Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория№17. Аппараты автоматизации процессов управления
Общие сведения об аппаратах автоматизации процессов управления. Реле: рекуперации, ускорения, торможения, перехода, оборотов, регуляторы мощности, регуляторы осевых давлений, контроля защиты, времени, промежуточные, пожарной сигнализации, температурные и терморегуляторы. Бесконтактные реле и датчики в системах защиты цепей и автоматизации процессов управления. Трансформаторы в системах защиты цепей и автоматизации процессов управления. Распределительные щиты (панели управления), вибрационные и бесконтактные регуляторы напряжения, зарядно-выпрямительные блоки Реле управления. Реле управления предназначены, для включения и выключения отдельных цепей управления и изменения параметров цепи (регулировки) (РУ1, РУЗ— РУ8, РУ9). На тепловозах применяют реле управления типа Р-45М. Имеются различные модификации этого реле в зависимости от числа и типа контактов. Реле исполняют с двумя видами контактов — пальцевыми и мостиковыми. Якорь 5 (рис. 84) реле свободно качается на кронштейне б. Когда катушка 3 обесточена, пружина 8 отжимает якорь от сердечника 4, при этом контакты размыкаются. Когда катушку обтекает ток, якорь притягивается к сердечнику, преодолевая сопротивление пружины, при этом контакты реле замыкаются. Реле регулируют на необходимое значение тока срабатывания изменением затяжки пружины. На ряде тепловозов применили вместо описанных выше реле управления электромагнитные реле постоянного тока типа РМ4 многократного действия, выполненные на штепсельных разъемах. Реле имеет четыре размыкающих и четыре замыкающих контакта, рассчитанных на 110 В и 0, 6 А. Катушка реле рассчитана на напряжение 24—ПО В. Как показала практика, эти реле работают неудовлетворительно. Взамен реле управления Р45 на тепловозах устанавливают реле типа ТРПУ-1. Питание его может осуществляться постоянным током напряжением 24, 75 и ПО В; допустимый ток продолжительного режима контактов реле 6 А. Реле ТРПУ-1 выпускают с шестью замыкающими и двумя размыкающими контактами и четырьмя замыкающими и четырьмя размыкающими. Реле устойчиво работает при резких колебаниях температуры. Масса реле 0, 6 кг, срок службы 25 лет. Электромагнитное реле ТРПУ-1 (рис. 85) состоит из скобы (магнитопровода) 10, катушки 8 с сердечником 9, якоря 12, замыкающих и размыкающих контактов. При прохождении тока по катушке якорь притягивается к сердечнику, и через траверсу 6 происходит замыкание или размыкание контактов. После снятия напряжения пружина 11 устанавливает Рис. 84. Реле управления: 1 — панель, 2 — основание; 3 - катушка; 4 - сердечник; 5 — якорь; 6 — кронштейн; 7 — регулировочный винт; 8, 11 — пружины; 9 — неподвижный контакт; 10 — подвижной пальцевый контакт; 12 — шунт медный. Рис. 85. Промежуточное реле ТРПУ-1: 1 — пластмассовый корпус; 2 — кожух: 3, 4 — подвижные пластины замыкающего и размыкающего контактов, 5 — неподвижные пластины контактов; 6 — траверса: 7 — угольник; 8 — катушка; 9 — сердечник: 10 —скоба, 11 — пружина; 12 — якорь: 13 — контакты.
якорь в исходное положение, при этом замыкающие контакты размыкаются, а размыкающие замыкаются. Ход якоря ограничивается угольником 7, Контакты реле имеют серебряные наплавки. Рис. 86. Реле перехода: а — конструкция; б — схема включения, 1 — ярмо; 2 — катушка напряжения; 3, 5 — сердечники; 4 —якорь; 6 —токовая катушка; 7 — неподвижные контакты; 8 — подвижные контакты; 9 — ось. 10 — кожух; 11 — пружина; 12 — регулировочный винт; Г — генератор. ДТ — тяговый электродвигатель; ДП — обмотка добавочных полюсов генератора; Т — токовая катушка реле перехода, Н — катушка напряжения; РВ — контакты реле времени; РУ — контакт реле управления; Ш — контакты контактора ослабления возбуждения; Rш — резистор ослабления возбуждения; R1, R2 — добавочные резисторы
Реле перехода. Реле перехода (РП1, РП2) предназначено для автоматического изменения схемы соединения тяговых электродвигателей, а также включения и выключения контакторов ослабления возбуждения в зависимости от скорости движения тепловоза. На тепловозах применяется электромагнитное дифференциальное реле РД-3010 (рис. 86). На ярме 1 реле П-образной формы укреплены катушки с сердечниками — токовая 6 и напряжения 2, Якорь 4 Г - образной формы поворачивается на оси 9. При обесточенных катушках якорь прижимается пружиной 11 к упорному винту 12. Неподвижные контакты 7 реле установлены на изоляционной колодке, а подвижные 8 — на якоре. Реле имеет один замыкающий контакт с двойным разрывом. Раствор контактов регулируют перемещением неподвижных контактов, а совпадение центров замыкающихся поверхностей — перемещением подвижных контактов на контакто-держателе. Контактная система закрыта кожухом 10. Реле перехода имеет катушку напряжения Я, которая через добавочные резисторы включается на напряжение тягового генератора, так что ток в ней пропорционален напряжению тягового генератора, и токовую катушку Т, которая последовательно с добавочным резистором подключается параллельно обмотке добавочных полюсов 1енератора, т. е. ток в ней пропорционален току тягового генератора (рис. 86, б). Реле срабатывает под воздействием электромагнитного усилия, создаваемого катушкой напряжения, которому противодействуем усилие токовой катушки и пружины. Катушка напряжения при возрастании тока в ней (напряжения генератора) вызывает срабатывание реле, а токовая катушка при возрастании тока в ней (тока тягового генератора) вызывает отпадание реле. Благодаря этому характеристики реле перехода имеют вид, показанный на рис. 87. На этом рисунке характеристики реле нанесены на внешние характеристики тягового генератора, поскольку срабатывание и отпадание реле происходят в зависимости от отношения напряжения и тока генератора. Верхняя характеристика (рис. 87, а) является характеристикой срабатывания, т. е. в любой ее точке реле срабатывает и остается
Рис. 87. Характеристики реле перехода: а — зоны срабатывания и отпадания; б — переход на ступени ослабления возбуждения; V — напряжение генератора; I г — ток генератора; 1 — срабатывание и отпадание реле при первой ступени ослабления возбуждения; 2 — то же при второй ступени ослабления возбуждения
включенным до тех пор, пока не будет достигнута нижняя характеристика — отпадания. Таким образом, в зоне I реле всегда включено, в зоне II реле всегда выключено, а в зоне III, расположенной между характеристиками, реле может быть и включено, и выключено в зависимости от того, в какой зоне (I или II) на внешней характеристике работала электропередача до этого. Как видно из рис. 87, б, срабатывание реле (включение ослабления возбуждения, переключение электродвигателей) происходит тогда, когда напряжение генератора приближается к максимальному значению. В результате включения ослабления возбуждения (переключения двигателей) ток генератора скачком увеличивается вдоль гиперболической характеристики. Схема должна быть настроена так, чтобы при возрастании тока не была достигнута характеристика отпадания. В противном случае реле вновь отпадет, что приведет к обратному уменьшению тока до исходного значения и вызовет повторное срабатывание реле и т. д. Возникает так называемый звонковой режим, когда реле перехода и управляемые им контакторы включаются и выключаются с большой частотой. Этот режим является недопустимым, поскольку нарушается нормальная работа электропередачи и обгорают контакты реле перехода и управляемых ими контакторов. Наклонные характеристики 1, 2 реле перехода позволяют удобно управлять переходом не только при крайнем положении рукоятки контроллера машиниста, но и на целой группе низших позиций. Однако на низших позициях опасность возникновения звонковой работы возрастает, поскольку интервал между характеристиками срабатывания и отпадания реле уменьшается. Чтобы избежать звонковой работы, обычно применяют на низших позициях сдвиг характеристики отпадания реле в новое положение, показанное пунктиром на рис. 87, а и б. Кроме того, встречаются случаи, когда звонковая работа возникает из-за того, что при включении ослабления возбуждения или переключении электродвигателей ток в переходном процессе возрастает больше, чем это определяется по параметрам электрической цепи, т. е. происходит «заброс» тока. В процессе заброса реле может отпасть, что приведет к звонковой работе. Это явление наблюдается не только на низших позициях, но и при крайнем положении рукоятки контроллера машиниста. Чтобы избежать возникновения звонковой работы, требуется временно отодвинуть характеристику отпадания реле перехода на период заброса тока генератора (штриховые линии на рисунке). Регулирование реле перехода, управляющего ослаблением возбуждения на тепловозе, производится с помощью резисторов в цепи токовой катушки Ш и в дели катушки напряжения R2+R3 (см. рис. 86), Резистор R2 называется резистором срабатывания: когда реле и контактор Ш выключены, резистор R3 закорочен блокировочным контактом контактора Ш. Значение сопротивления резистора R2 определяет положение характеристики срабатывания реле перехода. После включения ступени ослабления возбуждения в цепи катушки напряжения оказывается введенным полное сопротивление R2+R3; резистор R3 называется резистором отпадания. Регулируя его значение, определяют положение характеристики отпадания, не изменяя положения характеристики срабатывания. На низших позициях часть резистора отпадания закорачивается контактом реле РУ. Благодаря этому на низших позициях характеристика отпадания оказывается отодвинутой (см. рис. 87, б). Если необходимо отодвинуть характеристику отпадания временно в случае заброса тока при включении ослабления возбуждения, часть резистора R3 закорачивается контактом реле времени РВ (например, в схеме тепловозов ТЭ2 и ТЭ1). Это реле получает питание одновременно с контактором ослабления возбуждения Ш. После того как реле включится о выдержкой времени, зашунтированная его контактом часть резистора R3 вводится вновь и характеристика отпадания возвращается в нормальное положение, которое определяет точку отпадания реле на данной позиция контроллера машиниста. Реле времени (РВ1, РВ2). На тепловозах для управления работой маслопрокачивающего насоса дизеля и для ограничения по времени прокрутки вала дизеля при пуске применяется электропневматическое реле времени (рис 88) типа РВП. Это же реле находит применение «а тепловозе ТЭМ2 для управления переходом на ослабленное возбуждение. Конструктивно реле (рис. 88, а и б) состоит из магнитопровода 17, катушки 1, якоря 2, пневматической камеры 8, нижней 3 и верхней 5 подвижных систем и двух микропереключателей 16 и 18 типа МП1 с серебряными контактами. При включении реле якорь 2 опускает нижнюю подвижную систему 3, рычат 19 поворачивается и освобождает штифт нижнего микропереключателя 18 мгновенного действия, чем обеспечивает его включение за счет пружины 20. Верхняя подвижная система реле времени под действием пружины 6 и собственного веса будет опускаться медленно, так как при опускании в пневматической камере 5 над диафрагмой 7, соединенной с верхней подвижной системой, будет создаваться разрежение. Это разрежение компенсируется за счет поступления воздуха через отверстия 11, 12 и суконный фильтр 10. Скорость поступления воздуха и скорость опускания верхней подвижной системы будут зависеть от размера входного (дроссельного) отверстия 12. Скорость регулируется иглой 13 поворотом регулировочной гайки 14. На большинстве тепловозов выдержка времени устанавливается 65-60с. В конце своего перемещения верхняя подвижная система рычагом 15 нажимает на штифт микропереключателя 16, и контакты замыкаются, соединяя соответствующие цепи.
Рис. 88. Электропневматическое реле времени типа РВП: а — продольный разрез; б — схема; 1 — катушка реле; 2 — якорь; 3 — нижняя подвижная система, 4 — скоба, 5 — верхняя подвижная система; 6 — пружина для опускания верхней подвижной системы, 7 — диафрагма, 8 — пневматическая камера. 9 — клапан для выпуска воздуха из пневматической камеры, 10 — суконный фильтр; 11 — атмосферное отверстие: 12 — входное (дроссельное) отверстие пневматической камеры. 13— игла для регулирования сечения входного отверстия, 14 — регулировочная ганка; 15 — рычаг управления верхним микропереключателем, 16 — микропереключатель с выдержкой времени; 17 — магнитопровод. 18 — микропереключатель (без выдержки времени — «мгновенного действия»); 19 — рычаг управления нижним переключателем; 20 — возвратная пружина.
После прекращения питания катушки реле времени верхняя и нижняя подвижные системы под действием возвратной пружины 20 перемещаются в крайнее верхнее положение. Воздух из полости над диафрагмой будет выходить через клапан 9 и суконный фильтр 10. Контакты микропереключателей займут свое исходное положение. В эксплуатации возможно засорение дроссельного отверстия реле, что приводит к самопроизвольному изменению выдержки времени. Электромагнитные реле времени работают надежно.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
4. Назначение реле управления РУ1 5. Назначение реле времени РВ1, РВ2 6. Масса и срок службы реле типа ТРПУ-1
|