Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные категории прав человека
Права человека как наука и учебная дисциплина имеет свои категории. В их числе: свобода, равенство, солидарность, гуманизм, равноправие, права гражданина, права другого, обязанности человека и другие. Основными категориями выступают категории свободы и равенства. В связи с этим раскроем их более конкретно. В четвертой статье французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода определяется «как возможность делать все, что не приносит вреда другому». Каково же содержание свободы и как она связана с правами человека? Спектр концепций, пытающихся определить понятие свободы и равенства, как основных категорий прав человека, необычайно широк. Они различаются не только на уровне разных философско-правовых направлений, но и в рамках каждого из этих направлений. Приведем отдельные высказывания представителей данных направлений. З.Нойбауэр: «Свобода в сущности понятие негативное; оно означает отсутствие каких-либо ограничений, принуждений, давлений, повиновений, обязанностей, и, следовательно, как раз того, что является основой государства. Отсюда ясно, что немыслимо государство с абсолютной свободой. В политической теории и практике речь может идти только об относительной свободе»[29]. По мнению Д.Хитера, действительная свобода человека выражается не в позитивных действиях лица, критерием служит свобода «от чего-либо» (свобода от дискриминации, от преследования за свои убеждения и т.п.)[30]. Аналогичную позицию занимает М.Крэнстон. Д.Лукас подчеркивает эфимерность абстрактно понимаемой свободы, хотя ему и не удалось прийти к истинно научному, конкретному и объективному пониманию свободы[31]. Ф.Оппенгейм подчеркивал идеалистический характер и ошибочность стремления определить категорию свободы при помощи логических связей, общих понятий без учета материального содержания свободы личности в конкретных общественных условиях[32]. Д.Милн подчеркивал, что основным содержанием личной свободы является экономическая свобода, которая, в его понимании, сводится к свободе частного предпринимательства – необходимого условия свободного общества[33]. Ф.Энгельс писал: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей»[34]. И.Кант утверждал, что свобода есть «единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду»[35]. Свобода не существует без человека, а человек как личность не может существовать без свободы, в правах же даны направления и границы ее внешнего выражения. Существуют три способа опосредствования свободы через права человека. В одном случае человек ограждается от каких бы то ни было произвольных вмешательств в его личную сферу, в том числе и со стороны общества и представляющей его политической власти. Права на неприкосновенность личности, защиту чести и репутации, неприкосновенность жилища и другие служат материалом, из которого «строится» своего рода юридическая крепость, обеспечивающая свободу человека как личную безопасность. В другом случае определяются рамки активности человека в той или иной сфере жизнедеятельности и такие, например, права, как право на свободу творчества. Третий способ состоит в обеспечении свободы от унижающего человеческое достоинство существования, безработицы, экологического неблагополучия, других негативных явлений посредством реализации социально-экономических прав. Свобода возникает только с изменением человека. Ее нельзя создать посредством институтов, насильственно введенных в сообщество не претерпевших изменения людей; она связана с характером коммуникаций, связей и общения между готовыми измениться людьми. Поэтому свобода как таковая не может быть запланирована, но люди при правильной постановке и решении конкретных задач сообща приобретают свободу. Свобода единичного человека – при условии, что все люди будут свободны, возможна лишь в случае, если она может существовать наряду со свободой для всех остальных. В нравственном отношении свобода проявляется именно в открытости взаимного общения. Она начинается тогда, когда в государстве, в котором человек живет, вступают в действие принятые законы. Такая свобода называется политической свободой. В конечном итоге свобода может быть завоевана только в том случае, если власть преодолевается правом. Свобода должна быть тесно сопряжена с ответственностью. Она невозможна без дисциплины и самообладания. Потеря всякой дисциплины в народе, всякой способности к самоуправлению и самоограничению превращает народ в стадо диких зверей. Неумение управлять собой, ограничивать свои интересы и подчинить их целому есть знак рабского состояния и ведет к разделению общества. Свободный человек не насилует, не похищает, он всем дарует свободу. Кто совершает насилие, кто постоянно ворует, тот еще крепостной. И только те, кто остается рабами в душе, могут относиться к своему государству, как к чужому, навязанному им, враждебному[36]. В государстве и обществе первым условием всякой свободы является наличие ответственности всех чиновников государства перед населением за все свои служебные действия по отношению к каждому из граждан перед обыкновенными судами и по общему праву. Второе – это наличие ответственности всех граждан за организованность в обществе, за отсутствие хаоса. В общем, как писал Цицерон, власть и свобода неотделимы друг от друг, т.к. в противном случае получается либо деспотизм, либо анархия. Категория свободы в философском мышлении тесно связана с категорией равенства. Категория равенства провозглашена Декларацией прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г. Ее первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах». Все современные конституции западных стран, а также практика судебных органов, рассматривают категорию равенства как основополагающую в системе прав человека и гражданина, тесно связанную с категорией равноправия. Налицо различные подходы со стороны мыслителей. Так, видный ученый из Англии Д.Маршалл считает, что равенство является только одной из целей, к достижению которой стремится либеральная демократическая общественность. Другие идеологи формальными гарантиями свободы и равенства прикрывают фактическое отсутствие свободы и равенства трудящихся. В.И. Ленин писал: «Равенство есть пустая фраза, если под равенством не понимать уничтожение классов. Классы мы хотим уничтожить и в этом отношении мы стоим за равенство. Но претендовать на то, что мы сделаем всех людей равными друг другу, это пустейшая фраза и глупая выдумка»[37]. Что же касается принципа равноправия, также определяющего границы использования прав человека, то его содержание существенно меняется в связи с признанием, наряду с гражданскими и политическими правами, социально-экономических прав. С точки зрения современных общечеловеческих стандартов обеспечения прав человека и осуществления принципа равноправия необходимо, чтобы не только совмещалась свобода – активность одного лица со свободой – активностью другого. Должен быть создан оптимальный баланс между свободой одних субъектов и социальной защищенностью других. Такое равноправие означает: равные возможности гарантированного уровня социальной защищенности для всех членов общества. В общем, выраженные в правах человека свобода, равенство и равноправие служат утверждению достоинства личности и обеспечивают в конечном итоге для каждого человека достойные условия для существования. Принцип солидарности означает, что все международное сообщество несет ответственность за совместную и коллективную защиту прав человека. Права человека не могут существовать без солидарности между людьми[38]. Обеспечение этих прав является не только законной заботой, но одной из основных задач международного сотрудничества. Эта солидарность должна выражаться на всех уровнях общественной жизни, во всех сообществах, к которым мы принадлежим как на национальном, так и на международном уровнях[39].
|