Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие системы обучения правам человека
В Беларуси, как нами уже отмечено в параграфе втором, накоплен значительный опыт преподавания учебной дисциплины по правам человека. При всем положительном, что имеется в работе системы образования по правам человека в вузах страны, нельзя не заметить и отрицательных тенденций, которые усилились в последнее время. О них сказано в статье автора «Преподавание прав человека: опыт, методика, перспективы»[124] и в аналитической записке в адрес управлений высшего и среднего специального образования и социальной, воспитательной работы Министерства образования автором монографии в 2004 г. 1. Это прежде всего тенденция на «юридизацию прав человека». По сравнению с 1998/1999 учебным годом, многими преподавателями все больше делается упор на то, что новая дисциплина – это юридическая дисциплина. Тем самым игнорируется духовно-нравственная их сущность, отвергается подход, в соответствии с которым права человека – интегральная социально-общественная дисциплина, которая имеет свой предмет изучения, научный аппарат, отличительные черты и категории. В Инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Аб вывучэннi спецыяльных курсаў «Правы чалавека», «Правы дзiцяцi» у вышэйшых навучальных установах у 1998/1999 навучальным годзе» записано: «Необходимо отметить, что современная концепция преподавания прав человека исходит из того, что она не должна быть сведена только к рассмотрению юридических аспектов прав человека. Она исходит, прежде всего, с уяснения об их этическом характере». В системе образования необходимо изучать права человека как явление мировой культуры и цивилизации. В изданном в 1996 году учебном пособии для вузов первая глава так и названа «Права человека – явление мировой культуры и цивилизации». Отход от такого подхода не продуктивен, наметившаяся тенденция носит отрицательный характер. Хотя, безусловно, под преподавание прав человека должна быть подведена необходимая юридическая база. 2. Конкретнее по спецкурсу «Право прав человека» для юридических факультетов. Название надуманное. Большинство тем взято из спецкурса «Права человека». Так что не ясно, чем этот спецкурс отличается от спецкурса «Права человека». Возникает и другой вопрос. Почему студенты-юристы лишены возможности изучать права человека? Они должны прежде всего их изучать, а потом уже то, что необходимо, исходя из специфики вуза, факультета. В общем, преломление прав человека к специфике юридических вузов и факультетов пока оказалось неудачным, потому что проигнорирован основной принцип: права человека для всех, знание прежде всего прав человека всеми. Этот принцип, кстати, заложен в рекомендациях ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы по вопросам обучения правам человека. 3. Сказываются и другие неверные методологические подходы: сужение богатой социально-воспитательной проблематики спецкурса, попытки ее сведения до сугубо юридических вопросов, либо философских дефиниций; имеет место определенное противопоставление прав человека и прав ребенка; игнорирование таких аспектов прав человека, как политологический, культурологический и исторический. Налицо отход от принципов образования в области прав человека, разработанных ЮНЕСКО, Международной конференцией по правам человека 1993 г. и Кабинетом Министров государств – членов Совета Европы от 14 мая 1985 г. 4. На многих факультетах, особенно технического и экономического профиля, учебная программа спецкурсов сокращена до 10 часов, что делает его неполноценным. Такой подход не позволяет студентам овладеть необходимой суммой знаний. К тому же расширяется практика отмены зачетов по итогам учебного курса. Выход в преодолении негативных процессов мы видим в развитии системы образования правам человека в целом. Одно из направлений развития – совершенствование структуры и содержания учебного курса. Предлагаем разработанный автором монографии его оптимальный вариант. В основе его программа обязательных спецкурсов, разработанная в 1998 г. Вместе с тем она обогащена новыми темами, лекционный материал по которым был прочитан студентам мною в последние 2-3 года. В частности, «Права человека в XXI веке: состояние, особенности и тенденции развития, пути реализации», «Защита прав человека в условиях международного терроризма и вооруженных конфликтов», «Правозащитное движение – фактор международной защиты прав человека», «Роль гражданского общества в реализации прав человека». К ним проявляют большой интерес студенты. Данная проблематика нашла отражение в учебно-методической литературе, подготовленной в 2002-2005 гг.[125] Предлагаемый вариант структурирован, имеет два раздела. Раздел первый – «Права человека: сущность, структура, история идей»; раздел второй – «Права человека: состояние и роль в современном обществе, механизмы защиты, проблемы и пути реализации». Первый раздел включает следующие темы: теория прав человека: предмет, метод и функции; права человека – феномен мировой культуры и цивилизации; история идей и представлений о правах человека; современная структура прав человека; всеобщность и универсальность прав человека; права человека и права социальных общностей; права человека как общечеловеческая ценность. Второй раздел включает следующие темы: права человека в XXI веке: состояние, особенности и тенденции развития, пути реализации; международная защита прав человека; защита прав человека в условиях международного терроризма, вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций; правозащитное движение – факто международной защиты прав человека; роль гражданского общества и реализация прав человека; становление социального правового государства – необходимое условие обеспечения прав человека; юридические механизмы защиты прав и свобод человека; права человека в Республике Беларусь: состояние, механизмы защиты, проблемы реализации; культура прав человека и роль образования в ее формировании. По каждой теме предусматривается лекция. Узловые вопросы каждой из них и методика преподавания излагаются нами в 3 главе монографии. В целом программой учебного курса предусмотрено 15 лекций и 10 семинарских занятий, проводятся на IV или V курсах высших учебных заведений. Литература, предлагаемая к темам учебного курса, обогащена за счет изданий 2001-2006 гг.[126] Учебный курс завершается экзаменом. Дополнительно заметим, что в учебном процессе необходимо учитывать специфику курсов «Права человека» для различных ВУЗов и факультетов. Наиболее полно она отражена в учебной программе спецкурса «Право прав человека», читаемого студентам юридических ВУЗов и факультетов. В ней отражены следующие принципиальные положения, наиболее важные для будущего правоведа: 1. Становление и развитие концепции прав человека и ее закрепление в законодательстве государств различных систем. 2. Роль Декларации независимости 1776 г., Билля о правах 1791 г. США, французских деклараций прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. в формировании современной концепции прав человека. 3. Кодификационный процесс в области прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. 4. Принципы прав человека и их трактовка в Уставе ООН, в Пакетах о правах человека 1966 г., в итоговых документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Всемирной конференции по правам человека 1993 г. 5. Классификация прав и свобод человека. Индивидуальные и коллективные права. Права и обязанности. 6. Правомерные ограничения прав и свобод человека. Их трактовка во Всеобщей декларации прав и свобод человека и Международных пактах о правах человека 1966 г. 7. Становление и развитие международной защиты прав человека в современном международном праве. 8. Понятие и функции международной защиты прав человека. 9. Универсальные международные механизмы по правам человека. 10. Контрольный механизм за соблюдением универсальных международных стандартов по правам человека. Реализация предложенных идей не исключает того, что студентам-юристам необходимо давать основные элементы современной философии и идеологии прав человека. Реализация оптимальной модели учебной дисциплины «Права человека» создает благоприятную основу для завершения процесса выделения в качестве самостоятельной и полноценной учебной дисциплины «Права человека» наравне, скажем, с политологией и другими учебными дисциплинами. Это объективная тенденция, начало которой положено введением обязательных спецкурсов в систему высшего образования. Реализации объективной тенденции становления полноценной учебной дисциплины содействуют следующие факторы: 1.2.1. Теория прав человека призвана сформулировать те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы сформировались исторически, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Эти принципы закреплены в Конституции Республики Беларусь, вобравшей в себя опыт развития прав человека в других странах, а также международно-правовые аспекты, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов: - права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми; - права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства; - права человека – высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита – обязанность государства; - права человека – средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека; - обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку; - осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц; - основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства; - гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; - коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности; права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах. 1.2.2.Для Беларуси крайне важно понятие прав человека. В общественном сознании, культуре страны права человека не занимали сколько-нибудь значительного места. Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека нашли отражение в советской учебной и научной литературе, в частности, в учебниках по теории государства и права. Характерно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвященные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоотношению с государством. Права человека растворялись в абстрактном юридическом понятии одного из «субъектов права» – гражданина. Вопросы международно-правовой защиты прав человека рассматривались в учебной литературе по международному праву в связи с деятельностью ООН; излагались они абстрагированно от советской реальности в сфере прав человека. В итоге для нескольких поколений советских юристов понятие прав человека, как сферы его свободы, как ограничителя безмерных властных притязаний государства, как универсального фактора, обеспечивающего автономию индивида, попросту не существовало. Подобные деформации и пробелы не преодолены полностью и сегодня. Поэтому так важно дать в учебном процессе систему знаний о правах человека во всех их значимости и многомерности. А это возможно в рамках полноценного учебного курса. 1.3. Права человека в современном мире – мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой и нравственной культуры политических лидеров. Сегодня во многих странах, в том числе в Беларуси все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам. В этой связи первостепенной задачей является обучение культуре прав человека. В порядке заключения к параграфу можно сделать следующие обобщения по изложенному материалу: 1. Учебная дисциплина «Права человека» раскрывает их общечеловеческую ценность, концентрирует внимание студентов на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества. Права человека имеют большое значение для гуманизации всей системы образования, так как они способствуют очеловечиванию получаемых в процессе обучения знаний во всех областях науки, развивают самосознание студентов, создают возможность давать своим поступкам и стремлениям нравственную оценку. Это ведет к усилению практического значения гуманитарных дисциплин, укреплению их связи с реальной жизнью. В заключение главы уместны следующие обобщения: 1. Организация Объединенных Наций разработала и реализовала программу Десятилетия образования правам человека; 2. Определенную роль в разработке методики преподавания прав человека играют проведенные ЮНЕСКО международные семинары. Так, к примеру, на международном семинаре «Межкультурные изучения прав человека» (Австрия, 28 – 30 октября 1991 г.) отмечалось, что основными элементами преподавания прав человека являются: - обучение правам человека, подобно любому другому обучению, включает 2 уровня: содержательный и практический; - обучение правам человека – это динамический процесс, основанный на педагогике участия и ответственности; оно должно начинаться на дошкольном и начальном школьном уровнях; - если его построить с учетом интересов и опыта учащихся, проводить в смешанных классах (где будут учащиеся различной национальности, этнической и социальной принадлежности, языка, пола и т.д.), то учащиеся будут лучше подготовлены к жизни в обществе, где различия часто проявляют себя в неравенстве и дискриминации; - обучение правам человека должно проходить в благоприятной обстановке, где уважение, участие и свобода личности и коллективного выражения, равенство и справедливость являются привычным явлением. На этот процесс должны влиять и такие факторы, как этические стандарты, организация и дисциплинарная политика в школе; - оно будет лишь в том случае успешным, если национальное законодательство обеспечивает и гарантирует равные права и возможности для всех, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и принадлежности к политическим партиям; - обучение правам человека поднимает проблему, как школы должны трактовать текущие события, которые лежат в основе содержания преподаваемого материала и наиболее близки к реальности. Не менее важной остается проблема объективности; - обучение правам человека имеет свою специфику и в смысле методики преподавания, в этом процессе самое активное участие могут принимать не только учителя и учащиеся, но и родители; обучение правам человека должно пронизывать всю образовательную систему. Каждый предмет по-своему может и должен включать элементы человеческих прав. 3. В Беларуси накоплен значительный опыт изучения преподавания прав человека. С 1998 г. в высших учебных заведениях работают обязательные спецкурсы по правам человека. Накопленный опыт позволяет перейти к введению полноценной учебной дисциплины «Права человека». С точки зрения дальнейшего совершенствования системы образования по правам человека на Беларуси принципиальное значение имеют следующие моменты: - понимание, что преподавание прав человека – важнейшее условие гуманизации системы образования. Теория прав человека выступает важнейшей составной частью формирования правовой культуры, которая предполагает конкретные знания о правах человека, о взаимообусловленности прав, свобод, ответственности личности, включает в себя приобретение человеком практических навыков в данной области; - преодоление опасностей, которые уже выявились во время работы обязательных спецкурсов за истекшие 7 лет. И прежде всего это попытка превратить начавшееся обучения правам человека в учебную кампанию; - необходимо отработать вопросы методики обучения правам человека, стремиться к тому, чтобы права человека были введены в качестве вступительных экзаменов в вузах.
|