Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Преподавание прав человека.
В просветительной функции ЮНЕСКО преподавание прав человека занимает особое место как важная форма содействия обеспечению прав человека, закрепленная в ее Уставе. Поэтому уже в 1950 г. ЭКОСОС ООН в резолюции 314 (XI) предложил ЮНЕСКО в школах, а также путем разработки программ образования для взрослых, используя печать, радио, кино, поощрять преподавание прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. Роль ЮНЕСКО в преподавании прав человека подчеркивалась Комиссией по правам человека ООН, которая в 1971 г. просила ЮНЕСКО изучить целесообразность преподавания прав человека как самостоятельной дисциплины с целью содействия пониманию и изучению прав человека на университетском уровне, а затем на иных формах образования. Стратегия ЮНЕСКО в этой области вырабатывалась на международных конгрессах, созываемых с конца 70-х годов XX века. Так, на Первом Международном конгрессе по преподаванию прав человека, проходившем в Вене в 1978 г., где присутствовало более 100 экспертов – преподавателей, правозащитников и правительственных чиновников, была принята рекомендация о разработке 6-летнего плана по образованию в области прав человека, проведении предварительного исследования о возможности разработки Конвенции о преподавании прав человека и образования в этой области, создании добровольного фонда в целях расширения знаний о правах человека путем обучения и информации. На Втором Международном конгрессе по образованию, информации и документации в области прав человека, проведенном в 1987 г. в Мальте, была принята Рекомендация Генеральному директору ЮНЕСКО сотрудничать с государствами-членами в разработке программ всеобъемлющей системы преподавания и образования в области прав человека, доступной для всех категорий населения, охватывающей все уровни образования при участии различных общественных организаций и средств массовой информации. Кроме того, в ходе работы конгресса широко обсуждались вопросы, связанные с подготовкой и защитой прав преподавателей и научных исследованиях в области прав человека. Доклады Генерального директора по реализации рекомендаций конгресса рассматривались на сессиях Генеральной конференции ЮНЕСКО. Ключевую роль в разработке стратегий ЮНЕСКО сыграл Монреальский международный конгресс по обучению правам человека и демократии, организованный, как указывалось выше, ЮНЕСКО совместно с Центром по правам человека ООН и Канадской национальной комиссией по делам ЮНЕСКО в 1993 г. Конгресс, в котором участвовало более 250 специалистов из 60 стран, в том числе представители неправительственных организаций, принял Всемирный план действий по обучению правам человека и демократии, определивший цели образования и способ выполнения. ЮНЕСКО с первых лет своей просветительной деятельности в качестве приоритетной цели определила для себя подготовку учебной литературы в области образования по правам человека в рамках высшего и неформального образования. Так, уже в 1951 г. ЮНЕСКО опубликовала первое педагогическое пособие «Всеобщая декларации прав человека: документация и педагогические советы», которое было переведено на 8 языков. Среди публикаций 1990-х годов следует отметить такие образовательные издания, как «Демократия: вопросы и ответы», «Права человека: вопросы и ответы», опубликованные на 12 языках, включая русскую версию. В 1997 г. было издано «Учебное пособие по правам человека» для университетов, обобщающее опыт различных стран в области университетского образования по правам человека. Издан второй том руководства по правам человека для университетов «Права человека: концепции и стандарты». В 2000-2001 гг. были опубликованы два издания справочного характера: «Права человека. Основные международные акты. Положение на 31 мая». С 1987 г. ЮНЕСКО публикует «Всемирный справочник исследовательских и обучающих организаций в области прав человека», который дает информацию о темах исследований и специалистах, работающих в области прав человека, что способствует установлению контактов и сотрудничеству между организациями и учреждениями, работающими в области прав человека. Реализацией Рекомендации Монреальского Плана действий было учреждение Генеральным директором ЮНЕСКО в 1994 г. Консультативного Комитета по образованию в области прав человека, демократии и мира. Комитет рекомендовал ряд мероприятий в отношении проведения всеобщего мониторинга реализации всех соглашений ЮНЕСКО и ООН по правам человека, демократии и мира. Свою деятельность по пропаганде образования в области прав человека, демократии и мира ЮНЕСКО осуществляет в тесном сотрудничестве с созданными по ее инициативе кафедрами по правам человека, мира и демократии и ассоциированными школами ЮНЕСКО. Основной целью кафедр ЮНЕСКО является содействие современным системам исследования, обучения и информирования по правам человека, развитие сотрудничества между исследователями и преподавателями прав человека на национальном и международных уровнях. Выполнению этой задачи способствует совещание кафедр ЮНЕСКО, ежегодно проводимых, начиная с 1998 г., в Штадшлайнинге (Австрия) при участии Национальной комиссии Австрии по содействию ЮНЕСКО, на котором (май 2000 г.) было подписано соглашение о сотрудничестве между кафедрами ЮНЕСКО. В рамках данного совещания начал издаваться Бюллетень кафедр ЮНЕСКО. В настоящее время учреждено 500 университетских кафедр ЮНЕСКО в 113 государствах-членах. В Республике Беларусь первая кафедра была создана в 1994 г. на основе соглашения между ЮНЕСКО и Белгосуниверситетом при кафедре международного права. Кафедра ЮНЕСКО БГУ по правам человека и демократии впервые в республике ввела изучение, преподавание прав человека в качестве самостоятельного спецкурса на юридических факультетах, разработала программу спецкурса «Право прав человека», подготовила два учебных пособия по правам человека. Белорусские кафедры ЮНЕСКО организуют и участвуют в республиканских и международных семинарах и конференциях по правам человека. Так, кафедра ЮНЕСКО по культуре мира и демократии Республиканского института высшей школы БГУ организовала при содействии национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО международный семинар «Образование для всех – Дакарские рамки действия в Беларуси» (январь 2002). Основной задачей ассоциированных школ ЮНЕСКО, включающих в настоящее время 6782 школы в 170 странах, является распространение информации и изучение международных документов по правам человека, особенно Конвенции по правам ребенка 1989 г. Система ассоциированных школ ЮНЕСКО (САШ) активно участвует в мероприятиях ЮНЕСКО по правам человека. Так, при проведении ЮНЕСКО Международного года культуры мира сетью САШ были собраны сотни тысяч подписей в пользу «Манифеста 2000», учреждена специальная «Премия за вклад в дело мира», дизайн которой был выполнен учащимися художественных училищ Финляндии. Началось осуществление нового субрегионального проекта «Мирные альтернативы – урегулирование конфликтов посредством образования» для того, чтобы привлечь ряд школ сети САШ в Юго-Восточной Европе к участию в осуществлении совместных проектов и обмену опытом, установлении партнерских связей между школами. В Республике Беларусь действуют 57 ассоциированных школ ЮНЕСКО, объединенных в 1991 г. в Белорусскую ассоциацию клубов ЮНЕСКО. В 1995 г. в рамках Ассоциации была создана группа по конфликтологии, деятельность которой направлена на осуществление проекта «Образовательная деятельность в сфере конфликтологии и образования в духе мира». В рамках данного Проекта организуются семинары и конференции. Следует отметить, что ЮНЕСКО с целью активизации работы университетских кафедр, ассоциированных школ и других общественных учреждений утвердила Премию за деятельность в области образования по правам человека. Из сказанного можно сделать следующие выводы: 1) Программа ООН «Десятилетие обучения правам человека» является важнейшим документом в области обучения правам человека, руководством к действию для государств и общественных организаций, научных центров на ближайшие годы. 2) Анализ деятельности ЮНЕСКО в области прав человека позволяет сделать вывод о том, что она вносит весомый вклад в разработку международно-правовых гарантий обеспечения прав человека в сфере образования, науки, культуры, информации и коммуникации, инициирует и формулирует новейшие способы и методы их реализации с учетом современных тенденций и потребностей международного сообщества, воздействуя, таким образом, на формирование национальной политики государств. Причем, в каждой области своей компетенции функционирование ЮНЕСКО связано с такими ценностями, как справедливость, солидарность, терпимость, уважение прав человека, демократические принципы и базируется на принципах универсальности (образование для всех без какой-либо дискриминации), разнообразия (культур, средств информации и обмена научными и интеллектуальными достижениями), достоинства (уважение человеческого достоинства).
|