Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы прав человека
Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека. Они определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, объединяют в целостную систему существенные, устойчивые и универсальные элементы прав и свобод человека. Принципы определяют также отношение самого человека к своим правам и правам других людей, регулируют его деятельность, связанную с уважением, поощрением и защитой прав и свобод. Среди белорусских исследователей прав человека существуют различные подходы к данной проблеме. Так, авторы-составители учебного пособия «Права человека» Кацубо С.П., Кучвальская И.В., Лугвин С.Б. придерживаются мнения, что основополагающими принципами прав человек являются: гуманизм, свобода, равенство и равноправие[41]. В пособии «Права человека», подготовленном автором монографии и изданном в 1996 году, так же указаны принципы гуманизма, свободы, равенства и равноправия[42]. Член-корреспондент НАН Беларуси Евменов Л.Ф. в своих работах[43] подвергает критике выделение таких принципов и со своей стороны предлагает следующие, а именно: принципы универсальности и различия, неделимости и делимости (автономности), равенства и неравенства, неотчуждаемости и отчуждаемости. Он считает, что проблема принципов прав человека «до сих пор весьма неопределенно и вразнобой трактуется в международной идеологии прав человека и отсутствует в понятийном аппарате международных и региональных актов по правам человека …». Такая ситуация, по его мнению, негативно сказывается не только на общих идеологических установках, политико-правовых нормах и стандартах в области прав человека, усугубляя во многом их размытость и декларативность, но и на эффективности самой международной правозащитной деятельности. Ученый подвергает резкой критике деятельность ООН, других правозащитных организаций, связанную с разработкой принципов прав человека. Он считает, что ООН еще далеко до серьезной разработанности проблемы фундаментальных принципов прав человека. Одновременно достается и всем исследователям, занимающимся изучением проблемы прав человека. Не углубляясь в эту проблему, отметим, что в действительности существуют различные подходы к проблеме принципов прав человека. Первый, базисный подход отражен в Уставе Организации Объединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Пакте о гражданских и политических правах, в других международных документах[44]. В них нашли закрепление важнейшие принципы прав человека, хотя сам этот термин здесь не называется. Это – принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой личности достоинства; веры в ценность человека, его прав и свобод; принцип всеобщности, или универсальности прав человека; принцип равноправия мужчин и женщин в их правах; уважения, поощрения и соблюдения прав человека; принцип активных действий всех государств, направленных на полное осуществление всех прав и свобод гражданина и человека. Права человека во многом основаны на принципах свободы и равенства[45]. Стержневым в этой системе принципов прав человека по-прежнему остается принцип универсальности, утверждающий их принадлежность всему роду человеческому. В основе понимания прав человека как универсального целостного феномена лежит, как известно, философское учение о единстве человечества, единых истоках и общих законах его развития (Ф.Вольтер, И.Г.Гердер, Т.Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Луи Монтескье, И.Кант, К.Ясперс, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, П.Соркин и др.). При этом универсальность и всеобщность прав и свобод человека имеет несколько измерений. Во-первых, все люди, без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, право на свободу убеждений и т.д. – это общие права и свободы всех людей вне зависимости от политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит. В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. В-четвертых, проблема прав человека – всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод нашло свое отражение в документах Международной конференции по правам человека (1993 г.), которые однозначно определили, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы». Генеральный секретарь Совета Европы Катрин Лялюмьер решительно утверждала универсальность прав человека… «тех прав, которые в сущности являются правами, принадлежащими всем человеческим существам, каждой женщине, каждому мужчине и каждому ребенку где бы они не жили на этой земле»[46]. В докладе на Всемирной конференции по правам человека (1993 г.) она заявила: «Универсальность прав человека оставляет место их различию»[47]. Позиция Бутроса Бутроса Гали (Генерального секретаря ООН): «Права человека являются общими для всех членов международного сообщества… Они учат нас прямо и категорично, что мы в одно и то же время одинаковы и разные»[48]. Между тем принцип универсальности, несмотря на его всеобщее признание, до сих пор продолжают оспаривать отдельные политики, идеологи, ученые. К примеру, академик Моисеев Н.Н.[49] И речь идет не только о представителях исламского мира, которые в данном вопросе проявляют особую активность. К ним примыкают также некоторые идеологи христианства и буддизма, а если точнее – апологеты антидемократических политических режимов. И все же большинство, в том числе и в странах Азии придерживаются мнения, что когда речь идет о правах человека, не существует никаких особых азиатских прав. Выражая свою и их позицию Явада Зариф, выступая на пленарном заседании Венской всемирной конференции в качестве представителя исламской республики Иран, однозначно и безусловно поддержал идею универсальности прав человека. Он сказал: «Согласно божественной логике, права даются не соглашением или договором, а дарованы человеческому созданию их творцом. Они универсальны, независимы от условий, им чужды границы, будь они временны или географически, не зависят от пола или других каких-то внешних качеств и барьеров»[50].
|