![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Главная заповедь педагогической психологии
...Это случилось уже более пятнадцати лет назад. Первая моя работа с психотехнологией «Возвращение утраченной части». Сложная, но очень удачная. Потому что женщина, обратившаяся ко мне с неожиданной просьбой — вернуть казалось бы навсегда и безвозвратно утраченную радость жизни — выглядела несколько потухшей и задавленной, что заявленное ею время работы — не более двух психотерапевтических часов — казалось ну просто нереальным и явно недостаточным. Тем не менее, я взялся за дело и, коротко объяснив клиентке суть работы с возвращением утраченных частей, задал ей первый, но очень важный вопрос: «Если, как вы утверждаете, эта часть у вас когда-то была, а сейчас утеряна, когда это примерно произошло: в раннем детстве, в дошкольничестве, в начальной школе, в старших классах или позднее?» «В подростниче-стве, — неожиданно уверенно ответила клиентка. — Это произошло, когда я была подростком...». Окрыленный нежданной удачей — вот так, сразу, без подготовки, и такой хороший контакт с бессознательным — я продолжил: «А если бы вы знали, то как произошла эта потеря? Часть радости жизни вы случайно оставили, ненароком потеряли, добровольно отдали другому? Или же ее у вас украли или, хуже того, насильственно отобрали?» «И то, и то... — ответила клиентка, — хотели отобрать, но не смогли. А я взяла и потеряла... Все! Я вспомнила!» А далее, сначала чуть сбивчиво, а потом уверенно и все более вовлекаясь в свой рассказ, она поведала, что много лет назад, девочкой-подростком, в прекрасный, полный весеннего солнца апрельский день они с подругой сбежали из школы (с уроков). И, решив как следует погулять и сполна насладиться первым теплом, отправились на электричке в тогда еще ну очень дальнее Подмосковье — в На-хабино, а потом на «кукушке» (тогда она еще ходила — этот четырехвагонный электропоезд) в Павловскую Слободу. И когда они там, всласть радуясь жизни, гуляли по дороге вдоль неширокой, но очень быстрой Истры (местной речушки, если кто не знает), за ними неожиданно и явно с очень недобрыми намерениями (место-то было совершенно пустынным) погнался огромный пьяный мужчина звероподобного вида. Нет, девочкам повезло — они смогли сначала убежать от преследователя, а потом и вовсе надежно спрятаться в кустах. Но радость жизни, переполнявшая их, была безвозвратно потеряна — казалось, навсегда... Во всяком случае, после этого инцидента моя клиентка никогда больше не ощущала радости жизни — так, в лучшем случае некую слабую приятность, да и то в самых благоприятных условиях и обстоятельствах... Случай был ну практически классическим, отчего я сразу приступил к следующей фазе работы. — Скажите, — спросил я взволнованную неожиданными воспоминаниями женщину, — а эта часть, которую вы потеряли, как если бы вы знали, все еще находится там, рядом с рекой, или уже переместилась в какой-то другой мир, где ныне и пребывает? — Все там же, — чуть помедлив, ответила клиентка, — Никуда не переместилась... — А где и в каком виде вы ее там видите — как если бы могли видеть? — поинтересовался я. — Маленькой девочки, прячущейся под мостом... — чуть запнувшись, ответила женщина. — Даже еще младше, чем я была тогда... Примерно одиннадцатилетняя... Дальнейшее было, как говорится, уже делом техники. Вступить в контакт с частью. Уговорить ее вернуться. Дать ей дополнительные ресурсы, чтобы она не боялась взрослого мира, в который возвращалась. И анализировать СЕС с клиенткой, как бы введя ее в тело оной. Эффект же был, можно сказать, сногсшибательным. Женщина просто плакала — счастливыми слезами, — ощущая при этом, как «пузырьками шампанского» (ее выражение) в нее входит основательно забытая радость жизни. «Спасибо вам! — сказала она на прощание. — Огромное спасибо! Я даже не надеялась... Это как возвращение домой... Или просто — новое рождение»... Хотите вы того или нет, но шаманское по сути представление о том, что некая Единица Сознания может отделиться от нас и начать самостоятельную жизнь, давно уже получила подтверждение в современной психотерапии. И нашла свое воплощение в психотехнологии возвращения утраченных частей - восстановления фрагмента или элемента личности, который она (личность) оставила где-то или потеряла (или который даже был кем-то украден или кому-то одолжен). Автором данной процедуры является Ф. Фанч, и поскольку процедура эта даже для «психотерапевтического» сознания выглядит весьма экзотически и даже эзотерически, во избежание обвинений в субъективном идеализме, именно ему я и предоставляю слово /18, с. 263-255/ (под термином фасцилитатор здесь подразумевается человек, осуществляющий работу с клиентом - С.К.). «Люди по своей сути целостны, у них от природы есть все необходимые им качества. Если они внешне кажутся не такими, то это обычно из-за того, что они так или иначе расколоты. Если клиент «потерял уверенность в себе», то она все равно где-то существует. Может быть, она существует 30 лет тому назад или она спит в кладовке, но ее можно найти. Часто можно найти конкретные подсказки о частях личности в речи человека: «У меня душа в пятки ушла», «Она украла мое сердце», «Я потерял свою невинность», «Моя молодость осталась в горах», «У меня уже нет моей юношеской силы». «Часть» - это обычно набор личных качеств, способностей или ощущений. Человеку сейчас, той части, которая здесь, обычно недостает этих качеств. Можно считать часть собранием единиц осознания или духовной энергии. У нее есть собственное сознание. Когда часть воссоединяется с остальной личностью, мы уже не называем ее частью, а обращаемся с личностью как с единым целым. В общем, так или иначе у вас появляется подозрение, что не хватает части личности. Это может всплыть во время работы над проблемой, или вы можете специально искать это. Один из способов найти именно моменты потери частей — это попросить человека просмотреть свою жизнь и заметить периоды крупных изменений, когда он обладал какими-то качествами и вдруг они пропали. Попросите клиента подтвердить, что он согласен с этой метафорой: «Тебе не хватает _____ как своей части?» Затем нам, по сути, нужно найти эту часть. «Мы собираемся найти и вернуть ее!» «Где эта часть сейчас?» Бывает полезно подсказать клиенту какие-то возможности, чтобы он начал искать эту часть. «Может быть, она в прошлом или сейчас рядом, где в последний раз она у тебя была, может быть, она у кого-то другого или прячется?» Чаще всего оказывается, что часть осталась в прошлом, в том времени, когда клиент ее потерял. Вторая возможность - он передал ее во время общения другому человеку, и она осталась с ним. Но возможны и другие варианты. Часть может находиться в любой другой реальности. Довольно часто она находится в поэтичном, сказочном месте: «В сверкании моря на восходе солнца», «В глазах ребенка», «В замке волшебника рядом с хрустальным шаром». Если клиенту трудно найти свою часть, фасилитатор может дать ему совет: используйте свою интуицию или просто угадывайте. Кроме того, фасилитатор старается излучать абсолютную уверенность, что эта часть будет найдена. Если вы уверены, что часть будет найдена, клиент поддержит вас и она будет найдена. Когда часть найдена, нам нужно пойти и встретиться с ней. Еще можно путешествовать, разыскивая часть в самых невероятных местах. Найти ее — это не вопрос логики, клиенту нужно следовать своей интуиции и принимать все предлагаемые подсказки, какими бы невероятными они ни были. Если часть находится в прошлом, клиент возвращается туда, аналогично с повторным переживанием. Неважно, где это, мы не хотим, чтобы человек беспокоился о том, как мы туда попали. Мы просто воображаем, что переносимся туда, и мы там. Когда мы добрались туда, где находится часть, нужно выяснить, что она делает. «Чем занимается эта часть?» Интересно, что у нее часто оказывается собственная жизнь. Маленькая девочка все еще играет на школьном дворе и радуется. Это часто другой вариант клиента, может быть с более молодым телом и с другими качествами, чем у клиента сегодня. Затем нам нужно начать общаться с этой частью. «Обрати свое внимание на эту часть». «Скажи ей «Привет». Когда клиент наконец понимает, что это действительно его часть, вполне может всплыть печаль о ее потере. Предоставьте ему любое требуемое время, чтобы просто побыть с ней. Человек может как ему угодно поговорить с частью. Они могут обменяться информацией и хорошими пожеланиями, аналогично тому, что мы делаем при объединении противоположностей. Им нужно снова лучше познакомиться друг с другом. Но главное, чего мы стремимся достичь, - это поощрить часть вернуться. «Спроси эту часть, хочет ли оно вернуться к тебе». Совсем не обязательно она этого захочет. Есть причины, по которым она находится здесь, вдали от остальной личности. Обычно нужно провести переговоры, или кому-то из них что-то изменить в себе, прежде чем они смогут снова объединиться. «Спроси, в чем тебе нужно измениться, чтобы она вернулась» «Ты согласен сделать это?» Часть обычно предлагает сделать что-то очень положительное и нужное. Это может быть «больше заботиться о других», «быть более уверенным в себе» и пр. Довольно часто все это не получается завершить сразу. Клиенту и его потерянной части иногда нужно выработать взаимное соглашение, может понадобиться испытательный срок большего взаимодействия. Прекрасно, в сеансе мы проведем это так далеко, как можем, и сделаем все необходимое, чтобы этот процесс продолжался. Иногда нужно провести часть через какие-то изменения. Может быть, ей нужно вырасти, если это маленький ребенок. Она может пройти процесс роста и прийти в настоящее время. Это займет не больше пары минут. Проверьте, чего мы достигли. Объединение часто бывает едва заметным, поэтому спросите клиента: «Где эта часть сейчас?» «Она вернулась?» Если часть готова к воссоединению, бывает нужно подсказывать клиенту, как это сделать. «Пригласи свою часть вернуться. Покажи ей, как ты раду что оно возвращается, и покажи, что ты будешь заботиться о ней. Протяни к ней руки, обними ее и прими ее в свое тело». Когда произошло объединение, клиент часто находится в эйфории или в каком-то изумлении. Ведь для человека многое изменилось, он может даже и не понимать, насколько много». В принципе, мой алгоритм психотехнологии возвращения утраченных Самостоятельных Единиц Сознания выглядит куда как проще, чем у Ф. Фанча: 1. Определите, чего именно вам не хватает. 2. Проверьте, было ли это у вас когда-либо. 3. Определите, когда примерно оно у вас исчезло. 4. Прикиньте, что именно произошло, т. е. как именно вы расстались с ныне искомым: вы его просто где-то оставили, глупо потеряли, добровольно кому-то отдали или у вас это незаметно украли или даже грубо отобрали? 5. Определите в пространстве вокруг вас место, где вы примете утраченную СЕС (просто там, где нравится), если сможете, увидьте ситуацию утраты и пригласите эту часть вернуться. 6. Когда она как бы проявится на выбранном вами месте, извинитесь перед ней и оговорите условия ее возвращения и дальнейшей совместной деятельности. 7. Примите внутрь себя когда-то утраченную СЕС и отблагодарите ее за любезность, дополнительно укажите (если надо) «фронт» и направление работ, после чего не забудьте похвалить себя... Весьма любопытным вариантом работы с утраченным является возвращение утраченных способностей. Столь блистательно описанное Ф. Фанчем, что я позволю себе опять-таки привести цитату из его книги /19, с. 258-262/. «Личность, возможно, разными способами потеряла свои способности или отказалась от них. Этот модуль занимается несколькими из этих способов. Идея заключается в том, чтобы личность вернула себе те способности, от которых отказалась.»
|