Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
У с л о в и е м применения нормы является указанная в норме ситуация, с наступлением которой реализуется или может быть реализовано действие, предусмотренное данной нормой.
Наконец, с у б ъ е к т о м нормы является лицо или группа лиц, которым адресована норма. Деление норм на виды носит внелогический характер. Деонтическая логика состоит из множества связанных между собой систем, различие между которыми заключается в средствах анализа деонтических высказываний. Сказанное означает, что не существует особой «логики императивов» и специальной «логики собственно норм». Следовательно, одна и та же система норм может использоваться для анализа логического поведения любого содержания. Деонтическая логика имеет долгую историю. Первые систематические попытки исследования деонтических высказываний принадлежат Г.Лейбницу. Он попытался проследить природу деонтических высказыванийи логических отношений между ними. Однако результаты его исследований не произвели особого впечатления на современников. И только в XVIIІ ст. английський ученый И. Бентам обращается к проблематике, которой занимался Г. Лейбниц, и выдвигает идею создания логики повелений. Подлинная история деонтической логики началась в ХХ ст. благодаря работам Е. Мали. Он попытался аксиоматически описать деонтические понятия и создать систему деонтической логики. Через четверть столетия, в 1951 г., благодаря работе Г. фон Вригта «Деонтическая логика», возникает современная деонтическая логика. В ней описываются основные проблемы, формулируются направления их решения, систематизируются основные деонтические категории, закладываются основы разработки языка деонтической логики.
а) Характеристика деонтического высказывания С первых попыток исследования деонтических высказываний логиков и философов обуревали сомнения по поводу возможностей построения деонтической логики. Фактически это и стало причиной того, что результаты исследования Лейбницем понятий «разрешено», «обязательно», «запрещено», «безразлично» и его попытки связать перечисленные понятия с основными положениями логического учения Аристотеля были скептически восприняты учеными того времени. Считалось, что логика имеет дело с высказываниями, которые являются истинными или ложными, а отношение логического следования предусматривает систематизацию именно таких высказываний. Деонтическим же высказываниям не перисущи истинностные значения (последние тесно связаны с миром независимых от сознания явлений), а потому невозможно построить из них рассуждения, в основе которых лежало бы отношение логического следования. В истории логики данная проблема получила название дилеммы Йоргенсена по имени датского философа и логика Й. Йоргенсена. Несмотря на то, что деонтические высказывания не обладают значениями истинности или ложности, в практике рассуждений можно столкнуться с ситуациями, в которых формулируют выводы, элементами которых оказываются императивы. Например: 1. «Соблюдайте правила игры в шахматы в шахматных турнирах»; 2. «Вы - участник шахматного турнира»; 3. «Поступайте в соответствии с правилами шахматной игры». Как видим, заключение с императивными отличиями может быть получено из посылок, среди которых присутствуют императивы. Дискуссии вокруг «дилеммы Йоргенсена» посвящена солидная литература. Среди разнообразных точек зрения можно найти синтезирующую, в соответствии с которой противоречие между обычным определением логического следования в терминах истинностных значений и разрешением строить рассуждения с использованием деонтических высказываний, не являющихся носителями подобных значений, разрешается либо путем установления связи деонтических высказываний с дескриптивными, либо путем расширения понятия логического следования. «Дилемма Йоргенсена» и дискуссии вокруг нее показали, что деонтические высказывания имеют своеобразную природу (отличающую их от дескриптивных высказываний) и так же своеобразно ведут они себя в логическом процессе. И это вполне естественно – ведь между ними существует внутренняя связь, детерминирующая их аналих и построение деонтической логики. Любому деонтическому высказыванию можно сопоставить параллельное ему дескриптивное высказывание, выражающее содержание повеления или команды. В связи с этим за каждым деонтическим высказыванием следует видеть два фактора:
|