Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации к чтению лекции
1. Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Права человека с самого начала их осознания людьми выражали протест против угнетения, социальной несправедливости. Это получило воплощение еще в первых законах, направленных против рабства, и в стремлении к свободомыслию и веротерпимости. Моральные нормы исторически предшествовали правовым нормам и останутся после отмирания государства и права в отдаленном будущем человечества. Это означает, что независимо от того, признаются ли эти права государством или нет, они существуют, пока существуют люди на земле. Ими должны обладать все человеческие существа без исключения и дискриминации. В правах человека право и мораль связаны друг с другом взаимодополняющим образом. Из тезиса о взаимодополняемости права и морали в правах человека прямо следует, что изучение прав человека – задача не только юридическая. Фактически речь идет об особой философии прав человека, которая рассматривает их как этически и юридически значимый кодекс, самоцелью которого является сам человек, его права, его свободы, его блага[146]. 2. Есть все основания утверждать, что права человека выступают как проявление мировой культуры. Права человека не отражают особенности одной культуры и не ориентированы на нее за счет исключения других культур. Они содействуют обеспечению уважения и защиты культурного разнообразия и самобытности путем установления культурных прав, закрепленных в документах, которые содержат нормы в отношении прав человека. В их числе: Международный билль о правах человека, Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Декларация о праве на развитие и другие. Традиционные культуры должны рассматриваться и признаваться в качестве партнеров в деле содействия большему уважению и соблюдению прав человека. Учет ценностей традиционных культур позволяет расширить и активизировать деятельность по защите прав человека. Такой подход не только предполагает большую терпимость, взаимное уважение и понимание, но и способствует более эффективному международному сотрудничеству в области прав человека. Известно, что в деле обеспечения прав человека важная роль принадлежит правовой культуре общества. При этом правовая культура понимается как часть общей культуры общества, которая характеризует качественное состояние государственно-правовой сферы деятельности. Правовая культура – сложное психологическое явление. Она состоит из трех взаимосвязанных частей. Это правовые знания и умение ими пользоваться; уважение к закону; поведение в правовых ситуациях. Подчеркнем прежде всего роль знания прав человека. Изучение прав человека является сегодня обязанностью всех мыслящих людей. Но только этим нельзя ограничиваться. Ведь людям нужно не просто знать о правах человека, но и усвоить их для того, чтобы эти знания способствовали формированию в общественном сознании важного вывода: права сами по себе не появятся, никто их не подарит, за них нудно бороться, отстаивать. Эти новые знания обязательно должны привести к активизации личного участия в движении за права человека. 3. Права человека нужно рассматривать и как явление мировой цивилизации. Идея прав человека[147] – важнейшая составляющая европейской цивилизации, начиная с XVII века. Не противоречит она и ценностям других цивилизаций. Возьмем, к примеру, мусульманскую цивилизацию. Ряд аспектов взаимоотношений прав человека и мусульманской цивилизации раскрыт в параграфе 3 главы I. Углубляя эту проблему, в лекции коснемся некоторых выводов относительно специфики исламского подхода к правам человека и возможных перспектив его дальнейшего развития: можно констатировать формирование достаточно развернутой концепции прав человека в исламе, разработка которой стала относительно самостоятельным направлением современной мусульманско-правовой мысли. В развитии современной исламской теории прав человека налицо две тенденции: линия на культурно-цивилизационное своеобразие, уникальность шариата; и движение в сторону глобализации в направлении сближения исламской правовой мысли с общемировыми подходами к правам человека. Обе указанные тенденции переплетаются и часто конкурируют друг с другом, придавая неоднозначный характер осмыслению прав человека в мусульманском мире. Соотношение между ними зависит от конкретных условий и, прежде всего, от уровня влияния ислама на общественно-политическую жизнь, а шариата – на национально-правовую систему. Можно говорить и о том, что соотношение исламской и западной концепции прав человека подтверждает и одновременно опровергает известную теорию столкновения цивилизаций. Внутренний настрой исламской мысли на диалог и взаимопонимание может рассчитывать на встречное движение со стороны либеральных взглядов на права человека. Конечно, при условии, что пронизывающая эти взгляды идея глобализации будет пониматься не только как аргумент против цивилизационных различий в пользу применения единых стандартов, но и как призыв к учету национальных, культурных, религиозных и иных особенностей, характерных для различных стран и регионов. Символично, что 2001 год был объявлен ООН годом толерантности и диалога между цивилизациями. Цивилизационные различия могут восприниматься не как отрицание всеобщности прав человека, а как обогащение практики их реализации. Безусловно, культурно-цивилизационные особенности мусульманского мира не должны служить оправданием нарушения прав человека, но их следует учитывать при выборе конкретных форм и путей претворения общих стандартов.
|