Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Группировка цен по стадиям ценообразования
Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии. Формирование цен в процессе движения товаров может быть представлено схематично (рис. 5). Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства товара, носят промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производителя продукции на производство и реализацию и обеспечить планируемую предприятием прибыль. Пример. Себестоимость выпуска единицы товара составляет 4000 д.е. Планируемая производителем рентабельность — 20% к себестоимости. Свободная оптовая цена изготовителя равна: 4000 + (4000 х 20: 100) = 4800 (д.е.). Рассматривая цены изготовителя, нельзя не остановиться на внутрихозяйственных ценах. Внутрихозяйственные, или трансфертные, цены — цены, по которым рассчитываются между собой подразделения одной хозяйственной Рис 2. Система цен.
Рис. 5. Формирование цен в процессе движения товаров структуры. Эти цены часто не ориентированы на внешнюю рыночную конъюнктуру, они должны решать внутренние учетно-распределительные задачи в соответствии с общей политикой данной хозяйственной структуры. В частном случае внутрихозяйственные цены количественно могут совпадать с ценами изготовителя. Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги, являющиеся важнейшими статьями дохода бюджетов. Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены оптовая цена закупки включает посреднические надбавки (скидки). Оптовые цены закупки обеспечивают необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена. Посредническая скидка (надбавка) имеет и другие наименования (например, снабженческо-сбытовая скидка (надбавка), комиссионное вознаграждение или сбор). Но в любом случае — это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю. Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли. Следует пояснить, какова роль посреднических структур в процессе ценообразования. Возможности расширения посреднической сети в основном обусловлены двумя факторами: уровнем конкуренции на данном рынке и особенностями товара. Чем выше уровень конкуренции, тем большие усилия прикладывает продавец, чтобы реализовать продукцию по более низким ценам, минуя посредников. Такая ситуация наиболее характерна для рынка стандартной потребительской продукции. Производитель потребительской продукции часто реализует ее напрямую населению, не прибегая к услугам торговых организаций. Следует заметить, что цены в этом случае являются розничными, так как, несмотря на продажу с порога производителя, она организована для населения. Такая практика существует в сфере продажи хлебобулочных, мясных изделий, массовой швейной продукции и т.п. Нет необходимости в посредниках при реализации специальной заказной продукции, поскольку она связана с прямыми договорными поставками от производителя потребителю. К услугам посредников обращаются, если это может ускорить кругооборот товаров. Как правило, без посреднических услуг нельзя обойтись, когда производство (добыча, выращивание) продукции сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. В этом случае производитель зачастую не берет на себя доставку товаров до потребителей, а заключает договор с посредническими организациями, которые специализируются на обслуживании потребительской сети. Такая ситуация характерна для стандартных тоннажных видов сырья, топлива, продуктов аграрной сферы.
|