирает диапози­тивы, исходя из его темы и цели, определяет последовательность их демонстрации, но и составляет задания для наблюдения зритель­ного ряда таким образом, чтобы дети «считали» всю информацию. А если они видели аналогичные объекты в природе, то сравнивали бы изображения со своими представлениями.

Использовать диапозитивы можно на любом этапе урока — при изучении нового материала, при закреплении, обобщении, при про­верке знаний. Например, при изучении темы «Вода в природе» можно использовать одноименную серию. Она состоит из трех ча­стей. В первой части (к. 2—10) показаны виды водоемов — родни­ки, их образование, ручьи, реки (равнинные и горные). Во второй части (к. 11—16) — новые виды водоемов: моря, озера, болота. Тре­тья часть (к. 17—22) знакомит детей с тем, как человек использует воду, какое значение она имеет для него. Содержание серии позво­ляет использовать диапозитивы при изучении разных вопросов темы. Так, при знакомстве с процессом образования источника це­лесообразно показать кадр «образование родника» (к. 2), выход его на поверхность (к. 31), ручей (к. 4). Главным приемом работы бу­дет рассматривание изображения на кадрах.

Диапозитивный фильм, или диафильм, — это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кино­пленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями — с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров).

К курсу начального естествознания разработано много диафиль­мов разных жанров: диафильм-рассказ, сказка, очерк, иллюстра­ция, инструкция. Диафильмы могут использоваться на всех эта­пах урока. Но при этом необходимо учитывать, что диафильм — «это жестко запрограммированное средство» (В. Голов). Он раз­рабатывается в соответствии с творческим замыслом автора, по его сценарию. Поэтому при подготовке к уроку необходимо про­смотреть диафильм, отобрать кадры для показа, определить тот этап урока, на котором можно использовать диафильм, время его демонстрации.

Диафильм может содержать разное число кадров. Но следует иметь в виду, что дети активно работают при демонстрации 8—10 кадров. Поэтому показывать диафильм «залпом» нельзя. В методи­ке разработаны различные приемы работы с диафильмами, напри­мер показ фрагментов или отдельных кадров для решения конкрет­ных учебных задач, показ только зрительного ряда без субтитров, составление текстов учителем или учениками, сопоставление зри­тельного ряда с тем, что дети видели в природе.


При включении диафильма в урок на этапе знакомства с новым материалом необходимо провести беседу, во время которой дети вспоминают, что они видели в природе, знают из книг по теме уро­ка. В конце беседы учитель ставит один-два узловых вопроса (мож­но их записать на доске), которые отражают главные мысли. Пос­ле показа диафильма на уроке делается пауза, а затем начинается беседа с обсуждения тех узловых вопросов, которые были записа­ны на доске. После этого ставятся вопросы уточняющего и конкре­тизирующего характера.

В практике работы диафильмы крайне редко используются при проверке знаний, хотя в методике разработаны разнообразные при­емы такой работы, например рассказ с опорой на зрительный ряд, составление плана, продолжение диафильма (показываются два-три кадра, после чего ученик «продолжает» диафильм).

Использование на уроке диапозитивов и диафильмов различается по способу организации, но с познавательной точки зрения различий здесь практически нет: и в том и в другом случае дети наблюдают изоб­ражение в кадре, анализируют его и на этой основе делают выводы.

Транспаранты для графопроектора также относятся к статичес­ким средствам обучения. Однако эта статичность в значительной мере условна. За счет постепенного наложения одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Дети становят­ся свидетелями развивающегося процесса, могут обсудить каждый новый этап в ходе подачи учебного материала. Эта возможность показать явление или процесс в развитии выгодно отличает транс­паранты от обычной картины или таблицы, где изображен конеч­ный результат процесса или явления.

В основе изобразительного решения транспарантов лежат схема­тический рисунок, показывающий структуру объекта и стадии раз­вития процесса, явления. Транспаранты объединяются в серии. Каждая из них посвящена одному конкретному вопросу учебной программы, что отражается в их названиях: «Образование оврага», «Материки и океаны» и т. д. Такая организация материала делает возможным его поэтапное преподнесение, что способствует лучше­му его запоминанию и усвоению, концентрирует внимание детей на самом главном, существенном, создает иллюзию непосредственного участия в природном процессе.

Транспаранты используются в различных учебных ситуациях: при объяснении нового материала, при его закреплении, для про­верки самостоятельной работы учащихся.

Приведем пример. К теме «Вода в природе» созданы две серии транспарантов — «Образование источника» и «Круговорот воды


в природе». На них показана последовательность образования ис­точника в природе. Если данная серия используется при объясне­нии нового материала, то она является иллюстрацией к рассказу учителя. При закреплении материала серия может быть использо­вана по-разному.

Первый вариант. Учитель постепенно накладывает все транспа­ранты серии друг на друга, а учащиеся отвечают на вопросы: куда исчезает дождевая вода? Как образуется источник?

Второй вариант. Учитель проецирует изображения первого и вто­рого транспарантов на классную доску. Первый — изображение раз­реза земной коры — почва, песок, глина; второй — изображение тучи и осадков в виде дождя. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно отмечают стрелками процесс испарения, стекания и просачивания воды через водопроницаемые слои, а также выход ее по водоупорному слою на поверхность.

Во время работы можно использовать прием снятия транспаран­тов. Он помогает школьнику перейти от общей картины явления к его сущности, формирует умение анализировать природные процес­сы и явления.

Экранно -звуковые средства обучения отличаются динамично­стью в подаче материала и звуковым оформлением. К ним относят­ся кинофильмы, кинофрагменты и видеофильмы.

Ценность учебных фильмов в том, что они позволяют познако­мить школьников с такими явлениями и процессами, которые труд­но или невозможно увидеть в природе: распускание почек на вет­ках деревьев, замерзание реки, морской прибой и т. д.

Учебные фильмы как средства обучения имеют некоторые осо­бенности (Карпов Г. В., Прессман Л. П., Романин В. А.):

1) динамичность изображения — наиболее значительная в дидак­тическом отношении особенность учебных фильмов. Она позволяет рассматривать явления в процессе движения, развития, то есть наи­более правдиво, жизненно;

2) возможность рассматривания явления в целом и по частям, что способствует формированию полных и четких представлений:

3) передача большого объема информации за короткое время;

4) использование мультипликации, с помощью которой можно показать объекты и процессы, которые нельзя наблюдать (работа органов тела человека; жизнь внутри улья, муравейника), а также то, чего нет в действительности, но создано воображением челове­ка (жизнь в отдаленные времена).

Особенности кинофильма как средства обучения накладывают свой отпечаток и на его восприятие детьми. Движение на экране, дикторский текст, музыкальное сопровождение, различные шумы —


все это обостряет внимание, восприятие, память. Дети активно воспринимают информацию. Естественный спад внимания (тор­можение) наступает у учащихся через 5—10 мин после начала просмотра. Это необходимо учитывать при организации работы с кинофильмами.

К курсу природоведения созданы различные виды учебных филь­мов: целостные — это ленты, посвященные одной теме («Растения в разные времена года»); фрагментарные — фильмы, содержащие несколько законченных фрагментов, объединенных одной темой («Природа степей и пустынь»); кинофрагменты — содержат матери­ал только по одному вопросу, время показа — 3—5 мин («Источник. Река»). Из всех видов учебных фильмов наиболее эффективным является кинофрагмент. В нем информация передается в краткой, сжатой форме, что делает кинофрагменты не только эффективны­ми, но и удобными в использовании.

В настоящее время кинофильмы постепенно заменяются видео­фильмами. Фонд видеофильмов пока невелик, идет работа над их созданием. В практике работы широко применяются самодельные видеофильмы.

У видеофильма есть свои характерные особенности:

1) возможность остановить кадр и подробно проанализировать его содержание, сравнить с наблюдениями детей или другими изоб­разительными средствами;

2) вернуть запись для уточнения, конкретизации, сравнения;

3) снять звук и вместо дикторского текста составить свой (состав­лять могут и учителя и дети);

4) простота и удобство в обращении.

Эти особенности делают видеофильм более эффективным по срав­нению с кинофильмом как средством обучения.

Вместе с тем, в методике использования кинофильмов и видео­фильмов много общего. Перед показом проводится беседа, в ходе ко­торой школьники вспоминают то, что они видели по этой теме на экскурсии, наблюдали в окружающей природе, а также то, что зна­ют из книг, просмотра телепередач. Затем учитель ставит два-три узловых вопроса, на которые дети ответят после показа фильма. Це­лесообразно эти вопросы записать на доске.

При демонстрации фильма учитель не должен быть пассивным. Он смотрит фильм вместе с детьми, глазами детей. Если на экра­не много мелких объектов, то детям сложно вычленить главное, основное. В этом случае учитель может указкой показать необхо­димый объект и дополнить свои действия кратким замечанием типа «обратите внимание вот на это...», «посмотрите, как это про­исходит» и т. д.


После демонстрации делается небольшая пауза, а затем проводит­ся беседа, цель которой — выявить, как усвоен материал, дополнить и углубить знания учащихся. Начать беседу следует с обсуждения тех вопросов, которые были поставлены учителем, так как они направ­лены на выявление основных идей фильма. Кроме них, можно пред­ложить вопросы конкретизирующего и уточняющего характера.

При организации беседы следует учитывать, что учащиеся легче запоминают начало и конец фильма и хуже его середину. Поэтому при подготовке вопросов к фильму и во время беседы после пока­за надо уделять внимание его средним кадрам.

Кинофильм может использоваться в любом типе урока и на лю­бом его этапе. Если кинофильм используется при знакомстве с но­вым материалом, то является источником информации. В этом слу­чае он может заменять рассказ учителя или дополнять его. На этапе закрепления кинофильм используется для уточнения, конкретиза­ции полученных знаний. Но в любом случае целесообразно сочетать показ фильма с другими средствами обучения — диапозитивами, таблицами. Это важно потому, что динамичность кадров фильма не позволяет учащимся детально рассмотреть те или иные объекты, определяющие изучаемые объекты.

Например, на уроке по теме «Круговорот воды в природе» мож­но использовать одноименный кинофрагмент. Заранее, до урока, на доске учитель записывает вопросы, на которые учащиеся должны ответить после просмотра: «Куда уходит вода с поверхности моря?», «Куда исчезает вода, выпавшая в виде дождя?», «Почему такое дви­жение воды называется круговоротом?» После просмотра фильма проводится беседа по этим вопросам.

Затем, для лучшего уяснения того факта, что вода в природе не исчезает, а происходит постоянный ее круговорот, учитель демон­стрирует опыт. Учащиеся наблюдают, делают вывод: вода испаря­ется, пар поднимается вверх, охлаждается, превращается в тучи и проливается дождем. Вода просачивается в почву, и глубже, затем опять испаряется — совершается круговорот воды.

После этого учитель предполагает рассмотреть схему в учебном пособии. Зарисовать ее в тетради. По схеме дети рассказывают о круговороте воды.

На обобщающих уроках применение фильмов способствует вос­становлению в памяти детей непосредственных наблюдений в при­роде, дополнению полученных представлений и понятий, логичес­кому построению мысли ученика.

Звуковые средства обучения это грамзаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого, на уроках исполь­зуются записи рассказов ученых, путешественников и др.


В настоящее время одной из актуальных проблем естественнона­учного образования в начальной школе является его компьютери­зация. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графичес­ких средств изображений. По мнению исследователей, компьютер­ные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению при­чинно-следственных связей, формированию знаний о закономерно­стях, существующих в природе.

Применение компьютерной техники — дело новое и перспектив­ное: уже создаются компьютерные программы для начальной шко­лы, но в практике работы они используются еще редко.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал