Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Экономические, социальные и культурные права
Экономические, социальные и культурные права занимают достойное место в системе прав человека. Развернутый и конкретный перечень этих прав содержится во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и других международных документах. В результате получила признание точка зрения, которую разделяет и автор монографии о связанности и взаимной обусловленности всего комплекса прав и свобод человека. Такой подход предполагает признание жизненно-важного значения для человека социально-экономических прав. Без них традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают смысл. «Как бы широко не были представлены свобода слова, свобода совести и тому подобные свободы, – пишет японский философ Янагида Кэндзюро, – но если не будет обеспечена «свобода жить», то эти свободы окажутся крайне неустойчивы и недолговечны»[138]. «Для народов, лишенных пищи, жилища, медицинского обеспечения, трудовой и образовательной безопасности вопрос о правах человека не может быть ничем, кроме как миражом»[139]. «Идеал свободной человеческой личности, избавленной от страха и нужды, – говорится в ч. 3 преамбулы к Международным пактам, – может быть осуществлен, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же как и своими гражданскими и политическими правами». 3.1. Право собственности. Это одно из неотъемлемых неотчужденных прав. Среди тех, кто активно отстаивал это право – известный немецкий философ с мировым именем Г.Гегель (1770 – 1831). Собственность, по определению Гегеля, это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, считал ложным утверждение, что доля одного собственника должна быть равной доле другого. «Утверждение, будто справедливость требует, чтобы собственность каждого была равна собственности другого, ложно, ибо справедливость требует лишь того, чтобы каждый человек имел собственность»[140]. 3.2. Право на труд. Права, обеспечивающие условия и средства защиты прав трудящихся. Здесь уместно сослаться на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейскую социальную хартию, документы Международного общества труда. 3.3. Право на достаточный жизненный уровень. Здесь необходимы ссылки на положения, записанные во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах; в практическом плане – на документы Организации Объединенных Наций, других международных структур, в которых приводятся конкретных данные о регионах голода, нищеты, бедности, распространенных в современном мире. 3.4. Право на здоровье. Необходимо подчеркнуть актуальность проблемы как для современного мира, так и для Республики Беларусь. В то же время в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах государства признали право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья. К месту окажется и воспроизведенный материал о распространенности в современном мире многочисленных болезней. 3.5. Право на образование. Начать с изложения 26-й статьи Всеобщей декларации прав человека, отметить достижения и существующие проблемы. 3.6. Право на участие в культурной жизни. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни. Коллективные права. В их числе: право народа на самоопределение; право народов на мир и право человека на здоровую окружающую среду. Проведенную выше классификацию прав и свобод человека можно считать универсальной, она закреплена в международных документах по правам человека, которые ныне признают все государства. Этой классификации придерживаются и белорусские законодатели. В некоторых странах в законодательстве используются другие классификации прав человека (Российская Федерация, Франция). Известный французский правовед Ф.Люшер предлагает более разветвленную классификацию прав и свобод человека. Он выделяет следующие группы права человека на свободу: - личные, или индивидуальные, свободы (право передвижения, выбора места жительства, неприкосновенности жилища и уважения интимной жизни, право на защиту гражданства, имущества); - публичные свободы (свобода совести, вероисповедания, объединений, собраний, свобода получения образования и занятия предпринимательством или профессиональной деятельностью, свобода выражения мнений, прессы и использования аудивизуальных средств информации); - местные и территориальные свободы, связанные с участием граждан в управлении первичными коллективами, объединениями и т.д. [141] Британский политолог М.Крэнстон делит права человека и гражданина на юридические и моральные[142]. Классификация прав человека и гражданина, данная политологом из ФРГ Т.Элвайном, построена на манипулировании идеей гражданской ответственности[143]. Понятие и содержание экологических прав является объектом дискуссии в эколого-правовой литературе. В настоящее время подавляющее большинство специалистов считает, что наступило время для признания этого вида прав человека в международных документах[144]. Тем более, что на рубеже XX – XXI вв. сложилась благоприятная политическая ситуация для законодательного закрепления экологических прав, под которыми понимается «признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой»[145].
|