![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура волевого действия
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, что и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели. Психологическая структура волевого акта представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Психологическая структура волевого акта Воля на высших своих ступенях – это не просто совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им. Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой. Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь и приходится в основном на подростковый и юношеский возраст,
Вопросы для самоконтроля: 1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства». 2. Каковы особенности эмоций и чувств? 3. Какие виды эмоциональных переживаний вы знаете? 4. Каким образом эмоции и чувства проявляются во вне? 5. Какие высшие чувства вы знаете? Охарактеризуйте их. 6. Дайте понятие воли. В чем ее сущность? 7. Какие качества личности относятся к волевым? 8. Что вы знаете о структурных компонентах волевых действий? 9. Какова роль эмоций и чувств в учебной деятельности? 10. Какую роль играет волевая регуляция в учебной деятельности?
Задания для самостоятельной работы: 1. На основе собственных наблюдений покажите роль эмоций в регуляции поведения. 2. На конкретном примере покажите различия в эмоциональных проявлениях людей. 3. Проанализируйте ситуацию, где воля выступает как процесс сознательного регулирования поведения.
Планы семинарских занятий
|