![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лабораторная работа № 16
Тема: «Изучение шлицевых соединений» Цель работы: знакомство с основными видами и параметрами шлицевых соединений. Ход работы: 1. Ознакомиться с видами шлицевых соединений (сделать конспект). 2. Произвести все необходимые расчеты и измерения, заполнить отчет. 3. Ответить на контрольные вопросы.
Порядок выполнения работы. Шлицевыми называют соединения выполняемые при помощи прямобочных, эвольвентных, шлицов. Шлицевые соединения используют для передачи крутящего (вращающего) момента Т не только в неподвижных, но и в подвижных соединениях (там, где есть перемещение детали вдоль оси вала). В том случае, когда диаметр вала d не задан, его определяют из расчета на кручение откуда где Т - крутящий момент, Н * м; [τ ]кр - допускаемое касательное напряжение кручения, МПа; принимают [τ ]кр = 25...30МПа. Соединения с прямобочными (рис. 16 а, б) и эвольвентными (рис. 17 а, б) шлицами стандартизованы (ГОСТ 1139-80 и ГОСТ 6033-60 соответственно). Входящие в обозначение прямобочного шлицевого соединения размеры записывают в такой последовательности: z * d * D * b, где z - число шлицев (зубьев), аналогично для эвольвентного соединения – D * m, где D - номинальный диаметр соединения, m - модуль. В шлицевых соединениях (даже неподвижных в осевом направлении) имеет место микроскольжение, приводящее к изнашиванию, поэтому уточненный расчет соединения нужно проводить на ограничение величины износа. Упрощенный расчет проводят по напряжениям смятия σ СМ, принимая допустимые напряжения [σ ]СМ заниженными. Определяют необходимую длину соединения l из условия где dm - средний диаметр; z - число шлицев (зубьев); h - высота рабочей поверхности шлица. Параметры dm и h находят по, где с – фаска шлица, m - модуль эвольвентного шлицевого соединения.
Таблица 19 Параметры шлицевых соединений
а) б) рис.16 прямобочные шлицы
а) б) рис.17 эвольвентные шлицы Длина ступицы lСТ детали, размещенной на валу, должна. быть не менее длины шлицев, Если для шпоночного соединения получено lСТ > 1, 5 вала, то целесообразно перейти на шлицевое соединение или соединение с натягом. Шлицевое соединение с прямобочными шлицами (см. рис. 17 а). 1. Диаметр вала из расчета на кручение /см. выше/ Допускаемые касательные напряжения кручения [τ ]кр принимаем равными 25 МПа ([τ ]КР = 25...30 МПа). Размеры прямобочных шлицев по ГОСТ 1139-80. Внутренний диаметр шлицев должен быть больше или близок найденному диаметру вала. Назначаем соединение 8х36х40х7. Число шлицев z = 6, внутренний диаметр d = 36 мм, наружный диаметр D = 40 мм, ширина шлица b = 7 мм, размер фаски с = 0, 4 мм. Высота рабочей поверхности шлица h и средний диаметр шлицев dm h = (D – d) /2 – 2 * c (мм), d = (D + d) /2 (мм). Длина ступицы для соединения колеса с валом с помощью шлицев lСТ = l + 3...5 мм = (мм). Провести измерения вала и ступицы и сделать поверочный расчет шлицевого соединения. Результаты занести в таблицу.
Таблица 20
По результатам проведенного исследования выполнить необходимые расчеты и сделать вывод. Ответить на контрольные вопросы
Форма отчета: 1. Наименование работы. 2. Цель работы. 3. Задание на работу. 4. Результаты работы. 5. Вывод. Контрольные вопросы: 1. При конструировании была предусмотрена термообработка шлицов до НВ 300, однако технолог с цель сокращения времени на изготовление предложил этого не делать. Допустимо ли такое изменение конструкции. Ответ обоснуйте. Ход анализа проблемы запишите в виде алгоритма. 2. При изготовлении вала было принято решение заменить эвольвентное шлицевое соединение на прямобочное. Допустима ли такая замена. Ответ обоснуйте и запишите ход решения в виде алгортма. При необходимости запросите дополнительные данные.
Список литературы:
1. Анухин В.И.. Допуски и посадки. СПб., 2005г. 2. Детали машин. Атлас конструкций / Б.А.Байков, В.Н.Богачев, А.В. Буланже и др.: Учебное пособив для студентов машиностроительных специальностей вузов. М.: Машиностроение, \ 1992. Ч. I. 3. Решетов Д.Н. Детали машин. М.: Машиностроение, 1989.1
|