Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное Регулирование рынка ценных бумаг
Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ: 1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий - по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции. 2. При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям - эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании. Государственное регулирование РЦБ включает в себя: · разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов; · разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п. · регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка Задачами государственного регулирования рынка являются: · реализация государственной политики развития РЦБ; · обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов; · создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции: · разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов; · концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка; · создание системы информации о состоянии РЦБ; · создание системы защиты инвесторов от потерь; · контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм; · контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка · предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке; · регулирование рынка государственных ценных бумаг · разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ · арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг. В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка. На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ: · регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии; · аттестация специалистов; · страхование инвесторов; · надзор и контроль за проведением операций; · аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов; · раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством. Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, ЦБ и др. При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган - экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ. Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы: · разработка основных направлений развития регионального РЦБ; · регламентация порядка деятельности: 1) юридически и физических лиц на региональном РЦБ; 2) специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров; · определение обязательный требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению.
|