Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сила, бессилие и границы
Умение правильно пользоваться своими силами помогает ребенку формировать границы. Зрелые люди знают, что им по силам, а что нет. В первом случае они делают все от них зависящее, а во втором даже и не начинают ничего делать. Ребенок должен понимать, на что у него хватит сил, а на что не хватит, и не путать одно с другим. В начале жизни у детей нет ясного ощущения своей силы. Они считают, что запросто могут прыгнуть выше головы. Им ничего не стоит без оглядки броситься в бушующий океан, так как им кажется, что они легко усмирят вздымающиеся волны. Они уверены, что и вы, и их друзья думаете так же, как они. В этом заключается первая проблема: ребенок живет с ощущением, что ему все по силам, хотя на самом деле это не так. Он не может проводить границы вокруг того, что не является его собственностью. Если малыш пытается это сделать, то реальный владелец рушит возводимуюим стену Именно так и происходит, когда ребенок грубо обращается со своими друзьями. Друзья, если они нормальные дети, естественно, протестуют против этого или просто уходят. И ребенок, считавший себя всесильным, оказывается в замкнутом круге: он либо предпринимает бесплодные попытки контролировать то, что контролировать не может, либо выискивает слабых людей, помогающих ему продолжать питать иллюзии. Классический пример того, в кого превращаются такие дети, став взрослыми, — властный муж и уступчивая жена. Он считает, что властен над ее жизнью. Она поддерживает в нем эту иллюзию, продолжая угождать ему и не пытаясь дать понять, что не является его собственностью. Не установивший предел своей власти ребенок как раз и превращается в подобного мужа-диктатора. Вторая проблема, с которой сталкивается ребенок, такова: пытаясь установить контроль над тем, что ему неподконтрольно, он не использует свою силу там, где это возможно. Он настолько сконцентрирован на первом, что не замечает второго. В приведенном примере ребенок, стремящийся, чтобы его друзья делали то, что хочет он, пренебрегает необходимостью контролировать свои поступки, учиться уважать выбор друзей, считаться с ними, подавлять в себе некоторые желания и т.д. Бог дает нам силу делать не то, что мы хотим, а то, что хорошо и правильно. Умение ребенка учитывать факт своего бессилия имеет огромное значение для его духовного развития. Считаясь с реальностью человеческого существования — полным бессилием изменить свою греховную сущность, но в то же время огромнейшей ответственностью за свое поведение, — мы приходим к принятию Божьего решения, по которому Его Сын выплатил долг настолько огромный, что мы никогда не смогли бы его выплатить. Детям, выросшим убежденными в своем всесилии и никогда не испытывавшим состояние полного провала в жизни, трудно ощутить потребность в Спасителе. Они склонны думать: «Просто мне надо получше постараться». Однако Библия учит, что состояние бессилия блаженно: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Римлянам 5: 6).
|