![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологические и психологические методы.
Современный менеджмент успешно использует сочетание качественных и количественных методов из социологии, а также стандартные психологические методики из психологии личности и социальной психологии. Количественные методы требуют гораздо больших усилий со стороны организатора, вынужденного привлекать значительное число исполнителей, иметь дело — непосредственно или опосредованно - с многими людьми, выступающими в качестве соисполнителей, респондентов, интервьюируемых и т.п. Для количественных методов характерна стандартизация и формализация информации, их использование позволяет устанавливать связи между отдельными признаками изучаемых социальных явлений и процессов. Данные количественных методов легко представить в виде графического интерпретации, таблиц, рядов распределений и т.д. Стиль исследования с помощью количественных методов называется «жестким». В жесткой методологии количественного подхода традиционно используют следующие методы сбора данных: · опрос · социометрия · метод экспертной оценки · наблюдение · анализ документов · эксперимент Техника их применения настолько разнообразна, что некоторые их модификации превратились в почти самостоятельные методы сбора информации, например, опрос разделился на вполне самостоятельные анкетирование и интервьюирование. Любые количественные методы предполагают одновременную регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки. Качественная социология отражает гуманизацию современного общества, преимущественно она направлена на изучение субъективной стороны существования общества, переориентацию от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию специфики меньшинств и ежедневной социальной практики людей, от макро- к микроанализу социальных явлений. Для нее актуальны такие вопросы, как что значит " быть врачом" или " быть учителем" и какова практика отношений " врача" и " учителя" в реальности. Качественные методы, определяются как «мягкие» методы, а стиль исследования, проводимого с их помощью, получил одноименное название «мягкого исследования». Эти методы направлены на не на фиксацию стандартных признаков явлений и процессов, а на выявление их качества, глубины. Здесь важно не количество респондентов, а качество и глубина получаемых ответов, поэтому в качественных методах достаточно небольшого числа респондентов. Использование качественных методик в социологических исследования требует большого мастерства, опыта и профессионализма. Современная социология насчитывает несколько десятков разновидностей качественных методов, однако, наиболее популярных несколько: · неформализованное (нестандартизированное) интервью (свобода интервьюера как в формулировке вопроса, так и в выборе темы беседы); · фокусированное интервью («фокусировка» интервьюера на конкретной теме, глубокое изучение переживаний респондента по какой-то конкретной проблеме); · фокус-группа (настандартизированное, фокусированное интервью с группой) – первый и наиболее популярный количественный метод; · этнографические и исторические исследования ( наиболее частаяразновидность - биографический метод (история жизни одного человека, история семьи, какой-то группы); · case study (изучение отдельного объекта (чаще группы) (или случая) в динамике развития путем «погружения» самого исследователя в поле исследования); Данные исследований, использовавших качественные методы, обычно представляются в виде высказываний, документов, описания случаев. На стадии найма персонала часто могут использоваться графические тестовые методики (например, «дом-дерево-человек», «несуществующее животное», «дерево», тест Люшера и другие). На стадии диагностики климата в коллективе наиболее часто используется социометрия. СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas общество, греч. metreо измеряю) 1) теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы на большие социальные группы и об-во в целом; 2) количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах (социометрическая техника). Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрич. индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрии. Особым разделом прикладной социометрии является т.н. социометрический театр метод группового тренинга, использующий закономерности группового межличностного взаимодействия. Этот метод имеет две разновидности: социодрама моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций (управленч., семейных и др.) и психодрама моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний.
|