Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Недобросовестная конкуренция, формы ее проявления и пресечение
Одним из важнейших направлений государственного регулирования в экономике является антимонопольное регулирование. Необходимость его вызвана тем, что рыночные отношения основаны на конкуренции, которая зачастую может принимать недобросовестные формы; отдельные хозяйствующие субъекты в силу объективных и субъективных причин могут занимать на рынке доминирующее или даже монопольное положение и для достижения собственной выгоды злоупотреблять им; возможны сговоры и согласованные действия конкурирующих и неконкурирующих участников рынка, направленные как против других участников рыночных отношений, так и против потребителей товаров и услуг. Для создания нормальных деловых отношений на рынке государство разрабатывает и реализует меры антимонопольной политики. Для рассмотрения сущности антимонопольного регулирования следует остановиться на содержании основных понятий. Монополия – состояние товарного рынка, на котором действует один производитель или поставщик, который вследствие этого обладает полной рыночной властью. Монополии бывают временными и естественными. Временная монополия – утрачивает свое монопольное положение под влиянием конкуренции или в результате процессов демонополизации экономики. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спора на этом рынке эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства. Такие монополии подлежат обязательному государственному регулированию, в том числе и ценовому. Олигополия – состояние товарного рынка, на котором действует ограниченное число (до 5) крупных хозяйствующих субъектов, и вхождение в этот рынок другим участникам затруднено высокими технологическими и экономическими барьерами. Такая ситуация при видимости конкуренции чревата согласованными действиями участников на рынке по поддерживанию или повышению цен, разделу рынка и т.п. Над такими рынками устанавливается государственный контроль. Монопсония (перевернутая монополия) – состояние товарного рынка, на котором действует один покупатель товаров или услуг. Это состояние характерно для предприятий перерабатывающей промышленности. Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов на рынке. При этом ни один из них не занимает доминирующего положения и не может односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке. Недобросовестная конкуренция – любые направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам или нанести ущерб их деловой репутации. Недобросовестная конкуренция не допускается. Доминирующее положение – исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товаров (услуг), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам – конкурентам. Доминирующим может признаваться положение хозяйствующего субъекта, при котором доля его продукции в общем объеме продаж определенного товара на рынке составляет более 35%. Антимонопольные органы составляют и ведут Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов власти и местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Для пресечения злоупотребления рыночной властью, устранения вредных последствий монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в странах с рыночной экономикой разрабатывается и реализуется антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Первый антимонопольный закон (Акт Шермана) был принят в США в 1890 г., с изменениями и дополнениями действует до настоящего времени. Эффективное антимонопольное законодательство реализуется в Японии, странах Западной и Восточной Европы. Изучение его представляет интерес для сравнения с российским законодательством. В основе российского антимонопольного законодательства лежит Закон РСФСР от 22 марта 1991 года (с наследующими изменениями и дополнениями) “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. В соответствии с ним принят Закон РФ от 17 августа 1995 года “О естественных монополиях”, ряд указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации. Следует иметь в виду, что в Российской Федерации действует только федеральное антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство реализуют антимонопольные органы, создаваемые в соответствии с федеральными законами и наделенные широкими полномочиями. Задачи, функции и полномочия антимонопольных органов определены законами и Положениями об этих органах, утверждаемыми Президентом Российской Федерации. На занятиях следует подробно рассматривать эти вопросы, так как посредством их осуществляется непосредственное государственное регулирование экономики. В систему антимонопольных органов Российской Федерации входят: Федеральный антимонопольный орган (Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – МАП России). Территориальные антимонопольные органы (территориальные управления МАП России), которые действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК России), которая осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в области энергетики. Региональные энергетические комиссии (РЭК) в субъектах Российской Федерации. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте и в области связи возложено на МАП России. Одна из основных задач антимонопольных органов – пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. К незаконным монополистическим действиям хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, в частности относятся: изъятие товара из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не имеющих отношения к предмету договора; включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; - установление монопольно высоких (низких) цен; - необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара; - иные действия, направленные на ограничение конкуренции и (или) ущемления интересов других хозяйствующих субъектов. Незаконным являются также согласованные действия (соглашения) конкурирующих хозяйствующих субъектов, достигнутые в любой форме и направленные на ограничение конкуренции на товарном рынке. В частности, запрещаются соглашения, направленные на: - установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок; - повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; - раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); - ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов; - отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) и др.
Для пресечения указанных монополистических действий хозяйствующий субъект, чьи интересы ущемлены, вправе обратиться в антимонопольный орган или суд. Антимонопольные органы могут по собственной инициативе, в порядке осуществления государственного контроля, пресекать монополистические действия путем возбуждения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и выдачи обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений и восстановлению необходимых условий для конкуренции. Порядок действий антимонопольных органов определен Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ГКАП России № 91 от 25 июля 1996 года и зарегистрированных в Минюсте России 5 августа 1996 года. Существенное влияние на развитие конкуренции оказывают органы исполнительной власти и местного самоуправления. По своему статусу они обладают разрешительными и ограничительными функциями. В таких условиях функции конкурента в отношении них выполняет государство в лице антимонопольных органов. В соответствии с антимонопольным законодательством органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан. В частности, незаконными являются следующие действия: - введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; - установление запретов на продажу, покупку, обмен, приобретение товаров из одного региона (района) в другой или иным образом ограничение права хозяйствующих субъектов на свободное перемещение товаров; - необоснованное предоставление отдельному или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара, и др. Кроме того, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления не могут совмещать свои функции с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять хозяйствующие субъекты функциями органов власти и управления. Противоправными являются также согласованные действия (соглашения) органов власти и управления как с другими властными структурами, так и с хозяйствующими субъектами, направленные на ограничение конкуренции, в том числе по повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), разделу рынка, ограничению доступа на рынок хозяйствующих субъектов и др. Обжалование и пресечение антиконкурентных действий органов власти и управления осуществляется в том же порядке, который действует в отношении хозяйствующих субъектов. Следует более детально рассмотреть незаконные формы недобросовестной конкуренции. Наиболее часто встречаются следующие формы: - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товаров; - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; - продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции или услуг; - получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия ее владельца и др. Пресечение недобросовестной конкуренции осуществляется, как правило, путем предъявления иска в арбитражный суд с требованиями прекращения нарушений, возмещения прямого ущерба или упущенной выгоды, которые являются результатом незаконных действий недобросовестных конкурентов. Некоторые особенности есть в отношении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Согласно Федеральному закону “О естественных монополиях” к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: - транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа по трубопроводам; - услуги по передаче электрической и тепловой энергии; - железнодорожные перевозки; - услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; - услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Региональным законом Приморского края “О локальных естественных монополиях в Приморском крае” к локальным естественным монополиям отнесены услуги коммунального хозяйства, местные морские перевозки, услуги по обеспечению водой и водоотведению и некоторые другие. В отношении субъектов естественных монополий осуществляется дополнительное государственное регулирование по направлениям: - ценовое регулирование в форме определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Действующим антимонопольным законодательством предусмотрено обеспечение государственного контроля за концентрацией капитала и получением за счет этого реальной рыночной власти. В целях предупреждения негативных антиконкурентных последствий концентрации капитала с предварительного согласия антимонопольных органов осуществляется:: - создание холдинговых компаний и финансово-промышленных групп; - создание, слияние и присоединение объединений коммерческих организаций; - слияние и присоединение коммерческих организаций; - ликвидация и разделение государственных и муниципальных унитарных предприятий; - приобретение лицом или группой лиц более 20% голосующих акций в уставном капитале хозяйственных обществ; - получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом более 10% основных производственных фондов другого хозяйствующего субъекта. Законом определены условия, при которых требуется согласие антимонопольных органов, и порядок получения согласия на основе ходатайства юридических или физических лиц. В ряде случаев закон предусматривает направление уведомлений в антимонопольный орган о совершенных сделках и вхождении одного и того же физического лица в органы управления двух и более хозяйствующих субъектов. Эффективное антимонопольное регулирование реально способствует созданию нормальных рыночных отношений и направлено на реализацию функций государства в рыночной экономике.
|