Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура ГОС
1. Общая характеристика направления 1.2 Нормативная деятельность обучения. Квалификационная 1.3 Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности 1.4 К чему должен быть подготовлен (например, к обучению в 2. Требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение 2.1 Общие требования к образованности специалиста, определяемых словами: знаком знает имеет целостное представление способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность имеет научное представление понимает сущность и социальную значимость готов 2.2. Требования к знаниям и умениям, определяемых словами: иметь представление понимать быть знакомым владеть иметь представление 3. Обязательный минимум содержания ПОП по направлению, сгруппированных по циклам: ГСЭ Цикл общих и социально-экономических дисциплин (часов) ЕН Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин (часов) ДН Цикл общепрофессиональных дисциплин (часов) СД Цикл специальных дисциплин, установливаемых вузом (часов) ДП 00 Дополнительные виды подготовки (военная подготовка, гражданская оборона и др.) Ф.00 Факультативы (часов) П.00 Практики (недели) ГА, Государственная итоговая квалификационная аттестация (часов) В заключение раздела хотелось бы обратить внимание на следующее. Мы рассмотрели стандарты на содержание образования, но в образовательные стандарты входят и «педагогические» стандарты, например, структуру представления учебного материала, проведения учебных занятий и т.д. В этой связи первое, на чем можно остановиться для иллюстрации – это попытаться стандартизировать (в «мягком» понимании) форму представления учебной информации в различных средствах представления учебной информации, выполненной на различных носителях (книги, компьютеры, сайты и т.д.). Научные исследования в НИИ Образовательных Технологий МЭСИ позволили предложить рациональную структуру представления учебного материала.Исследование структур отечественных и зарубежных сетевых курсов и учебных пособий для дистанционного обучения позволили установить, что для эффективного обучения целесообразно рекомендовать разбивать весь учебный материал на модули (по объему, равному приблизительно традиционной лекции). Модули имеют одинаковую структуру и являются максимально самодостаточными для самостоятельного изучения материала студентом. Структура учебного модуля СК «по максимуму» включает в себя: 1. Текст психологического настроя; 2. Наименование модуля; Цели изучения модуля (перечисление того, что будет знать и уметь студент в результате работы над модулем); 4. Учебные вопросы (в количестве 2-4 и по названию желательно соответствующие названию экзаменационных билетов) 5. Учебная информация по каждому учебному вопросу (учебный материал, изложенный традиционно по каждому учебному вопросу модуля в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д..) 6. Резюме по модулю (представляется в форме, приближенной к ожидаемым ответам студентов на вопросы, указанные в начале модулей) 7. Вопросы для самопроверки и рефлексии (желательно с 8. Структурно – логическая схема модуля (содержание модуля в образно – графическом представлении); 9. Список литературы к модулю и ссылки на сайты интернет по тематике модуля. В целях повышения дидактической эффективности усвоения материала целесообразно, «как высший пилотаж», содержание информационной части целесообразно строить в виде субблоков, порядок следования которых выбирается самим преподавателем (подход Подласого И.П.) 1. Информационный субблок (содержит минимальный объем учебной информации, необходимой для усвоения) 2. Расширяющий субблок (расширяет и дополняет содержание информационного блока) 3. Проблемный субблок (предполагает изложение части учебного материала в проблемном стиле) Естественно, что при дидактической необходимости учебная информация, отображаемая в модуле, формируется в СК с применением гипермедиа технологий. Целесообразность использования гипертекста, видео и аудио решает сам преподаватель. Отметим элементы на которые хотелось бы обратить внимание и отметить их особености: Текст психологического настроя (молитва); Девиз курса; Аудиозапись текста курса; Структурно – логическое графическое изображение содержания курса; Хрестоматия; Выделение в учебном тексте информационного, расширительного и проблемного блоков; Глоссарий. Какие же трудности ждут нас на пути стандартизации? Во - первых, менталитет россиянина. К примеру недавно был удовлетворен судебный иск на организацию, которая провела классификацию и ранжирование художников по критериям, которые включали в себя и стоимостную оценку их работы. Такая стандартизация как вы видите вызывает неприятие ортодоксов от искусства. То же можно ожидать и от ортодоксального крыла педагогов по отношению к стандартизации образования. С другой стороны, говоря о стандартизации образования, хотелось бы напомнить, что в соответствии со Ст. 3. Закона «О высшем и послевузовском образовании» педагог, обладая академическими свободами, имеет право «излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами». Конечно, - это декларация, но тем не менее, преподаватель на законном основании может отвергнуть все предлагаемые выше рекомендации, но, по крайней мере должен к ним прислушиваться. Выводы 1. Стандартизация образования вызвана, с одной стороны, ГОС – это диагностичное описание глобальной цели образования, которая представляет собой формирование профессиональных и личностных качеств выпускника вуза, диагностируемых как конечный результат его (заведения) работы. Задачами учебных заведений является разбивка общей цели на подцели, характеризующие поэтапный процесс формирования (обучения и воспитания) личности во времени (семестры, учебные курсы). 2. Государственный образовательный стандарт высшего •единого образовательного пространства России при обеспечении свободы реализации национальных образовательных программ; • качества высшего образования; • возможности для объективной оценки на основе ГОС ВПО • признания и установления эквивалентности документов 3.Любой стандарт для определенной образовательной программы имеет: федеральный компонент; национально-региональный компонент. В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также: расчетный срок освоения этой программы для очной и заочной форм обучения; требования к условию ее реализации; требования к итоговой аттестации выпускников. Национально-региональный компонент утверждается самим вузом и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки специалистов. Как правило, первый компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65%, а второй — 35% от полного объема. Существующие ГОС не в полной мере обеспечивают конкурентноспособность российской системы образования, поэтому требуют пересмотра структуры и порядка обновления. Вопросы для самопроверки и рефлексии 1. Сформулируйте цели создания Государственных образовательных стандартов (ГОС). 2. Перечислите положительные и отрицательные стороны ГОС. 3. Изучите ГОС по своей специальности. Какие дисциплины вам Литература 1. Рубин Ю.Б. Образовательная система как объект стандартизации. Материалы конференции «Проблемы нормативно - правового обеспечения открытого образования», 31 января 01 февраля 2001г, г.Москва. МЭСИ. 2. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа –М.: ИЦПКПС, 1999.-278с.
|