Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологический жест
Имеется ряд движений, жестов, отличных от естественных и относящихся к ним, как общее к частному. Из них, как из ключа, следуют все естественные, характерные, частные жесты. Есть, например, жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия и пр. Из них появляются все персональные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия и т.д., которые каждый делает по-своему. Общие жесты мы, не обнаруживая этого, постоянно совершаем в нашей душе. 98— w w " Глава 3. Как правильно двигаться т Вдумайтесь, к примеру, в человеческую речь: что случается в нас, когда мы говорим или слышим следующие выражения: ♦ ПРИЙТИ к заключению. ♦ КОСНУТЬСЯ проблемы. ♦ ПОРВАТЬ отношения. ♦ СХВАТИТЬ идею. ♦ УСКОЛЬЗНУТЬ от ответственности. ♦ ВПАСТЬ в отчаяние. ♦ ПОСТАВИТЬ вопрос и т.п. Какое значение у всех этих глаголов? Жесты, движения. И мы производим внутри эти жесты, утаенные в словесных выражениях. Когда мы, к примеру, касаемся проблемы, мы касаемся ее не физически, но душевно. Природа внутреннего жеста касания та же, что и физического, с тем только отличием, что один жест обладает общим характером и совершается в душевной сфере, другой, физический, — частным и выполняется в физической сфере. В обыденной жизни мы не употребляем общие жесты, разве только в случаях, когда мы чрезвычайно возбуждены или когда хотим объясняться с пафосом. Но жесты эти все же обретаются в каждом из нас как прототипы наших физических, повседневных жестов. Они стоят за ними, предоставляя им смысл, силу и красочность. В них, невидимо, жестикулирует наша душа. Это — психологические жесты (ПЖ). ПЖ позволяет актеру, трудящемуся над ролью, сделать первый, вольный «набросок углем» на большом полотне. Ваш первоначальный творческий импульс вы выкладываете в форму психологического жеста. Вы творите как бы проект, по которому шаг за шагом будете реализовывать ваш художественный замысел. Невидимый ПЖ вы можете совершить видимо, телесно. Вы можете связать его с определенным тоном и пользоваться им для пробуждения ваших чувств и воли. Как жест, обладающий общим характером, он, разумеется, проникает глубже в вашу душу и влияет на нее с большей силой, чем жест частный, случайный, естественный. Четкой, резкой формы и большой внутренней силы попросит такой жест, чтобы воодушевить вашу w -ас—99 " Как стать актером творческую волю и пробудить чувства. Путем упражнений вы научитесь делать его правильным образом. № 1 Определите ПЖ для данных ниже действий: ♦ бить, ♦ брать, ♦ бросать, ♦ волочить, ♦ давать, ♦ давить, ♦ закрывать, ♦ ломать, ♦ мять, ♦ открывать, ♦ поднимать, ♦ подпирать, ♦ разделять, ♦ разрывать, ♦ тащить, ♦ трогать. Выполняйте их с допустимой чеканностью и мощью, но без избыточного мускульного напряжения. На первых порах делайте их без определенной окраски. Придерживайтесь следующих четырех условий: 1. Не «представляйте» ваших жестов, т. е. не делайте вид, что вы тащите, к примеру, что-то увесистое, устаете, переводите дух, снова тащите и т.д. Пусть ваши жесты останутся беспредметными, не естественными. Пусть они будут размашистыми, красивыми и просторными (как «наброски углем на большом полотне»). 2. Совершайте движения всем телом, стараясь употреблять по возможности все окружающее вас пространство. 3. Делайте движения в ослабленном темпе. Спокойно завершайте жест, перед тем как воспроизвести его. Неаккуратность, поспешность или чрезмерная медленность вредят упражнению.
|