Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические указания по подготовке к практическим занятиям






Для студентов заочной формы обучения предусмотрены практические занятия, которые потребуют тщательной подготовки. Студентам необходимо уяснить вопросы практического занятия. Целесообразно подобрать соответствующую учебную литературу к каждому вопросу с учетом его специфики. По каждому вопросу занятия рекомендуется составить план-конспект ответа, в котором кратко изложить основные положения, необходимые статистические данные, примеры.

 

Тема 2. Теоретические основы конституции. Конституция РФ (2 часа)

1. Понятие и функции Конституции.

2. Основные этапы развития Российской Конституции.

3. Конституция РФ 1993 г., ее структура, социальные и юридические свойства.

4. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

5. Правовая охрана Конституции РФ.

 

Литература

1. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: ФЗ от 4 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

2. О Конституционном суде РФ: ФКЗ от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

3. О включении новых наименований субъектов РФ в статью 65 Конституции РФ: указ Президента РФ от 9 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 676.

4. По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ: постановление Конституционного суда РФ от 28 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.

5. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. // Рос. газ. 1995. 28 дек.

6. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

7. Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А. Основы теории конституционного права М. 2005.

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе по теме под руководством преподавателя

1. Обращаясь к этому вопросу темы, студенты исходят из того, что функции отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства и показывают применительно к Конституции 1993 г. специфику воплощения таких общих функций конституций, как учредительная, организаторская, политическая, идеологичес­кая, юридическая.

2. На пути к действующей Конституции РФ (вопросы ее разра­ботки и принятия в 1990–1993 гг.). При подготовке этого вопроса надо обратить внимание на то, что разработка новой Конституции России началась в 1990 г. – сразу же в период работы 1-го Съез­да народных депутатов РСФСР, избранного достаточно демокра­тично, с использованием альтернативности и состязательности. В основном к власти пришли политики, демократически настро­енные, нацеленные на реформы в России. Именно на этом Съез­де были приняты: 12 июня 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР и 16 июня Закон о внесении изменений в Конституцию РСФСР, которым отменялась руководящая роль Компартии.

12 июня 1990 г. Съезд образовал Конституционную комиссию из 102 депутатов во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным. Она стала интенсивно готовить проект Конституции, его первый вариант был опубликован уже осенью 1990 г., хотя далее постоянно перерабатывался, соответственно публиковались новые версии проекта. Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ неоднократно обсуждали проект. В част­ности, постановлением от 18 апреля 1992 г. Съезд одобрил общую концепцию конституционных реформ в Российской Федерации, положенных в основу проекта новой Конституции РФ, а также основные положения самого проекта Конституции.

Наряду с этим тогда появлялись и альтернативные проекты Конституции РФ, подготовленные различными инициативными группами авторов и политическими объединениями. Тем не менее именно проект Конституционной комиссии все это время (до мая 1993 г.) оставался официальным проектом Конституции РФ.

На 25 апреля 1993 г. все же был назначен референдум по следующим воп­росам: о доверии Президенту РФ, о социально-экономичес­кой политике, проводимой Президентом и Правительством РФ, о возможности досрочного прекращения полномочий Президен­та РФ, народных депутатов РФ. По вопросам о доверии Прези­дент получил необходимое большинство. Но народ не высказался за досрочные выборы и тем самым как бы сказал Президенту и депутатам: работайте и ищите пути взаимопонимания.

Однако Президент по итогам референдума сделал вывод, что на основе доверия народа он имеет больше легитимности, чем Съезд народных депутатов. В связи с этим он, Президент, несмотря на то что был Председателем Конституционной комиссии и участво­вал в подготовке проекта, получившего официальное одобрение, вправе представить свой проект Конституции, отражающий его более сильные позиции в государстве и системе государственных органов.

Такой проект был опубликован в начале мая, а в начале июня Президент созвал Конституционное совещание для обсуждения проекта. В его появился текст, содер­жавший многие коррективы первоначального президентского про­екта, однако сохранивший главные сильные позиции Президента РФ в государстве.

Указом от 21 сентября 1993 г. Президент прекратил деятель­ность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Его вариант Конституции был еще доработан и опубликован для всенародного голосования, которое Президент назначил на 12 декабря 1993 г. (одновременно день выборов депутатов Госу­дарственной думы и Совета Федерации Федерального Собрания – парламента РФ). Получив на референдуме необходимое боль­шин­ство голосов, эта Конституция и стала Основным законом Российской Федерации.

3. Основные особенности структуры и содержания Конститу­ции РФ 1993 г. При обсуждении вопроса сначала участники дис­куссии объясняют особенности структуры действующей Консти­туции РФ, т. е. виды и последовательность ее разделов и глав. Далее они показывают особенности предмета конституционного регу­лирования по Конституции 1993 г., важнейшие конституционно-правовые институты, отраженные в данном Основном законе.

Основные черты конституции характеризуют ее связь как по­литико-юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия конституции на общественные отношения, роль конституции в реальных процессах жизни страны. Основными чертами Конституции РФ можно назвать: основопола­гающий характер; народность; реальность; стабильность. Следует подчеркнуть, что основные черты любой конституции, в том числе и нашей, в чем-то воплощены в жизни, в чем-то могут оставаться идеалами, к которым надо стремиться. Студенты, участвующие в дискуссии на семинаре, делают выводы относительно того, что существует и чего нет в жизни, что надо делать для укрепления авторитета Конституции РФ.

Далее раскрываются такие юридические свойства данной Конс­титуции: ее назначение быть Основным законом государства; юриди­ческое верховенство; база текущего законодательства; особый порядок принятия и изменения. Все это делается с учетом ст. 15 Конститу­ции РФ, а также с приведением конкретных примеров взаимосвязи конституционных норм и иных форм правового регулирования.

4. Пересмотр Конституции. Конституционные поправки. Специально и обстоятельно студенты рассматривают порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию 1993 г. и принятия новой Конституции РФ с учетом гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Следует учесть, что гл. 9 предусмат­ривает четыре процедуры внесения поправок и пересмотра Конституции 1993 г., все они детально должны быть изучены студентами.

Сначала студенты должны дать ответы на такие общие при­нципиальные вопросы, как: что такое пересмотр Конституции и что такое конституционные поправки, в каком соотношении они находятся друг с другом. Можно ли сделать вывод о том, что при пересмотре на смену данной Конституции приходит новая Конституция РФ, а при конституционных поправках Конституция в целом продолжает действовать (с изменениями и дополнениями)?

Далее надо показать, кто обладает правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134 Кон­ституции). Отличается ли круг этих субъектов от круга субъектов права законодательной инициативы в Государственной думе (ч. 1 ст. 104 Конституции)?

Обращаясь к первой процедуре, связанной с гл. 1, 2, 9 Консти­туции, студенты показывают роль в ней Государственной думы, Совета Федерации, а также Конституционного собрания. При этом надо также ответить на вопросы:

- можно ли внести поправки в гл. 1, 2, 9 Конституции, сохраняя в целом действие данной Конституции?

- можно ли, начав процедуру пересмотра Конституции по одним положениям гл. 1, 2, 9, в процессе подготовки новой Консти­туции дать новую редакцию другим положениям указанных глав, а также иных глав Конституции? Иначе говоря, можно ли, начав с конкретных предложений по гл. 1, 2 и 9, подготовить и принять Конституцию, отличающуюся новизной регулиро­вания по всем ее главам (разделам)?

Применительно ко второй процедуре – порядку внесения по­правок к гл. 3–8 Конституции РФ (ст. 136) следует иметь в виду, что есть постановление Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ (СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4408). В этом постановлении КС пришел к выводу о том, что существует специальный вид актов – закон РФ о поправках к Конституции. Положения постановления Конституционного суда о толковании позже были отражены в Федеральном законе от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146). Этот акт следует изучить. Особенно надо обратить внимание на такие элементы соответствующей процедуры: закон о поправке проходит процедуру одобрения в Государс­твенной думе и Совете Федерации, при этом в каждой палате он должен получить большинство голосов, предусмотренное для принятия федерального конституционного закона ст. 108 Кон­ституции РФ;

- далее закон о поправке к Конституции направляется в законо­дательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для рассмотрения и одобрения, для чего отводит­ся один год; поправки должны быть одобрены не менее чем двумя третями субъектов РФ;

- по истечении срока Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения и при наличии необходимых данных направляет закон о поправке Президенту РФ для подписания и официаль­ного опубликования, для чего Президенту отводится 14-днев­ный срок.

Обращаясь к третьей процедуре (внесение изменений в ст. 65 Конституции, определяющую состав РФ), студентам сле­дует проанализировать ч. 1 ст. 137 и в связи с этим еще ряд норм Основного закона РФ. При этом следует обратить внимание на несовпадение положений Конституции: ч. 2 ст. 65 говорит, что принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осу­ществляются в порядке, установленном федеральным конститу­ционным законом; в ч. 5 ст. 66 сказано, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. А в ч. 1 ст. 137 Конституции читаем, что изменения в ст. 65, определя­ющую состав РФ, вносятся на основании федерального консти­туционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Таким образом, в одних случаях говорится о принятии и образовании нового субъекта, в других – также и об изменении статуса субъекта.

Следует иметь в виду, что принят Федеральный конституци­онный закон от 17 декабря 2001 г., в ред. Федерального консти­туционного закона от 31 октября 2005 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъ­екта Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916; 2005. № 45. Ст. 4581).

С учетом этого акта при рассмотрении на семинаре данной проблемы надо определиться со следующими вопросами: Конституция РФ предполагает существование общего феде­рального конституционного закона о порядке решения соот­ветствующих вопросов, а также – на его базе – конкретных федеральных конституционных законов, которыми оформляет­ся каждый случай принятия, образования, изменения консти­туционно-правового статуса субъекта РФ.

По четвертой процедуре (она предусмотрена ч. 2 ст. 137 Конс­титуции и связана с внесением в ст. 65 Конституции нового наиме­нования субъекта РФ) студентам следует иметь в виду принятие постановления Конституционного суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 (СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868), которым определено, что новое наименование принимается са­мим субъектом РФ и далее вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ.

5. Охрана Конституции РФ. Сначала необходимоответить на вопрос, что есть охрана Конституции, кто в ней участвует. Особен­но следует показать роль Президента РФ как гаранта Конститу­ции РФ (ст. 80 Конституции), а также Конституционного суда РФ.

 

Методические рекомендации по освоению темы без руководства преподавателя

Для более тщательного изучения учебного материала темы студентам целесообразно обратиться к дополнительной литературе, к материалам сайтов, самостоятельно подробно изучить основные термины и определения, относящиеся к теме и содержащиеся в глоссарии, написать реферат.

Дополнительная литература

1. Гаджиев Х. И. Проблемы толкования Конституции и законов Конституционным судом. М., 2001.

2. Ершов В. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного суда РФ до постановления Конституционного суда РФ // Российская юстиция. 1998. № 9. С. 2–4.

3. Колосова Н. Н. Конституционная ответственность в РФ. М., 2000.

4. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.

5. Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2005.

6. Хабриева Т. Я. Толкование Конституции РФ: теория и практика. М., 1998.

Дополнительные вопросы

1. С юридическим верховенством Конституции связана одна из самых сложных проблем в конституционном праве. Разберитесь в сущности этой проблемы и дайте ответ на следующие вопросы:

- Как Вы считаете, могут ли федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные акты развивать положения Конституции?

- Могут ли эти правовые акты говорить что-то новое, содержать в себе другое нормативное предписание, если первое слово по какому-то вопросу уже сказано Конституцией?

- Как Вы считаете, можно ли в другом нормативном акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой Конституции?

2. Статья 35 ч. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Какое юридическое свойство Конституции, на Ваш взгляд, можно раскрыть на основе этой формулировки?

3. Как Вы думаете, почему к юридическим свойствам Конституции относится особый порядок ее принятия и изменения? В чем он, на Ваш взгляд, выражается? Какой смысл имеют «дополнительные требования», «особый вариант специальных требований»?

Интернет-ресурсы

Электронные библиотеки: www.bibliotekar.ru; www.studyla.narod.ru

Сайты: www.pfo.ru; www.dic.akademic.ru; https://uppc.perm.ru

 

Темы рефератов

1. Особенности соотношения Конституции РФ и норм международного права.

2. Реализация Конституции РФ: проблемы теории и практики.

3. Особый механизм правовой охраны Конституции РФ.

4. Актуальные проблемы толкования Конституции РФ.

 

Тема 5. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ (2 часа)

1. Понятие и виды конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ.

2. Международные стандарты в области прав человека.

3. Обязанности человека и гражданина.

4. Ограничения прав и свобод человека и гражданина.

 

Литература

1. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ: закон РФ от 25 июня 1993 г. // ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

2. О чрезвычайном положении: ФКЗ от 30 мая 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

3. О военном положении: ФКЗ от 30 января 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

4. О противодействии экстремистской деятельности: ФЗ от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

5. О порядке выезда из РФ и въезда в РФ: ФЗ от 15 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175.

6. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: ФЗ от 19 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

7. О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430.

8. Права человека: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. М., 2006.

9. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М., 2002.

10. Права человека: учебник для вузов. М., 2002.

11. Саидов А. Х. Общепризнанные права человека. М., 2002.

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе по теме под руководством преподавателя

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции РФ, основан на новой в отечественной истории концепции прав и свобод человека и гражданина, принятой в международном праве. Согласно этой концепции гражданин вовлечен в устойчивую политико-пра­во­вую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, и признается самостоятельным субъектом соответствующих правоотношений. Исходное положение о правовом статусе личности содержится в ст. 2 российской Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это положение определяет содержание гл. 2 Конституции, целиком посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Таким образом, наряду с обязанностями граждан впервые в российском праве в качестве приоритетных закреплены права человека. В большинстве случаев права и свободы относятся к российским и иностранным гражданам, лицам без гражданства, лицам с двойным гражданством, а в некоторых случаях только к гражданам Российской Федерации. Понятие «права» относится в основном к правомочиям личности на конкретные действия, участие в чем-либо, а также на услуги со стороны государства; эти правомочия корреспондируют с обязанностями государства. Понятие «свобода» отражает правомочия личности, очерчивающие сферу ее самостоятельности, защищенную от внешнего вмешательства; эти правомочия корреспондируют прежде всего с запрещением каких-либо действий со стороны государства, ограничивающих свободы личности.

Одни права, свободы и обязанности граждан закрепляются непосредственно в Конституции, другие – в текущем законодательстве. Разграничение их происходит в зависимости от значимости этих прав и свобод для человека и общества; их изначального, прирожденного и неотчуждаемого характера; верховенства конституционного статуса, делающего все остальные права и свободы – индивидуальные, трудовые, отраслевые и т. п. производными.

Классификация прав и свобод человека и гражданина может быть различной. В зависимости от субъектов они делятся на права и свободы человека и права и свободы гражданина; в зависимости от вида субъекта – на индивидуальные и коллективные (групповые); по генезису – на естественные (прирожденные) и производные от них; по характеру их образования – на основные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие). Наиболее распространенной является классификация прав и свобод человека и гражданина по их содержанию, в соответствии с которой они делятся на личные, политические и социально-эко­но­мические права и свободы.

Личные права и свободы являются естественными для каждого человека и поэтому не связываются напрямую с принадлежностью к гражданству. Согласно гл. 2 Конституции РФ, к этой группе прав и свобод относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на охрану государством достоинства личности, на неприкосновенность частной жизни и жилища, на личную и семейную тайну, на тайну переписки и иных сообщений, на защиту чести и доброго имени; право самостоятельно определять и указывать национальную принадлежность; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести и вероисповедания, мысли и слова.

Политические права связаны с обладанием российским гражданством и в отличие от личных прав, адресованных «каждому», принадлежат только гражданам России. Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют государственную политическую власть, а гражданин как индивид участвует в осуществлении этой власти. В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина относятся к таким важным сферам жизни, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование; служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. К ним согласно Конституции Российской Федерации относятся: право на предпринимательскую деятельность (ч. 1. ст. 34); право на частную собственность (ст. 35), в том числе и на землю (ст. 36); свобода труда и право на защиту от безработицы, а также на приемлемые условия труда, на коллективные и индивидуальные трудовые споры (ст. 37), на отдых (ч. 3. ст. 37); право на государственную защиту семьи (ст. 38); право на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на благоприятную окружающую среду (ст. 42); на образование (ст. 43); на свободу творчества и преподавания (ч. 1, 2 ст. 44); право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям (ч. 1, 2 ст. 44).

Необходимо учитывать, что государство не является, как раньше, единственным субъектом, ответственным за соблюдение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина. Поэтому конституционное право устанавливает ответственность государства лишь за создание системы гарантий этой группы прав и свобод за счет:

- законодательного закрепления условий экономической деятельности;

- установления гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты, а также общедоступности и бесплатности определенных видов образования, установления общеобязательных образовательных стандартов;

- установления способов защиты, в том числе судебной, социально-экономических прав, а также государственного контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего эти права.

Правовой статус личности включает в себя не только ее права и свободы, но и обязанности. Конституция РФ прямо закрепляет четыре вида основных обязанностей, имеющих безусловный и всеобщий характер: платить установленные законом налоги и сборы (ст. 57), охранять природу (ст. 58), соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2. ст. 15), защищать Отечество (ст. 59). Кроме того, целый ряд конституционных обязанностей человека и гражданина сформулирован в Конституции в связи с предоставлением ему тех или иных прав и свобод.

Раскрывая содержание вопроса о классификации основных прав, свобод и обязанностей, студенты должны пояснить, почему на первое место мы ставим личные права и свободы человека и гражданина; показать, что участие гражданина в общественной жизни необязательно выражается в участии в государственных делах или политических мероприятиях, хотя предполагает и такие возможности.

Неплохо коснуться и прежних классификаций основных прав, свобод и обязанностей, в особенности пояснить, почему раньше на первое место ставили основные права и свободы в экономической и социальной сфере, далее – в политической жизни и после этого – в сфере личной жизни и индивидуальной свободы.

В конституционном праве есть два подхода к классификации основных обязанностей граждан. Согласно одному подходу основные обязанности не существуют отдельно от прав и свобод, поэтому и должны включаться в соответствующие группы прав. Согласно другому подходу основные обязанности следует рассматривать как отдельную группу с тем, чтобы лучше отразить их роль в статусе личности. Студенты могут высказать свою точку зрения по данному вопросу и привести обоснования.

После этого надо охарактеризовать каждую из четырех групп основных прав и свобод:

1) личные (или в сфере личной жизни и индивидуальной свободы);

2) публично-политические (или в публично-политической сфере);

3) экономические и социальные (или в сфере экономической и социальной жизни);

4) экологические и культурные права (или в сфере экологии и культурной жизни).

Более глубокому изучению отдельных прав и свобод способствует обращение к посвященным им нормативным актам:

- Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865;

- О государственном языке Российской Федерации: ФЗ от 1 июня 2005 г. // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2199;

- О языках народов Российской Федерации: закон РСФСР от 25 октября 1991 г.;

- Об альтернативной гражданской службе: ФЗ от 25 июля 2002 г.;

- Об общественных объединениях: ФЗ от 19 мая 1995 г.;

- О политических партиях: ФЗ от 11 июля 2001 г.;

- О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: ФЗ РФ от 12 января 1996 г.;

- О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: ФЗ от 28 июня 1995 г.;

- О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: ФЗ от 11 ав­гус­та 1995 г.;

- О некоммерческих организациях: ФЗ РФ от 12 января 1996 г.;

- Об объединениях работодателей: ФЗ от 27 ноября 2002 г.;

- О национально-культурной автономии: ФЗ от 17 июня 1996 г.

Конституционные ограничения – это установленные в конституционных нормах пределы, в которых субъекты должны действовать, использовать предоставленные им права и свободы.

Конституция РФ устанавливает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

В развитие данной гарантии ст. 56 Конституции РФ уточняет: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и основ конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; при этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), 21 (неприкосновенность достоинства личности), 23 (ч. I) и 24 (неприкосновенность частной жизни), 28 (свобода совести), 34 (ч. 1) (свобода экономической деятельности), 40 (ч. 1) (право на жилище), 46–54 (судебные или процессуальные права).

 

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. М., 2004.

2. Герасимов Р. А. Конституционное право на жилище и механизм его реализации в современной России. СПб., 2005.

3. Залужный А. Г. Правовые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России. М., 2004.

 

Дополнительные вопросы

1. Приведите классификационные признаки прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, используемые в литературе (в зависимости от вида субъекта – индивидуальные и коллективные, от характера предписания – управомочивающие, обязывающие, запрещающие, специализированные и т. д.), проиллюстрируйте то или иное деление прав и свобод конкретными примерами из Конституции, предложите свой вариант систематизации.

2. Какая логика заложена Конституцией в последовательности закрепления прав, свобод и обязанностей и в целом – правового статуса личности?

3. Раскройте содержание понятия «конституционно-правовой статус человека и гражданина». Как Вы считаете, почему этот статус считается «мерой свободы» и основой общей правосубъектности индивида.

Интернет-ресурсы

Электронные библиотеки: www.bibliotekar.ru; www.studyla.narod.ru

Сайты: https://uppc.perm.ru; www.guvd.perm.ru; www.prokuror.perm.ru; https://fms.permregion.ru; https://opfr.permonline.ru

 

Темы рефератов

1. Право и многопартийность в современной России.

2. Актуальные проблемы теории прав человека и Конституция РФ.

3. Современные проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

4. Свобода личности и юридическая ответственность.

 

Тема 6. Федеративное устройство России (2 часа)

1. Российская Федерация как федеративное государство: понятие, признаки.

2. Особенности России как федеративного государства.

3. Конституционно-правовой механизм разграничения предметов ведения в Российской Федерации.

4. Компетенция Российской Федерации.

5. Конституционный статус субъекта РФ.

 

Литература

1. Федеративный договор: документы, комментарий. М., 1992.

2. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786.

3. О международных договорах РФ: ФЗ от 15 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

4. О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы: ФЗ от 23 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 744.

5. О государственной границе РФ: закон РФ от 1 апреля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. № 37. Ст. 594; СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5610; 1999. № 23. Ст. 2808.

6. О континентальном шельфе РФ: ФЗ от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. Ст. 4694.

7. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ: ФЗ
от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

8. Об исключительной экономической зоне РФ: ФЗ от 17 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

9. О статусе столицы РФ: закон РФ от 15 апреля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 683.

10. Устав Пермского края от 27 апреля 2007 г. // СЗ Пермского края. 2007. № 5. Ч. 1.

11. Глилич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма. М., 2006.

12. Добрынин Н. М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск, 2005.

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе по теме под руководством преподавателя

К 1992 г. в России сформировалась принципиально новая модель федеративного устройства. Долгое время в нашей стране считалось, что основой государственного устройства может быть только национальный принцип, а территория, на которой проживает большая нация, делится лишь на административно-территориальные единицы. Теперь было признано возможным такое толкование федеративного устройства России, по которому ее субъектами являются единицы, созданные как по национально-территориальному, так и по территориальному признакам.

В 1992 году субъектами Российской Федерации были провозглашены:

- республики (по Конституции 1993 г. – государства); национально-территориальные (автономные) образования – автономная область, автономные округа;

- территориальные образования – края, области, города федерального значения.

Сначала новая федеративная природа России была отражена в трех договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и, соответственно, республик, автономной области и автономных округов, краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга – в совокупности эти три акта обобщенно именуются Федеративным договором. Затем 21 апреля 1992 г. положения Федеративного договора были воплощены в Конституции РФ, а сам он был объявлен составной частью Конституции. Надо раскрыть роль Федеративного договора от 31 марта 1992 г. и конституционной реформы от 21 апреля 1992 г. для закрепления новой природы федеративного устройства России.

Рассматривая вопрос о современной модели федерации в России, следует принять во внимание то, что это конституционная федерация. Ее основой является Конституция РФ. Нельзя считать Россию ни договорной федерацией, ни договорно-конституционной федерацией. Это означает, что первостепенную роль в регулировании федеративных отношений играют Конституция РФ и федеральные законы. Действующая Конституция РФ (ч. 3 ст. 11) гласит, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Однако согласно заключительным и переходным положениям Конституции Федеративный договор действует лишь в той части, в какой соответствует Конституции РФ.

Теперь договоры могут использоваться как дополнительное средство, если это предусмотрено в федеральных законах. Этот подход воплотил Федеральный закон 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции 2003 г. В этот акт было перенесено из закона 1999 г. «О принципах и порядке разграничения...» (который утратил силу) регулирование порядка заключения двухсторонних договоров, и теперь предусмотрено также, что такие договоры подлежат утверждению федеральным законом и действуют не более 10 лет.

Обращаясь к характеристике принципов федерации в России, надо исходить из того, что ими можно считать:

1. Принцип построения Российской Федерации на сочетании национально-террито­ри­аль­ного и территориального начал.

2. Принцип государственной целостности Российской Федерации.

3. Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

4. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

5. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

6. Принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации.

На семинаре следует раскрыть их содержание на основе Конституции Российской Федерации и реальной практики федеративных отношений.

Основные характеристики России как федеративного государства. Надо охарактеризовать природу РФ не просто как государства, а именно федеративного государства со всеми его атрибутами:

1. Единство.

2. Суверенитет, территориальная целостность и верховенство.

3. Гражданство.

4. Свои Конституция и законодательство; наличие компетенции.

5. Система государственных органов.

6. Единое экономическое пространство.

7. Армия, органы безопасности и охраны общественного порядка.

8. Государственный язык;

9. Символы государства – столица, герб, гимн, флаг.

При освещении данного вопроса следует опираться на ст. 1, 3–6, 67–71, 74–75 Конституции.

При рассмотрении проблемы государственного суверенитета Российской Федерации, особенно в соотношении с претензиями отдельных субъектов РФ на свой суверенитет, надо учесть постановление КС РФ от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

Что касается государственной символики РФ, то согласно Конституции РФ по данному поводу положено иметь федеральные конституционные законы, и они в конце концов появились в 2000 г.

Столицей РФ является город Москва (ч. 2 ст. 70 Конституции РФ). Статус столицы по Конституции РФ устанавливается федеральным законом. На сегодня действует закон РФ от 15 апреля 1993 г.

Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус. Следует охарактеризовать виды субъектов, входящих в состав Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Рассматривая вопросы статуса субъектов РФ в целом и особенности отдельных их видов (статьи 5, 65–69, 77–78 Конституции), желательно не оставить без внимания ряд аспектов:

- последовательность перечисления субъектов РФ в ч. 1 ст. 65 Конституции;

- республики именуются в Конституции РФ государствами и имеют в качестве главного юридического акта свою конституцию (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66);

- не совсем ясна природа краев, областей и городов федерального значения – считать ли их просто территориальными или же территориально-государственными (государственно-территориальными) образованиями (Конституционный суд РФ в ряде своих постановлений рассматривает их как территориально-государственные образования).

Характеризуя статус субъектов РФ, следует иметь в виду, что он определяется как Конституцией РФ, так и основополагающим актом самого субъекта (конституции республик, уставы иных субъектов РФ).

У каждого субъекта РФ есть свое право на законодательство. Для понимания сути отношений между РФ и ее субъектами в вопросах правового регулирования важное значение имеет рассмотрение ст. 4 и 76 Конституции РФ. С одной стороны, они предполагают единство законодательных основ Российской Федерации, обязанность субъектов следовать актам федерального уровня, принятым по вопросам ведения РФ. С другой стороны, в ст. 76 содержатся гарантии самостоятельности субъектов РФ в вопросах их собственного ведения, включая и законодательную деятельность.

Государственная собственность в Российской Федерации подразделяется на федеральную и собственность субъектов РФ. Однако субъекты РФ не вправе объявить исключительно своим достоянием землю, иные природные ресурсы и иные материальные объекты по признаку их расположения на территории субъекта РФ.

Кроме того, при характеристике статуса субъектов надо учитывать, что Россия является единой территорией с хозяйственно-экономической точки зрения. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция (ч. 1 ст. 74) не допускает на территории РФ установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Это требование обязательно для субъектов РФ.

Субъекты РФ имеют свою систему органов государственной власти. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) эта система устанавливается субъектами самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой акт имеется – это Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. (с изм. и доп.).

Для статуса субъектов РФ в части своих государственных органов необходимо иметь в виду следующее:

- субъекты не вправе создавать какие-либо чрезвычайные органы, а также органы, не соответствующие республиканской форме правления (ч. ст. 1 Конституции РФ) и принципу разделения властей (ст. 10);

- наличие органов государственной власти у субъектов РФ не препятствует осуществлению власти на всей территории РФ, включая и территории конкретных субъектов РФ, органами государственной власти Российской Федерации, причем субъекты РФ обязаны содействовать деятельности федеральных органов государственной власти;

- федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ), в том числе и действующих в рамках территорий субъектов РФ;

- в пределах ведения РФ и полномочий РФ по вопросам совместного ведения (см. следующий вопрос данной темы) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ), а это значит, что в данном случае органы Федерации являются вышестоящими для органов субъектов РФ.

Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 68), устанавливая, что государственным языком в Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, в то же время позволяет республикам устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, местного самоуправления, в госучреждениях республики употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (но не вместо него!). По другим субъектам о государственных языках не говорится, но согласно Конституции (ч. 3 ст. 68) Российская Федерация гарантирует всем народам, проживающим не ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Для статуса субъекта РФ важно и то, что он имеет право на международные и внешнеэкономические связи (п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Однако это право не является абсолютным, Российская Федерация координирует соответствующую деятельность субъектов. Имеется Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231).

Следует обратить внимание на такую особенность статуса субъектов: в РФ не предусмотрено право их одностороннего выхода из Российской Федерации.

И, наконец, еще одно требование: субъекты не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус, необходимо взаимное согласие РФ и субъекта РФ и принятие федерального конституционного закона (ч. 5 ст. 66 Конституции). К данной проблеме студенты уже частично обращались при рассмотрении темы 2 в связи с внесением изменений в Конституцию РФ.

В Российской Федерации первоначально было 89 субъектов, сейчас 83. Такого большого количества субъектов не имеет никакая иная федерация в мире. В нашей стране регулярно обсуждается вопрос о возможности сокращения количества субъектов посредством их объединения. Студенты могут высказать свои суждения по данному поводу. В особенности следует учесть Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г., в ред. от 31 октября 2005 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Не предполагает ли Закон тенденцию к объединению субъектов РФ, поскольку говорит об образовании новых субъектов РФ путем объединения двух и более существующих субъектов РФ?

На базе названного акта уже есть примеры объединения. Желательно изучить соответствующие акты и дать оценку процесса. Это федеральные конституционные законы
от 25 марта 2004 г., в ред. от 30 июня 2005 г., 12 апреля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа», от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа». Объединительные процессы идут и в других областях.

Обращаясь к вопросу о компетенции субъектов РФ, желательно сначала немного поговорить о возможных вариантах распределения компетенции между федерацией и ее субъектами. Эти варианты могут быть разными:

- закрепление определенного круга полномочий за федерацией и оставление всех остальных вопросов в ведении субъектов;

- закрепление определенного круга полномочий за субъектами и оставление всех остальных вопросов в ведении федерации;

- использование принципа, по которому федерация преимущественно осуществляет нормативно-правовое регулирование (создание нормативно-правовой базы) общественных отношений, а к ведению субъектов относится правоприменение;

- закрепление вопросов исключительного ведения Федерации, вопросов совместного ведения Федерации и субъектов, с оставлением всех остальных вопросов в ведении субъектов (причем с введением или без введения принципа так называемых «конкурирующих» полномочий – когда в вопросах совместного ведения субъект вправе урегулировать общественные отношения, если еще не принят необходимый акт Федерации, а после появления такого акта приводит в соответствие с ним свое регулирование).

Анализируя эти варианты, с учетом ст. 71–73 Конституции РФ, студенты, конечно, должны увидеть, что в Российской Федерации применен последний из названных вариантов. Однако при этом следует иметь в виду, что Конституция РФ в большей мере сориентирована на разделение предметов ведения (сфер государственной, экономической, социально-куль­тур­ной жизни) между Российской Федерацией и ее субъектами – исключительного ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и ее субъектов, исключительного ведения субъектов РФ. Естественно, что в вопросах исключительного ведения РФ все полномочия принадлежат Российской Федерации, а субъекты могут влиять на их осуществление через соответствующие федеральные органы. В сферах же совместного ведения разделение полномочий между РФ и ее субъектами по регулированию общественных отношений и управлению соответствующими сферами можно видеть на основе конкретных федеральных законов.

Далее надо подробно охарактеризовать компетенцию Российской Федерации по ст. 71 Конституции, т. е. вопросы исключительного федерального ведения. Сделать это можно последовательно по пунктам ст. 71; можно также для удобства сгруппировать предметы ведения:

- в области государственного строительства;

- в области экономической, социальной и культурной политики;

- в области внешней политики, обороны и безопасности;

- в области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и правосудия.

Затем следует рассмотреть специфику совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Сделать это можно последовательно по пунктам ч. 1 ст. 72; можно также для удобства сгруппировать предметы ведения:

- в области государственного строительства;

- в области экономической, социальной и культурной политики;

- в области внешней политики, обороны и безопасности;

- в области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов.

Что касается собственного ведения субъектов Российской Федерации, здесь следует исходить из ст. 72 и 73 Конституции РФ.

 

Методические рекомендации по освоению темы без руководства преподавателя

Для более тщательного изучения учебного материала темы студентам целесообразно обратиться к дополнительной литературе, к материалам сайтов, самостоятельно подробно изучить основные термины и определения, относящиеся к теме и содержащиеся в глоссарии, написать реферат.

 

Дополнительная литература

1. Конюхова И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004.

2. Курашвили К. Т. Федеративная организация Российского государства. М., 2000.

3. Фадеева Т. М. Европейский федерализм: современные тенденции. М., 2000.

4. Черепанов В. А. Теория российского федерализма: учеб. пособие. М., 2005.

 

Дополнительные вопросы

1. Каково, на Ваш взгляд, основное предназначение федеративного устройства? Сравните его с унитарным государственным устройством и на основе анализа гл. 3 Конституции, выскажите свое мнение: какой федерацией является Россия – национально-территориальной, территориальной или национальной, конституционно-правовой, договорно-правовой, симметричной или асимметричной? В чем это проявляется и какие факты говорят в пользу того или иного вывода?

2. Что изменилось в федеративном устройстве России с принятием Конституции 1993 г.? Отменен ли Федеративный договор?

3. Раскройте понятие суверенитета Федерации и его соотношение с самостоятельностью ее субъектов.

4. Какова природа и предназначение договоров между Федерацией и ее субъектами, полезны такие договоры или нет?

5. В чем состоит принципиальное отличие правового статуса республик в сравнении с правовым статусом иных субъектов Российской Федерации?

 

Интернет-ресурсы

Электронные библиотеки: www.bibliotekar.ru; www.studyla.narod.ru

Сайты: www.pfo.ru; www.gfi.permregion.ru; www.admin.permkrai.ru

 

Темы рефератов

1. Актуальные проблемы современного российского федерализма.

2. Теория и практика оптимизации федеративных отношений.

3. Договорное разграничение предметов ведения.

4. Конституционно-правовой статус Пермского края.

 

Тема 10. Федеральное Собрание – парламент РФ (2 часа)

1. Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ. Основные функции Федерального Собрания.

2. Структура Федерального Собрания и порядок формирования его палат.

3. Структура Государственной думы и Совета Федерации. Депутатские объединения Государственной думы.

4. Компетенция и акты палат Федерального Собрания.

 

Литература

1. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 5 августа 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3336.

2. О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации ФЗ от 18 мая 2005 г. // СЗ РФ. 2005 № 21. Ст. 1919.

3. О счетной палате Российской Федерации: ФЗ от 11 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

4. О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Российской Федерации от 30 января 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.

5. О регламенте Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Государственной думы РФ от 22 января 1998 г. // СЗ РФ. 1998 г. № 7. Ст. 801.

6. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: ФЗ от 14 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124.

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе по теме под руководством преподавателя

1. Общая характеристика российского парламента. Рассмотрение вопро­са о нормативной основе деятельности палат должно быть кратким и помочь понять, что исходные нормы, посвященные палатам, содержатся в Конституции РФ. Отдельные их полномочия закрепляются в некоторых федеральных законах.

Организацию работы палаты регулируют в своих регламентах, принятых впервые
в 1994 г. и в дальнейшем подвергавшихся мно­гочисленным изменениям и дополнениям.

Конституционно-правовому положению парламентариев пос­вящен Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собра­ния Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. с изм. и доп.

Вопросам опубликования и вступления в силу актов, принима­емых парламентом и его палатами, посвящен Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г., с изм. и доп. от 22 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124.

2. Порядок формирования палат Федерального Собрания. Излагая порядок формирования Государственной думы, студенты не должны повторять тему семинара об избирательной системе РФ и исходить из того, что все 450 депутатов этой палаты избира­ются непосредственно населением страны. Ранее депутаты Государственной думы избирались на основе соче­тания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; начиная с выборов 2007 г. – только по пропорциональной системе на основе списков, выдвигаемых политическими партиями.

Что касается формирования другой палаты – Совета Федера­ции, то п. 9 «Заключительных и переходных положений» Конститу­ции 1993 г. гласит, что «депутаты Совета Федерации первого со­зыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе». Первый состав этой палаты избирался в 1993 г. на два года насе­лением субъектов РФ – по два депутата от каждого. Эти депутаты Совета Федерации периодически заседали в Москве, а остальное время проводили в своих регионах. К тому же многие из них были президентами, губернаторами, главами администраций, председа­телями законодательных собраний субъектов РФ.

Логически толкуя приведенное положение Конституции, можно было бы сделать вывод о том, что в последующем Совет Федерации должен работать на постоянной основе (как и Го­сударственная дума). Тем более, что Конституция РФ говорит не о выборах, а о «формировании» Совета Федерации и называет парламентариев данной палаты не депутатами, а «членами Со­вета Федерации».

Вопрос о том, как формироваться и работать данной палате, стал предметом большой дискуссии в 1995 г. В конце концов по­бедило решение: членами СФ являются избранные главы законо­дательной и исполнительной властей субъектов РФ.

Естественно, данные лица просто не в состоянии были рабо­тать в СФ на постоянной основе, поскольку за ними оставались руководящие функции в субъектах РФ. Даже Председатель Совета Федерации работал на неосвобожденной основе.

Одна из первых законодательных инициатив Президента В. В. Путина после его избрания была связана с изменением по­рядка формирования Совета Федерации. Официальный мотив – руководители органов государственной власти субъектов РФ долж­ны в более полной мере сконцентрироваться на руководстве де­лами в субъектах РФ.

5 августа 2000 г. принят Федеральный закон «О порядке фор­мирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который действует в редакции Федерального закона от 16 де­кабря 2004 г. Он предусматривает избрание одного члена Совета Федерации от законодательной власти субъекта РФ на заседании соответству­ющего представительного органа государственной власти субъекта и назначение другого члена Совета Федерации от исполнитель­ной власти субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта с последующим получением согласия законодательного (предста­вительного) органа власти субъекта. Теперь члены Совета Федера­ции работают в палате на освобожденной основе. Срок их полномо­чий равен сроку полномочий тех, кто их соответственно избрал, назначил; за последними сохраняется возможность досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации. Поскольку это делает члена Совета Федерации зависимым от органов власти субъектов РФ, вносятся предложения о переходе к прямым выбо­рам этих парламентариев избирателями субъектов РФ.

Студенты должны сравнить прежние (избрание населением субъектов РФ, занятие места в палате по должности) и новый варианты формирования Совета Федерации, высказать свои суж­дения на этот счет.

3. Внутренняя структура палат и организация их работы. Обра­щаясь к структуре, желательно поговорить о следующем.

Какова роль Председателей палат: делают ли они политику в палате, парламенте, государстве или должны быть всего лишь председательствующими на заседаниях палат и организовывать их текущую работу?

В Государственной думе есть Советы Думы, в Совете Феде­раций – Совет палаты; каков состав этих органов и какую роль они играют в текущей деятельности палат?

Совет Федерации не имеет объединений членов СФ. В Го­сударственной думе наоборот – могут быть и есть депутатские объединения: ранее – фракции и депутатские группы; теперь – только фракции. Что, с вашей точки зрения, рациональнее для соответствующей палаты; как развивалось регулирование в Регла­менте Государственной думы по вопросу о фракциях и депутат­ских группах, условиях по их численности, последствиям выхода депутата из фракции?

Каждая палата имеет комитеты и комиссии, их количество пос­тоянно возрастает; покажите, какие наиболее типичные комитеты и комиссии имеют палаты; считаете ли вы необходимым сокра­тить или увеличить численность комитетов и комиссий; каково назначение этих органов?

Что касается организации работы палат, следует остановиться на таких моментах, как заседания палат и порядок их проведения (в том числе правительственный час, парламентские запросы па­лат изапросы отдельных парламентариев, голосование), работа органов палат, парламентские слушания, работа депутатских объ­единений в Государственной думе, индивидуальная работа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы.

4. Компетенция палат Федерального Собрания. Рассматриваются ст. 102–103 и другие статьи Конституции РФ. Студенты отдельно анализируют компетенции Совета Федерации и Государственной думы.

С учетом Конституции и регламентов палат надо выяснить следующее:

- как толковать законодательный процесс в целом и примени­тельно к Федеральному Собранию РФ, на какие стадии его мож­но разделить;

- что такое право законодательной инициативы и кто им облада­ет (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ); можно ли считать осуществле­нием права законодательной инициативы внесение предложения о принятии закона без представления текста законопроекта;

- какие требования полагается соблюсти при внесении проектов законов в Государственную думу;

- как обсуждаются и принимаются законы в Государственной думе, что означает процедура трех (и даже четырех – по бюджету) чте­ний, какое требуется большинство голосов при принятии зако­на;

- что делает Совет Федерации – «принимает» или «одобряет» федеральный закон; как происходит обсуждение в Совете Феде­рации, есть ли здесь чтения, какое требуется большинство голосов при принятии решений по законам;

- что произойдет, если Совет Федерации пропустит срок рас­смотрения закона; в каких случаях обязательно рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Думой (ст. 106 Консти­туции РФ);

- как разрешаются палатами коллизионные вопросы (ч. 4 и 5 ст. 105 Конституции РФ);

- какие возможности есть у Президента РФ в части подписания и обнародования законов, а также их отклонения (право вето); как могут палаты преодолеть вето Президента?

Помимо федеральных законов есть еще и федеральные кон­ституционные законы (ФКЗ). При рассмотрении источников конституционного права студенты уже выясняли круг вопросов, которым они посвящены. По данной теме на основе ст. 108 Кон­ституции следует показать, что федеральные конституционные за­коны принимаются иным большинством голосов в палатах, чем федеральные законы, и что по ФКЗ для Президента права вето не предусмотрено.

На семинаре рассматривается порядок вступления в силу зако­нов. Для этого при подготовке надо использовать названный выше Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных за­конов, актов палат Федерального Собрания».

Методические рекомендации по освоению темы без руководства преподавателя

Для более тщательного изучения учебного материала темы студентам целесообразно обратиться к дополнительной литературе, к материалам сайтов, самостоятельно подробно изучить основные термины и определения, относящиеся к теме и содержащиеся в глоссарии, написать реферат.

Дополнительная литература

1. Абрамова А. И. Законодательный процесс в Российской Федерации. М., 2006.

2. Гранкин И. В. Парламент России. М., 2001.

3. Парламентское право России. М., 2003.

4. Проблемы парламентского права России. М., 1996.

5. Соменков А. Д. Парламентский контроль за соблюдением государственного бюджета. М., 1998.

Дополнительные вопросы

1. Как толковать законодательный процесс в целом и применительно к Федеральному Собранию РФ, на какие стадии его можно разделить?

2. Что такое право законодательной инициативы и кто им обладает (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ); можно ли считать осуществлением права законодательной инициативы внесение предложения о принятии закона, без представления текста законопроекта?

3. Какие требования полагается соблюсти при внесении проектов законов в Государственную думу?

4. Как обсуждаются и принимаются законы в Государственной думе, что означает процедура трех (и даже четырех – по бюджету) чтений, какое требуется большинство голосов при принятии закона?

5. Что делает Совет Федерации – «принимает» или «одобряет» федеральный закон; как происходит обсуждение в Совете Федерации, есть ли здесь чтения, какое требуется большинство голосов при принятии решений по законам?

6. Что произойдет, если Совет Федерации пропустит срок рассмотрения закона; в каких случаях обязательно рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Думой (ст. 106 Конституции РФ);

7. Как разрешаются палатами коллизионные вопросы (ч. 4 и 5 ст. 105 Конституции РФ)?

8. Какие возможности есть у Президента РФ в части подписания и обнародования законов, а также их отклонения (право вето); как могут палаты преодолеть вето Президента?

Интернет-ресурсы

Электронные библиотеки: www.bibliotekar.ru; www.studyla.narod.ru

Сайты: www.gov.ru; www.parlament.ru; www.parlament.perm.ru

Темы рефератов

1. Парламентаризм: вопросы теории и практики.

2. Институт законодательной власти в Российской Федерации: природа и функции.

3. Законодательный процесс: проблемы теории и практики.

4. Вето Президента: теория и практика.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.074 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал