Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации к лекции. 1.Ряд обстоятельств объективно способствует возрастанию внимания к этой проблеме






1. Ряд обстоятельств объективно способствует возрастанию внимания к этой проблеме. В их числе острота проблемы выживания человечества в XXI веке; необходимость демократизации политических режимов власти и возросшими требованиями к человеку; обострение экологических проблем; острота демографических процессов. Развитие прав человека в наступившем XXI веке имеет и свои особенности: а) глобализация прав человека; б) все более полная и всесторонняя связь с проблемой развития; в) все более их явственное проявление как духовно-нравственной ценности общества.

2. Важнейшей особенностью развития прав человека в наступившем XXI веке является усиливающаяся взаимосвязь прав человека с его обязанностями. Такое понимание все более утверждается[156]. При этом выделяются три группы обязанностей: обязанности перед обществом, обязанности перед другими людьми, обязанности перед самим собой.

В лекции необходимо отметить, что в документах мирового сообщества, принимаемых в последние годы, отмечается возрастающее значение и осознание всеми странами и народами необходимости усиления связи между правами, свободами, обязанностями и ответственностью людей. Об этом убедительно свидетельствует разработка по инициативе ЮНЕСКО и принятие в декабре 1998 года «Декларации обязанностей и ответственности человека», с которой необходимо познакомиться всем. Согласно Декларации, ответственность и обязанность государств-членов мирового сообщества заключается в защите жизни людей и обеспечении выживания нынешних и грядущих поколений, признании того, что права будущих поколений – это обязанность и ответственность ныне живущих людей.

3. В XX веке, как нами уже отмечалось в параграфе 4 первой главы, международное сообщество также выработало позицию по такой принципиально важной проблеме, как возможные ограничения, налагаемые на права и свободы человека и гарантии от незаконных, произвольных и дискриминационных ограничений.

Основные принципы, регулирующие ограничения в пределах осуществления прав человека и свобод: законности, правопорядка, уважения достоинства личности, равенства и отсутствия дискриминации, справедливости и публичного разбирательства в суде, соразмерности; принцип, согласно которому права и свободы человека абсолютны, а ограничения являются исключением.

Международная практика выработала гарантии прав личности от незаконных, произвольных или дискриминационных ограничений. Это конституционная гарантия, наличие реально действующей, независимой от исполнительной власти, судебной власти и обстановки в обществе просвещенной демократии.

Лектору необходимо прокомментировать эти положения, при этом опираясь на документы и соответствующую литературу[157]. Особое внимание уделить проблемам, путям и гарантиям реализации прав человека.

4. Опыт XX века свидетельствует, что пути реализации прав человека разнообразны. Это прежде всего путь развития. В связи с этим внимание слушателей необходимо привлечь к Декларации ООН о праве на развитие, принятой в 1986 году. Второй, не менее важный путь, это – путь непосредственной борьбы за реализацию прав человека. Необходимо привести теоретические положения и конкретные факты, подтверждающие, что борьба была и остается важнейшим способом реализации прав человека. Принципиальную важность имеет путь расширения международного сотрудничества в области прав человека и налаживания всеобщего просвещения населения.

5. Гарантия реализации прав человека многообразны. К их числу можно отнести:

- политические: наличие разделения властей, существование оппозиции и многопартийной системы, подчиненность политики праву и др.;

- правовые: наличие демократической конституции, возможности беспрепятственной подачи жалоб, развитость законодательства, гарантированность права на судебном жаловании решений, действенность борьбы с преступностью и др.;

- социально-экономические: должный уровень экономического развития, стабильный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, наличие высокоразвитых технологий, достаточность финансовых средств и др.;

- социально-психологические: наличие общенациональной идеи (хотя это не всегда обязательно), достаточно высокий уровень общественного сознания (политического, правового, нравственного), реальные возможности для влияния общественного мнения на социальную среду и др.;

- духовные и нравственные: высокий уровень образования населения, постоянная забота о формировании гармоничной развитой системы культуры, в том числе и правовой; свободный доступ каждого к информации, высоконравственная атмосфера в обществе[158].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал