Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для любимой Родины






 

На Южном Урале, около Ильменских гор, раскинулся огромный завод. Он вырос в суровые годы Отечест­венной войны. Здесь все молодо: и большие светлые корпуса, и современные станки, и главное—люди, за короткий срок освоившие серийный выпуск автома­шин. На дорогах страны все больше и больше появ­ляется грузовиков с маркой Уральского автозавода имени Сталина.

В успехах коллектива предприятия есть доля труда тысяч моло­дых рабочих. Вчерашние ученики школ ФЗО, ремесленных училищ сегодня управляют сложными автоматами и станками.

Я тоже принадлежу к этому молодому поколению рабочих.

С радостным чувством вошла я после окончания школы ФЗО в светлые просторные цехи. Я хотела работать, участвовать в выпуске советских автомобилей. И надежды мои оправдались.

Нас, подростков, в цехе встретили, как желанных гостей. Луч­шие мастера помогали нам осваивать высокопроизводительные стан­ки, выпускать отличную продукцию.

В капиталистических странах молодые люди, если им и посчаст­ливится устроиться на работу, долгие годы теряют на то, чтобы овладеть специальностью. А когда они приобретают ее, то все равно получают за свой труд намного меньше, чем взрослые ра­бочие.

Только в нашей социалистической стране молодые производст­венники окружены подлинным вниманием и заботой. В быстрейшем овладении квалификацией молодыми рабочими у нас заинтересовано, государство, и оно создает молодежи все условия.

С первых же дней прихода в цех я стала заниматься в кружке техминимума. Когда сдала экзамен, мне поручили работать на двух высокопроизводительных зуборезных станках. Своим трудом я стала помогать Родине. Моя работа как будто бы удовлетворяла руковод­ство цеха. Но могла ли я, молодая работница, комсомолка, остано­виться на достигнутом? Конечно, нет. Нас, советских людей, комму­нистическая партия, товарищ Сталин призывают совершенствовать свое мастерство, двигаться вперед. И я стала учиться еще упорнее. Наш мастер Иван Петрович Боровой, работавший до войны на Мо­сковском автозаводе, человек большой производственной культуры, учил меня, передавал свой опыт, методы высокопроизводительного труда. Каждый новый успех рождал новые мысли, вдохновляя на но­вые дела. Технические книги, опыт передовых стахановцев завода обогащали меня, вооружали знаниями.

Выработка у меня росла. Я старалась как можно больше снимать деталей со своих станков. Однако станки быстро теряли точность, не­обходимую при обработке автомобильных деталей, и часто выходили из строя, рабочее время полностью не загружалось.

После работы я подолгу задерживалась в цехе — стремилась по­нять, почему станки в первые дни после ремонта работали хорошо, а затем начинали «капризничать». Оказалось, что происходит это по одной причине: за станки лично никто не отвечал. В нашем цехе да и в других цехах завода существовала практика перевода рабочих со станка на станок. Это вело к обезличке оборудования, нарушало ра­боту бригад и цехов, создавало задержки то на одном, то на другом участке производства.

У меня возникла мысль взять станки на социалистическую со­хранность, бережно ухаживать за ними, научиться самой устранять мелкие неисправности. Когда эта мысль созрела, я пошла посовето­ваться в партийный комитет.

В парткоме мое предложение поддержали. А через несколько дней заводская газета «Уральский автомобиль» опубликовала мое письмо. В нем говорилось:

«Я работаю зуборезчицей в цехе коробки скоростей. Обслужи­ваю два станка. Эти станки и третий, находящийся в резерве (дуб­лер), я прошу закрепить за мной. Обязуюсь установить за ними и за всем своим рабочим местом образцовый уход, чтобы работать без брака, давать продукцию высокого качества и добиваться удлинения срока службы станков».

Руководители цеха помогли мне оборудовать рабочее место: уста­новили шкаф с набором инструмента, отремонтировали станки.

Когда я принимала от механика цеха станки на социалисти­ческую сохранность, в сотый раз спрашивала себя: «Справлюсь ли? Оправдаю ли доверие коллектива? Не запятнаю ли комсомольскую честь?» И сама себе отвечала: «Приложу все силы, а слово сдержу. Станки мои будут образцовыми...»

Мое письмо, опубликованное в газете, привлекло внимание мно­гих рабочих. Они стали следовать моему примеру.

Какую великую силу имеет поддержка! Ты идешь по трудному», незнакомому пути. И вот сильная, смелая рука друга направляет те­бя на правильный путь, поддерживает тебя.

Именно таким другом, руководителем и наставником для меня и всей молодежи завода явилась наша партийная организация. Она поддержала меня, когда я решила взять станки на социалистическую сохранность. Она укрепила во мне уверенность в правильности и свое­временности моего предложения. Партийная и комсомольская органи­зации широко распространили мой почин на заводе.

Взяв станки на социалистическую сохранность, я еще заботливее стала относиться к оборудованию. Круг моих обязанностей расширил­ся. Надо было не только внимательно осмотреть станки перед нача­лом смены, залить масленки и закрепить болты, — я училась теперь устранять мелкие неполадки. Мне хотелось добиться главного — не иметь ни одной минуты простоя оборудования, чтобы давать больше

и больше деталей, способствовать все возрастающему производству уральских автомобилей.

Мне удалось значительно удлинить срок службы станков. Сроки их ремонта отодвинулись на восемь — девять месяцев. В результате на ремонте оборудования за первые шесть месяцев работы по-новому я сэкономила 4 194 рубля. Кроме того, бережный уход за оборудова­нием позволил сохранить высокий класс точности станков, а следова­тельно, ликвидировать брак. Исправно действующие станки помогли мне также снизить расход материалов, инструмента, электроэнергии.

Работа по-новому заставила меня /повышать квалификацию. При­шлось больше читать технической литературы, изучать опыт работы старых кадровиков. В итоге за год подняла квалификацию с третьего разряда до пятого.

Я задумала перейти с двух станков на пять. Однако осуществить это было нелегко. Дело в том, что нужные мне станки были расстав­лены неудачно. По моим подсчетам при одновременном обслуживании пяти станков мне пришлось бы, обрабатывая каждую деталь, совер­шать путь в 14 метров, а в течение рабочего дня — многие километ­ры. Сколько дорогого времени уходило бы понапрасну. Когда я со­ставила план новой расстановки станков и обратилась к технологу Александру Дрыгалову за советом, он сказал: «Хорошо, Нина, стан­ки переставим».

Станки поставили по-новому. Путь обслуживания их сократился на пять метров. Вскоре я попросила дать мне еще два станка на лич­ную сохранность.

Станки мои не знали поломок и повреждений. Они работали с большой точностью, и продукция получалась отличного качества.

Я пошла дальше: «Что если сократить количество переходов тех­нологического процесса?»

Снова обратилась к технологу. Он пришел на участок, ознако­мился с приспособлениями, инструментом и видами операций при об­работке деталей, а затем с помощью логарифмической линейки сде­лал расчеты. «Верно задумано, — сказал он. — Дело должно пойти».

Так, отказавшись от промежуточной обработки шестерен на зубодолбежных станках, я стала производить чистовую обработку дета­лей сразу после предварительного фрезерования. Это позволило со­кратить время на обработку каждой детали на двенадцать минут. Не стало брака, прекратились простои. Благодаря этому четыре зубодол­бежных станка, на которых производилась промежуточная обработка шестерен, были высвобождены и переданы другому участку, где в них была большая нужда.

Прошло немного больше года с того дня, как я взяла на социали­стическую сохранность станки, и в это движение только на нашем за­воде включилось свыше двух тысяч стахановцев. Рабочие различных цехов обязались держать в отличном состоянии токарные и фрезер­ные станки, формовочные машины, кузнечные молоты и прессы. Об­разцовым уходом за механизмами производственники добились без­отказной работы оборудования. Благодаря этому затраты на ремонт станков снизились за год на 120 тысяч рублей. Увеличился съем продукции с оборудования, улучшилось качество обработки де­талей.

Однажды к нам на завод пришла телеграмма. Меня вызывали на коллегию министерства для доклада.

Когда мне сообщили о телеграмме, я растерялась: «О чем же я буду говорить? О том, что партийная организация, заводский коллек­тив научили меня, молодую работницу, любить завод, научили бе­режно относиться к социалистической собственности, экономить каж­дую минуту рабочего времени? Рассказать, что мы, уральские рабо­чие, изо дня в день вместе со всей страной боремся за успешное вы­полнение народнохозяйственного плана?..»

Вместе со мной в столицу поехал главный механик Михаил Ни­кифорович Прохоров — старый москвич. В годы эвакуации он был командирован на наш завод, да и остался там. Полюбились ему се­дой Урал, лазурная гладь озер, неповторимая красота Ильменских гор. В пути мы обдумывали мой доклад, обсуждали заводские дела, но больше всего говорили о Москве. Михаил Никифорович с увлече­нием рассказывал мне о столице.

Москва! Как дорога она каждому советскому человеку, как часто думаем все мы об этом чудесном городе, где живет и работает на благо народа великий Сталин!

Незабываемым было для меня знакомство с Москвой. Мрамор­ные подземные дворцы метро, ажурные мосты, огромные здания, те­атры, музеи. Все восхищало меня, приводило в восторг.

Как зачарованная, стояла я на Красной площади. У зубчатой кремлевской стены белеют трибуны. В тишине слышится мерный бой курантов. На башнях сияют рубиновые звезды и золотые шпили. У стены, в окружении вечно зеленых елей — мавзолей. У входа застыли часовые. Здесь вечным сном спит Ленин. Все честные люди мира стремятся сюда, чтобы склонить голову перед гением человечества. Сюда, на Красную площадь, в дни народных празднеств, стремится каждый трудящийся, чтобы увидеть на трибуне великого продол­жателя непобедимого ленинского дела — Иосифа Виссарионовича Сталина.

...Наступил день заседания коллегии Министерства автомобиль­ной и тракторной промышленности.

Волнуясь, я подхожу к трибуне. Рассказала присутствующим, что мне двадцать один год, что родилась в деревне Тургояк, на Южном Урале, на берегу большого горного озера. От названия озера и про­изошло название деревни. Мой отец, как и дед, занимался крестьян­ством и поисками золота. По их рассказам я знаю, какой тяжелой, беспросветной была жизнь крестьян и старателей в дореволюционное время.

И еще я рассказала, как пришла на завод, как меня, подростка, учили мастерству зуборезчицы и как я страстно хотела хорошо рабо­тать для Родины.

После того как я рассказала об опыте своей работы, слово пре­доставили главному механику нашего завода М. Н. Прохорову. Он доложил коллегии, что наш почин помог автозаводу улучшить состояние оборудования. Парк станков работает теперь бесперебой­но. Снизились затраты на ремонт. Закрепление оборудования произ­водится во всех цехах: от механических до внутризаводского транс­порта.

Затем выступили представители Московского автозавода имени Сталина, завода малолитражных автомобилей и других предприятий. Они говорили, что наш почин подхвачен на многих заводах. На од­ном лишь Московском автозаводе взяли оборудование на социалисти­ческую сохранность четыре тысячи рабочих.

Я внимательно слушала все, что говорилось на коллегии. И мне все ясней становилось, какая это могучая сила — социалистическое со­ревнование миллионов советских людей. В нашей стране каждый ря­довой труженик пользуется большим почетом, каждый новый почин, идущий на благо народа, находит дружную поддержку. Коммунисти­ческая партия, товарищ Сталин чутко прислушиваются к предложе­ниям простых людей, заботливо поддерживают их ценное начинание.

После коллегии нас пригласили на автозавод имени Сталина. Много замечательного я увидела в его цехах. Особенно обрадовала меня встреча в цехе коробки скоростей с моим учителем мастером Иваном Петровичем Боровым — лучшим мастером автомобильной и тракторной промышленности. Иван Петрович возглавлял и у нас та­кую же поточную линию. Он налаживал и пускал ее, обучал меня об­работке валов. Иван Петрович засыпал меня вопросами. Я рассказа­ла ему об успехах бригады, о своих подругах и товарищах, которых он отлично помнил, о работе, цеха и всего завода. Когда я сказала, сколько контршафтных валов вырыбатывает наша бригада, Иван Пет­рович удивленно переспросил:

— Это что же, за две смены?

— Да нет, за одну, — с гордостью повторила я. — За одну сме­ну мы теперь научились вырабатывать столько, сколько раньше вы­пускали за две.

Иван Петрович искренне радовался нашим успехам.

Осмотрела я и Московский подшипниковый завод имени Л. М. Кагановича. В одном из цехов познакомилась с лучшей стаха­новкой завода Софьей Турбиной. Долго мы беседовали с ней о ра­боте, учебе. А кончили разговор тем, что заключили договор на со­циалистическое соревнование.

* * *

Вернулась я на родной завод словно окрыленная. С большим волнением подошла к станкам, заправила их и один за другим вклю­чила. Я чувствовала всей своей душой, что мне нужно работать еще

лучше, искать новые пути, добиваться еще более высоких результа­тов.

Не раз я задавала себе вопрос: почему мой почин так быстро подхватили во всех уголках нашей Родины? Ведь то, что сделала я, мог сделать любой. Мой труд, как и труд любого советского человека, подобен ручейку. Эти ручейки сливаются в один поток, становят­ся могучей силой, которая движет наше общее дело вперед.

Коммунистическая партия, советское правительство, товарищ Сталин следят за работой передовиков производства, горячо поддер­живают все новое, что создает наш талантливый народ. Вот почему и новое движение, которое родилось на нашем заводе, так быстро распространилось по всей стране.

Родина! Сколько юношей и девушек со всей силой и страстью молодости вдохновенно трудятся для твоего процветания! Нас мил­лионы, любовно выращенные великой коммунистической партией, родным отцом и учителем товарищем Сталиным. И каждый из нас считает для себя самым дорогим, самым заветным — неустанно тру­диться во имя коммунизма.

 

НИНА АЛЕКСАНДРОВНА НАЗАРОВА

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

В. Михайлов — У мартенов Москвы.... 3

О. Муштукова — Светлый путь....... 21

В. Ворошин — Ростки коммунизма..... 35

Г. Нежевенко — Высокие скорости.... 51

B.Пономарев — Вдохновенный труд.... 65

C. Ахмедова — Наше счастье дал нам Сталин.... 81

А. Загорный — Место в жизни........ 97

И. Белов — Наш вклад в пятилетку.. 111

А Медведев — Свет под землей........ 127

A....... Рийзмаа — Коллектив новаторов 143

М. Рожнева и Л. Кононенко — Радость мирного труда 157

И. Ку приянов — На промыслах «Второго Баку»... 171

И. П одвезько — Нас вдохновляет великий Сталин.. 189

К. Королева — По зеленой улице.... 207

Б. Лежнев — Соревнование продолжается 221

Н. Васильева — Слово о родном заводе 231

B. Уткин — Первая ступень......... 247

Г. Фукалов — Мы — советские доменщики 265

Н. О Л ьшанов — На стройках столицы 281

Д. Макеев — Осуществленная мечта.. 297

Н. Назарова — Для любимой Родины.. 309


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал