Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аудиовизуальные средства обучения
К аудиовизуальным средствам обучения относятся экранные (ЭС), экранно-звуковые (ЭЗС) и звуковые (ЗС). В основе выделения этих групп лежит способ передачи информации. Экранные средства обучения включают диапозитивы, диафильмы и транспаранты к графопроектору. Эти пособия считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика. «Динамика кадра или диапозитива — это срез движения, застывшее мгновение, превращение мгновенного в постоянное»1. Наличие внутренней динамики необходимо учитывать при организации работы с экранными средствами. Диапозитивы — цветные или черно-белые фотографии на пленке, реже на стекле. Диапозитивы были первым экранным средством, появившимся в школе, но до сих пор широко использующееся в практике. Это объясняется рядом причин. В первую очередь тем, что изображение объектов природы на фото передается без искажений. Это дает возможность формировать правильные и полные представления об объектах природы. Немаловажное значение имеет форма организации материала — диапозитивные кадры не связаны жестко между собой, хотя их объединяет тема, например, «Растения и животные луга», «Осень». Такая организация материала, удобство и простота его подачи позволяют учителю показывать диапозитивы в любом порядке и в том количестве, которое необходимо для проработки темы. Наличие серий диапозитивов (практически ко всем вопросам курса) позволяет их использовать при изучении любой темы. Вместе с тем работа с диапозитивами требует соблюдения определенной последовательности, которая диктуется сложностью процесса восприятия кадра. Л. П. Прессман выделяет три этапа этого процесса. Первый — целостный охват всего диапозитива. Учитель называет кадр и дает учащимся возможность рассмотреть его, на что отводит 1—1, 3 мин. После этого он комментирует детали диапозитива. Второй этап работы — рассматривание. Следует учесть, что глаз ребенка будет постоянно и непроизвольно совершать частые движения, сопоставляя детали с целым. Поэтому важен третий этап — синтез деталей, возвращение к целостному охвату после анализа. 1 Прессман Л. П. Основы методики применения экранных звуковых средств в школе. - М, 1979. - С. 60. 15 Аквилева. Методика
При подготовке к уроку учитель не только подбирает диапозитивы, исходя из его темы и цели, определяет последовательность их демонстрации, но и составляет задания для наблюдения зрительного ряда таким образом, чтобы дети «считали» всю информацию. А если они видели аналогичные объекты в природе, то сравнивали бы изображения со своими представлениями. Использовать диапозитивы можно на любом этапе урока — при изучении нового материала, при закреплении, обобщении, при проверке знаний. Например, при изучении темы «Вода в природе» можно использовать одноименную серию. Она состоит из трех частей. В первой части (к. 2—10) показаны виды водоемов — родники, их образование, ручьи, реки (равнинные и горные). Во второй части (к. 11—16) — новые виды водоемов: моря, озера, болота. Третья часть (к. 17—22) знакомит детей с тем, как человек использует воду, какое значение она имеет для него. Содержание серии позволяет использовать диапозитивы при изучении разных вопросов темы. Так, при знакомстве с процессом образования источника целесообразно показать кадр «образование родника» (к. 2), выход его на поверхность (к. 31), ручей (к. 4). Главным приемом работы будет рассматривание изображения на кадрах. Диапозитивный фильм, или диафильм, — это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями — с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров). К курсу начального естествознания разработано много диафильмов разных жанров: диафильм-рассказ, сказка, очерк, иллюстрация, инструкция. Диафильмы могут использоваться на всех этапах урока. Но при этом необходимо учитывать, что диафильм — «это жестко запрограммированное средство» (В. Голов). Он разрабатывается в соответствии с творческим замыслом автора, по его сценарию. Поэтому при подготовке к уроку необходимо просмотреть диафильм, отобрать кадры для показа, определить тот этап урока, на котором можно использовать диафильм, время его демонстрации. Диафильм может содержать разное число кадров. Но следует иметь в виду, что дети активно работают при демонстрации 8—10 кадров. Поэтому показывать диафильм «залпом» нельзя. В методике разработаны различные приемы работы с диафильмами, например показ фрагментов или отдельных кадров для решения конкретных учебных задач, показ только зрительного ряда без субтитров, составление текстов учителем или учениками, сопоставление зрительного ряда с тем, что дети видели в природе. При включении диафильма в урок на этапе знакомства с новым материалом необходимо провести беседу, во время которой дети вспоминают, что они видели в природе, знают из книг по теме урока. В конце беседы учитель ставит один-два узловых вопроса (можно их записать на доске), которые отражают главные мысли. После показа диафильма на уроке делается пауза, а затем начинается беседа с обсуждения тех узловых вопросов, которые были записаны на доске. После этого ставятся вопросы уточняющего и конкретизирующего характера. В практике работы диафильмы крайне редко используются при проверке знаний, хотя в методике разработаны разнообразные приемы такой работы, например рассказ с опорой на зрительный ряд, составление плана, продолжение диафильма (показываются два-три кадра, после чего ученик «продолжает» диафильм). Использование на уроке диапозитивов и диафильмов различается по способу организации, но с познавательной точки зрения различий здесь практически нет: и в том и в другом случае дети наблюдают изображение в кадре, анализируют его и на этой основе делают выводы. Транспаранты для графопроектора также относятся к статическим средствам обучения. Однако эта статичность в значительной мере условна. За счет постепенного наложения одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Дети становятся свидетелями развивающегося процесса, могут обсудить каждый новый этап в ходе подачи учебного материала. Эта возможность показать явление или процесс в развитии выгодно отличает транспаранты от обычной картины или таблицы, где изображен конечный результат процесса или явления. В основе изобразительного решения транспарантов лежат схематический рисунок, показывающий структуру объекта и стадии развития процесса, явления. Транспаранты объединяются в серии. Каждая из них посвящена одному конкретному вопросу учебной программы, что отражается в их названиях: «Образование оврага», «Материки и океаны» и т. д. Такая организация материала делает возможным его поэтапное преподнесение, что способствует лучшему его запоминанию и усвоению, концентрирует внимание детей на самом главном, существенном, создает иллюзию непосредственного участия в природном процессе. Транспаранты используются в различных учебных ситуациях: при объяснении нового материала, при его закреплении, для проверки самостоятельной работы учащихся. Приведем пример. К теме «Вода в природе» созданы две серии транспарантов — «Образование источника» и «Круговорот воды в природе». На них показана последовательность образования источника в природе. Если данная серия используется при объяснении нового материала, то она является иллюстрацией к рассказу учителя. При закреплении материала серия может быть использована по-разному. Первый вариант. Учитель постепенно накладывает все транспаранты серии друг на друга, а учащиеся отвечают на вопросы: куда исчезает дождевая вода? Как образуется источник? Второй вариант. Учитель проецирует изображения первого и второго транспарантов на классную доску. Первый — изображение разреза земной коры — почва, песок, глина; второй — изображение тучи и осадков в виде дождя. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно отмечают стрелками процесс испарения, стекания и просачивания воды через водопроницаемые слои, а также выход ее по водоупорному слою на поверхность. Во время работы можно использовать прием снятия транспарантов. Он помогает школьнику перейти от общей картины явления к его сущности, формирует умение анализировать природные процессы и явления. Экранно -звуковые средства обучения отличаются динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. К ним относятся кинофильмы, кинофрагменты и видеофильмы. Ценность учебных фильмов в том, что они позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе: распускание почек на ветках деревьев, замерзание реки, морской прибой и т. д. Учебные фильмы как средства обучения имеют некоторые особенности (Карпов Г. В., Прессман Л. П., Романин В. А.): 1) динамичность изображения — наиболее значительная в дидактическом отношении особенность учебных фильмов. Она позволяет рассматривать явления в процессе движения, развития, то есть наиболее правдиво, жизненно; 2) возможность рассматривания явления в целом и по частям, что способствует формированию полных и четких представлений: 3) передача большого объема информации за короткое время; 4) использование мультипликации, с помощью которой можно показать объекты и процессы, которые нельзя наблюдать (работа органов тела человека; жизнь внутри улья, муравейника), а также то, чего нет в действительности, но создано воображением человека (жизнь в отдаленные времена). Особенности кинофильма как средства обучения накладывают свой отпечаток и на его восприятие детьми. Движение на экране, дикторский текст, музыкальное сопровождение, различные шумы — все это обостряет внимание, восприятие, память. Дети активно воспринимают информацию. Естественный спад внимания (торможение) наступает у учащихся через 5—10 мин после начала просмотра. Это необходимо учитывать при организации работы с кинофильмами. К курсу природоведения созданы различные виды учебных фильмов: целостные — это ленты, посвященные одной теме («Растения в разные времена года»); фрагментарные — фильмы, содержащие несколько законченных фрагментов, объединенных одной темой («Природа степей и пустынь»); кинофрагменты — содержат материал только по одному вопросу, время показа — 3—5 мин («Источник. Река»). Из всех видов учебных фильмов наиболее эффективным является кинофрагмент. В нем информация передается в краткой, сжатой форме, что делает кинофрагменты не только эффективными, но и удобными в использовании. В настоящее время кинофильмы постепенно заменяются видеофильмами. Фонд видеофильмов пока невелик, идет работа над их созданием. В практике работы широко применяются самодельные видеофильмы. У видеофильма есть свои характерные особенности: 1) возможность остановить кадр и подробно проанализировать его содержание, сравнить с наблюдениями детей или другими изобразительными средствами; 2) вернуть запись для уточнения, конкретизации, сравнения; 3) снять звук и вместо дикторского текста составить свой (составлять могут и учителя и дети); 4) простота и удобство в обращении. Эти особенности делают видеофильм более эффективным по сравнению с кинофильмом как средством обучения. Вместе с тем, в методике использования кинофильмов и видеофильмов много общего. Перед показом проводится беседа, в ходе которой школьники вспоминают то, что они видели по этой теме на экскурсии, наблюдали в окружающей природе, а также то, что знают из книг, просмотра телепередач. Затем учитель ставит два-три узловых вопроса, на которые дети ответят после показа фильма. Целесообразно эти вопросы записать на доске. При демонстрации фильма учитель не должен быть пассивным. Он смотрит фильм вместе с детьми, глазами детей. Если на экране много мелких объектов, то детям сложно вычленить главное, основное. В этом случае учитель может указкой показать необходимый объект и дополнить свои действия кратким замечанием типа «обратите внимание вот на это...», «посмотрите, как это происходит» и т. д. После демонстрации делается небольшая пауза, а затем проводится беседа, цель которой — выявить, как усвоен материал, дополнить и углубить знания учащихся. Начать беседу следует с обсуждения тех вопросов, которые были поставлены учителем, так как они направлены на выявление основных идей фильма. Кроме них, можно предложить вопросы конкретизирующего и уточняющего характера. При организации беседы следует учитывать, что учащиеся легче запоминают начало и конец фильма и хуже его середину. Поэтому при подготовке вопросов к фильму и во время беседы после показа надо уделять внимание его средним кадрам. Кинофильм может использоваться в любом типе урока и на любом его этапе. Если кинофильм используется при знакомстве с новым материалом, то является источником информации. В этом случае он может заменять рассказ учителя или дополнять его. На этапе закрепления кинофильм используется для уточнения, конкретизации полученных знаний. Но в любом случае целесообразно сочетать показ фильма с другими средствами обучения — диапозитивами, таблицами. Это важно потому, что динамичность кадров фильма не позволяет учащимся детально рассмотреть те или иные объекты, определяющие изучаемые объекты. Например, на уроке по теме «Круговорот воды в природе» можно использовать одноименный кинофрагмент. Заранее, до урока, на доске учитель записывает вопросы, на которые учащиеся должны ответить после просмотра: «Куда уходит вода с поверхности моря?», «Куда исчезает вода, выпавшая в виде дождя?», «Почему такое движение воды называется круговоротом?» После просмотра фильма проводится беседа по этим вопросам. Затем, для лучшего уяснения того факта, что вода в природе не исчезает, а происходит постоянный ее круговорот, учитель демонстрирует опыт. Учащиеся наблюдают, делают вывод: вода испаряется, пар поднимается вверх, охлаждается, превращается в тучи и проливается дождем. Вода просачивается в почву, и глубже, затем опять испаряется — совершается круговорот воды. После этого учитель предполагает рассмотреть схему в учебном пособии. Зарисовать ее в тетради. По схеме дети рассказывают о круговороте воды. На обобщающих уроках применение фильмов способствует восстановлению в памяти детей непосредственных наблюдений в природе, дополнению полученных представлений и понятий, логическому построению мысли ученика. Звуковые средства обучения — это грамзаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого, на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др. В настоящее время одной из актуальных проблем естественнонаучного образования в начальной школе является его компьютеризация. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений. По мнению исследователей, компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях, существующих в природе. Применение компьютерной техники — дело новое и перспективное: уже создаются компьютерные программы для начальной школы, но в практике работы они используются еще редко.
|