![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. Происхождение и значение термина «философия» (Пифагор, Гераклит, Платон)
Происхождение и значение термина «философия» (Пифагор, Гераклит, Платон). Мудрость и любовь к мудрости. Мудрость как высший род знания, профессиональное мастерство, житейская мудрость (Конфуций, Сократ). Проблема первопричин, первоначал и первосущностей в школах древнегреческой философии (милетская, пифагорейская, перипатетическая, эпикурейская, стоиков). Софийная (Сократ, Платон) и эпистемная (Демокрит, Аристотель) традиция в античной философии. Платоновская концепция человеческой души, познания, природы и Космоса и аристотелевская концепция соотношения философии и частно-научного знания. Соотношение понятий «микрокосм» и «макрокосм». В античной философии важно уяснить софийный характер философствования. Пифагор, Сократ, Платон видят в философствовании любомудрствование, где достигается удивительное единство человеческого духа, постигающего сущностное соразмерностью благу. Само благо является своеобразным синтезом истины, добра и красоты. Этим достигается единение человеческого духа, постигающего целостное бытие. Следует обратить внимание на основные этапы развития древнегреческой философии. Первый этап связан с деятельностью так называемых досократиков, т.е. мыслителей, творивших до Сократа. Их в большей мере занимает Космос, мироздание. Они считали, что существуют общие законы космоса, которым подчиняется все сущее и существующее, включая человека. Эту мысль четко выразил в своем Логосе Гераклит. В этом периоде выделяют следующие школы: милетскую, эфесскую, пифагореизм, элейскую. К этому периоду относятся также Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит. К классическому этапу относится софистика. Два направления: «старшие» софисты (Протагор, Горгий, Продик), «младшие» софисты (Ликофрон, Критий, Фразимах). А также Сократ, Платон, Аристотель Стагирит. Софисты порывают с космологической традицией и объявляют человека мерой всех вещей (Протагор). Человек берется за точку отсчета оценки всего происходящего, он задает масштаб измерения мира. Однако эта продуктивная идея была самими же софистами доведена до абсурда, когда мнение каждого объявлялось истинным. Гений Сократа позволил ему сохранить основную мысль софистов - человек центр Вселенной - и уйти одновременно от релятивизма и субъективизма тех же софистов. Человеческое сознание есть не только выражение субъективных устремлений человека, но и носитель знания, содержание которого не зависит от людей. Это интерсубъективное содержание знания позволяет людям осуществлять познание мира и общение между ними. Однако откуда в сознании человека появляется нечто им не созданное, но задающее смысл всему наличному? Вот загадка, над которой мучительно размышлял Сократ. Он весь в сомнениях прислушивается к внутреннему голосу, который говорит от имени Божества. Однако не у каждого есть свой даймонион, да и божественное в душе слабо поддается философской рефлексии. Платон ввел понятие сверхбытия, царство идей (эйдосов). Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия: идея «красоты», «мужества», а венчает пирамиду одна-единственная идея «блага» или «единого». Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы. Складывается система объективного идеализма, б лагодаря которой порознь находятся сущности и то, сущностью чего они являются. Этот разрыв четко зафиксировал Аристотель и сформулировал ряд возражений в адрес своего учителя. Стагирит пытается соединить два мира. Он не хочет смириться с тем, что сущность предмета отрывается от самого предмета. Так возникает понятие формы ( минимально общее, которое почти сливается с единичным, но все же не сливается с ним до неразличимости). Однако в конечном итоге форма Аристотеля стала поразительно похожа на эйдосы Платона и тому есть веская причина: оба они под сущностью понимали нечто вечное, неизменное, равное самому себе. Для них предметом философии являлись сверхчувственные, неподвижные и вечные сущности, отличные от предмета естествознания (физики) и математики. Мир сверхчувственного отнес к области теологии. И хотя Аристотель отнес три из четырех своих основоположений (причин) к божественному учению, одновременно они сохранились в качестве предмета философии. Аристотель стремится придать философии научный характер, но не отказывается от предельных притязаний своей метафизики, включая в неё помимо материальной причины, также действующую и целевую. Тем самым Стагирит сохраняет в своей философии софийную направленность. Эллинистический период античной философии охватывает промежуток времени с сер.IV в до н.э. (т.е. с возникновения «мира эллинизма») и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. В эллинистический период получили развитие сократические школы, платонизм (Академия), аристотелизм (перипатетики – «гуляющие»). Наиболее яркие представители данного периода: Пиррон, Секст Эмпирик (Рим.) (скептики); Зенон из Китиона, Сенека (Рим.), Марк Аврелий (Рим.) (стоики); Эпикур (эпикуреизм); Филолай, Ликон (пифагореизм); Теофраст (аристотелизм), Аркесилай, Плутарх Афинский (платонизм); Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл (неоплатонизм). Контрольные вопросы 1. Что такое апейрон Анаксимандра? 2. Что такое Логос Гераклита? 3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики? 4. Что понимали под числом пифагорейцы? 5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты? 6. Какие Вы знаете апории Зенона, и в чем их смысл? 9. Какой вклад в развитие философии внесли софисты? 7. Какими характеристиками о6ладает атом Демокрита? 8. Какие виды эйдосов выделяет Платон? 9. Как Платон трактует учение о душе и познании? 10. Что такое форма Аристотеля? 11. Какие возражения выдвигал Аристотель вадрес Платона? 12. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?
|