Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. ООН и юнеско о необходимости образования правам человека
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ООН и ЮНЕСКО о необходимости образования правам человека Позиция Организации Объединенных Наций по проблемам образования правам человека изложена в ряде принятых ею документов. Принципиальную важность имеет Всеобщая декларация прав человека и резолюция, принятая ООН 23 декабря 1994 г.[107] Так, в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека рассматривается право на образование в качестве важнейшего права человека. В ней записано, что «высшее образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Таким образом, по замыслу авторов Всеобщей декларации прав человека, осуществление права на образование помогает не только решению сложного комплекса образовательных проблем, но также направлено на распространение знаний, воспитание уважительного отношения и, следовательно, на проведение в жизнь признанных международным сообществом прав и основных свобод человека. Выполнение этой важной задачи возложено на государство, межгосударственные и неправительственные организации, образовательные и просветительские учреждения, правоохранительные органы, средства массовой информации, всех тех, кто должен и может в силу занимаемого положения служить делу распространения знаний о правах человека. Я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН в своей резолюции 49/184 от 23 декабря 1994 г. объявила 10-летний период, берущий начало с 1 января 1995 г., Десятилетием ООН, посвященном правам человека. Учитывая принципиальную важность данного документа, остановимся на некоторых наиболее важных его положениях. Генеральная Ассамблея провозгласила десятилетний период, начинающийся с 1 января 1995 г., Десятилетием образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и поддержала план действий на Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995–2005 г.г.), который включал пять основных целей: - оценку потребностей и выработки стратегий для большего прогресса в образовании по правам человека на уровне общеобразовательных школ, лицеев и гимназий; - создание новых и усиление существующих программ, а также создание условий для образования в области прав человека на международном, государственном, региональном и местном уровнях; - совместная разработка материалов по образованию в области прав человека; - увеличение объема и роли СМИ в содействии образованию в области прав человека; - всеобщее распространение Всеобщей декларации прав человека. Генеральная Ассамблея призвала все правительства вносить свой вклад в осуществлении Плана действий и активизировать их усилия в целях ликвидации неграмотности и направления образования к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам; правительственные и неправительственные учреждения, занимающиеся вопросами образования, – активизировать свои усилия в целях разработки и осуществления программ по образованию в области прав человека, как это рекомендовано в Плане действий, в частности, путем подготовки и осуществления национальных планов в области прав человека. Одновременно попросила Верховного комиссара Организации Объединенных Наций координировать осуществление Плана действий. Генеральная Ассамблея призвала правительства представить свои комментарии с целью усовершенствования Плана действий на Десятилетие и внести свой вклад в его осуществление. Мировая общественность отмечает значительный вклад ЮНЕСКО в области образования правам человека. За почти 60 лет своей деятельности эта авторитетная организация приняла десятки конвенций, деклараций и рекомендаций[108]. Принципы и цели ее деятельности были впервые сформулированы в Итоговом документе Венского конгресса по вопросам образования в области прав человека, созванном ЮНЕСКО в 1978 г. Программа и долгосрочная стратегия ЮНЕСКО в области образования по правам человека была закреплена в Мировом плане действий по образованию в области прав человека и демократии, принятом на Монреальском международном конгрессе по образованию в области прав человека и демократии, организованном ЮНЕСКО совместно с Центром ООН по правам человека и Канадской Комиссией ЮНЕСКО в 1993 г. Мировой план определил следующие направления в просветительной деятельности ЮНЕСКО: распространение знаний о правах человека через образование и информацию, учреждение Комитета по контролю за выполнением Программы, усиление роли Добровольного фонда ЮНЕСКО. Новые задачи ЮНЕСКО в образовательной деятельности по правам человека были сформулированы в Мировом плане действий в рамках Десятилетия, провозглашенного резолюцией 49/184 Генеральной Ассамблеи ООН декадой образования в области прав человека, начиная с 1 января 1995 г. по 2004 г. Детальный план действий по обучению правам человека, в разработку которого важный вклад внесла ЮНЕСКО, ориентирован на международные организации, государства, общественные организации и рассматривает образование как длительный процесс, включающий обучение и информацию в целях создания культуры прав человека как общего языка человечества. Формирование культуры прав человека означает содействие осознанию каждой личностью необходимости обладания всем комплексом прав человека. Укрепление уважения всех народов, независимо от уровня развития, всех социальных групп общества, разработку методов и способов гарантии такого уважения в любом обществе. План обязывает ЮНЕСКО осуществлять совместно с Верховным комиссаром по правам человека и Центром по правам человека ООН предварительное исследование и оценку национальных образовательных программ по правам человека, инициатив на международном, региональном и национальных уровнях для подготовки последующего доклада по результатам исследования и оценки реальной ситуации. Таким образом, если обобщить содержание вышеизложенных документов, то в качестве основной задачи ЮНЕСКО следует указать установление всеобъемлющей системы образования и обучения в области прав человека, демократии и мира, направленной на мобилизацию физических лиц, а также общественных организаций и правительственных учреждений, СМИ для того, чтобы каждый человек мог получить образование и соответствующее обучение. ЮНЕСКО оказывает содействие государствам-членам в разработке национальной стратегии, особенно в отношении учебных программ, учебников, методов преподавания, деятельности образовательных центров и институтов с целью реализации прав человека и демократии, воспитания в духе терпимости, уважения разнообразия культур. К наиболее важным формам осуществления просветительной деятельности ЮНЕСКО относятся следующие: А. Подготовка и распространение образовательных материалов и пособий, что является приоритетным. В частности, ЮНЕСКО издала в 1997 г. учебное пособие по правам человека для университетов на различных языках, включая русский. В этом же году опубликована и русская версия такого образовательного издания, как «Права человека. Вопросы и ответы». Весьма важный материал, касающийся кодификационной деятельности ЮНЕСКО, содержится в периодически издаваемых Основных международных документах по правам человека (Major International Human Rights Instruments), последний из которых UNESCO and Human Rights. Standart – Setting Instruments. Major Meetings Publications (ЮНЕСКО и права человека. Правовые стандарты и основные материалы Конференций), опубликованный в 1999 г., содержит не только конвенции, декларации и рекомендации по правам человека, принятые в рамках ЮНЕСКО, но и итоговые документы важнейших международных конференций, созванных ЮНЕСКО или в сотрудничестве с ней, а также справочно-библиографический материал, касающийся публикаций ЮНЕСКО по правам человека и демократии, мира и терпимости с 1949 по 1998 г., перечень международных конференций ЮНЕСКО по правам человека универсального и регионального характера за указанный период, перечень кафедр ЮНЕСКО по правам человека, демократии и мира, перечень государств – членов ЮНЕСКО и ассоциированных членов. Публикации ЮНЕСКО также касаются отдельных социальных групп и грубых нарушений прав человека. К ним относятся специальные журналы «Курьер ЮНЕСКО», в английском варианте «Children in Danger» (Дети в опасности), «Protecting Children from Scourge of War» (Защита детей от ужасов войны), а также изданный в 1999 г. сборник «Human Rights of Women. A Collection of International and Regional Normative Instruments» (Права женщин. Сборник международных и региональных нормативных инструментов) и в 2001 г. United to Combat Racism (Объединение в целях борьбы с расизмом), Причем специфика последних изданий выражается в том, что в них содержатся статьи известных международных экспертов, характеризующих механизм международно-правовой защиты указанных прав на универсальном и региональном уровнях, а также весь комплекс международно-правовых документом по данному вопросу, принятых в рамках универсальных (ООН, ЮНЕСКО, МОТ) и региональных международных организаций и международных конференций, созванных под эгидой ЮНЕСКО. Большой справочный материал имеется в A guide to Human Rights (Руководство по правам человека), изданном ЮНЕСКО в 2001 г., где дается краткая характеристика всех международно-правовых документов по правам человека, международных организаций и их структурных подразделений, занимающихся правами человека, международных контрольных органов по правам человека, международных конференций, международных декад и юбилейных дат, посвященных конкретным событиям, относящимся к правам человека.
|