Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практикум⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38
1. Объясните необходимость разнообразия средств обучения для курса начального естествознания. 2. Выявите две основные функции средств обучения и их взаимосвязь с методами обучения. Думайте и рассуждайте. Ответить на эти вопросы вам помогут предложенные здесь практические задания. 3. Используя классификацию средств обучения, разделите их на две группы — для учителя и для учащихся. Запишите их названия в таблицу: Средства обучения
Для учащихся Объясните состав каждой группы, установите взаимосвязи между ними и покажите их связь в таблице стрелками. 4. Как вы считаете, какие методы и приемы целесообразно использовать при работе: а) с коллекцией почв; б) с таблицей «Раннецветущие растения»; в) с моделью Земли — глобусом; г) с кинофрагментом «Почему бывают времена года». Свою точку зрения аргументируйте. 5. Как вы объясните связь между утверждениями: а) все средства обучения взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы; б) на уроке необходимо комплексное использование средств обучения. Рассуждайте и доказывайте с примерами. 6. К уроку «Водоемы нашего края» учительница подобрала следующие средства обучения: физические карты области и России, серию диапозитивов «Вода в природе», таблицы «Река в горах» и «Равнинная река», кинофрагмент «Источник. Река», учебник природоведения, естествознания. Определите место каждого средства в уроке, дидактическую задачу, на решение которой направлена работа с ним. Установите, насколько соответствует выбор учителя тем требованиям, которые предъявляет методика к составлению поурочного комплекса. В случае затруднения вернитесь к тексту главы. Оцените деятельность учителя. 7. Определите исходные положения подбора средств обучения к уроку по теме «Растения зимой». Составьте этот комплекс, аргументируйте свой выбор. 8. Дайте оценку комплексу средств обучения к урокам «Разнообразие растений» (II—III кл.) и «Природа степей» (III—IV кл.) по программе «Природоведение» А. А. Плешакова. Эти комплексы предложены автором в рекомендациях для учителя. При оценке комплекса используйте свои знания о требованиях к его составлению. Ответ обоснуйте. 9. Главным средством обучения при изучении полезных ископаемых является коллекция. Какие средства в сочетании с ней следует еще использовать? Почему? Докажите свою точку зрения. 10. К уроку «Растения летом и осенью» предлагается таблица «Осень» и репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Какой вариант использования пособий вы выберите: а) только таблица; б) только репродукция картины; в) и таблица, и репродукция картины. Объясните свою позицию. 11. Подумайте, на каком этапе урока по теме «Свойства воды», с какой целью можно использовать серию транспарантов «Круговорот воды в природе». Ответ обоснуйте. 12. Выберите любой диафильм и проанализируйте его по плану: а) содержание; б) качество информации; в) качество изображения объектов и явлений. 13. Содержание изученной вами главы позволяет выделить следующие требования к использованию средств обучения: 1) они должны выступать в качестве источника знаний, а учащиеся в роли исследователей; 2) средства обучения необходимо изучать всесторонне; 3) средства обучения следует использовать для развития творческого мышления детей. Как вы считаете, указаны все требования или следует что-либо добавить? Если, по вашему мнению, необходимы дополнения, то назовите их. Продумайте обоснование для каждого требования. Докажите свою точку зрения. 14. Прочитайте следующее утверждение: средства обучения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, применять логические приемы, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции; формулировать выводы. Насколько правомерно это утверждение? Свой ответ обоснуйте. 15. Просмотрите составленную вами методическую картотеку по проблеме использования средств обучения. Выделите тот материал, в котором раскрываются новые, эффективные приемы работы. Расскажите о них. Список рекомендуемой литературы 1. Аквилева Г. Н. и др. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. — М.: Просвещение, 1988. 2. Баранский Н. Н. Исторический обзор учебников географии. — М.: Гео-графгиз, 1954. 3. Барышева Ю. А. и др. Я и мир вокруг. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 1999. 4. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. 1 класс. — М.: Дрофа, 2000. 5. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек. Земля. Части света. Книга для учителя. 2 класс. — М.: Дрофа, 1998. 6. Вахрушев А. А. и др. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 1998. 7. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. — М.: Баласс, 1999. 8. Верзилин Н. М. и др. Общая методика преподавания биологии. — М.: Просвещение, 1983. 9. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1—2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997. 10. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3—4 классы. — М.: Вентана-Граф, 1999. 11. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999. 12. Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. 13. Зуев В. Ф. Педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. 14. Клепинина 3. А. Природа и люди. 1—4 классы. Книга для учителя начальных классов. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999. 15. Петросова Р. Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М.: Академия, 1999. 16. Плешаков А. А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1997. 17. Райков Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 18. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М.: Учпедгиз. 1952 19. Товпинец И. П. Я и окружающий мир. Материалы к урокам. 1 класс. — М., 1998. 20. Филоненко-Алексеева А. Л. Практикум по методике преподавания природоведения. Вып. 1—4. — М.: Просвещение, 1980—1983. 21. Филоненко-Алексеева А. Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. — М.: Владос, 2000. 22. Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания. — М.: Учпедгиз, 1954. 23. Ягодовский К. П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. — М.: Учпедгиз, 1936.
|