Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации к лекции. 1. Роль ООН в международной защите прав человека.






Основные вопросы:

1. Роль ООН в международной защите прав человека.

2. Международный механизм защиты и поощрения прав человека.

3. Европейская система защиты прав человека.

4. Роль ОБСЕ, Совета Европы и Евросоюза.

5. Права человека и страны СНГ.

6. К проблеме «двойных стандартов».

1. Международная защита прав человека состоит в следующем: а) в создании всеобщих рекомендаций, какие именно права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии, должны подлежать универсальному уважению и соблюдению; б) в разработке международных соглашений о правах человека (договоров, пактов, конвенций и т.п.), которые налагают международные юридические обязательства на государства признавать, предоставлять и обеспечивать эффективной защитой по их законодательству все те права и свободы личности, которые перечислены в таких международных соглашениях; в) в создании специального международного механизма по проверке выполнения государствами своих международных обязательств в области прав человека.

Международное сотрудничество в области прав человека возникло в процессе создания Организации Объединенных Наций и реализовывалось в XX веке с ее активным участием[159]. Реализация идеи международного сотрудничества преломлялась по двум направлениям: в направлении выработки документов в области прав человека и в практической деятельности. Известно, что за почти 60 лет своей деятельности ООН приняла в области прав человека более 80 различных документов: пактов, конвенций, деклараций. В своей практической деятельности она постоянно исходила из международной противоправности массовых и грубых нарушений основных прав и свобод человека. Как в теории, так и на практике ООН руководствовалась общим пониманием, что без ликвидации агрессивных войн, фашизма, колониализма, терроризма, геноцида, апартеида, расизма невозможно обеспечить элементарные права и свободы человека. Лектору есть смысл и необходимость кратко остановиться на этом направлении, указать основные документы, принятые ООН[160].

ООН заняла четкую позицию по вопросу границ международной защиты прав человека и форм контроля за исполнением государствами своих международных обязательств. Разработанные в рамках ООН важнейшие международные документы (Международный билль о правах человека, другие) исходят из того, что обеспечение эффективных средств защиты прав человека и осуществление этой защиты – прежде всего внутренне дело каждого государства. Вместе с тем, в итоговом документе Московского совещания ОБСЕ 1991 года и в Декларации, принятой по итогам Венской конференции по правам человека 1993 года, отмечается, что государство лишь гарантирует международные стандарты, а права человека не относятся к внутренней компетентности государства. Формы международного контроля в области прав человека многообразны. Это могут быть доклады, информации от государств в адрес Генерального секретаря ООН или специализированным органам, другие.

2. Существующий и действующий международный механизм защиты прав человека включает в себя, в основном, учреждения и комиссии ООН. Лектору необходимо назвать их и кратко описать их функциональное назначение и деятельность. В том числе: Генеральная Ассамблея ООН; Экономический и социальный совет ООН; Совет по правам человека ООН; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет по правам человека; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет по ликвидации дискриминации по отношению женщин; Комитет против пыток; Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ; Управление ООН по делам беженцев. Всей этой структурой руководит Верховный комиссар ООН по правам человека, должность которого была учреждена в 1993 году.

Кроме учреждений в рамках ООН, также активно действуют: а) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО) и Международная Организация Труда (МОТ).

3. Совет Европы и Европейский Союз – основные институты европейской системы защиты прав человека. Лектору целесообразно представить информацию об этих европейских структурах, указать основные документы по вопросам прав человека, принятые этими организациями и, прежде всего, поделиться основными идеями, заложенными в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), и в Европейской социальной хартии (1962 г.). Необходимо также показать деятельность Европейского суда по права человека, Комиссара Совета Европы по правам человека.

4. Существенное звено в международной и региональной защите прав человека – объединение государств по безопасности и сотрудничеству в Европе, созданное по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшееся в Хельсинках 30 июля – 1 августа 1975 года.

ОБСЕ за 30 лет своей деятельности прошла длительный путь. Лектору необходимо использовать материал, раскрывающий ее деятельность в деле защиты и реализации прав человека[161].

5. Также необходим материал о ситуации в области прав человека в странах СНГ, разъясняющий документы СНГ по вопросам прав человека.

6. В заключение по данной теме необходимо заметить, что осложняет, мешает углублению международного сотрудничества в области прав человека политика «двойных стандартов». Необходимо раскрыть ее сущность, привести примеры ее проявления на практике. В этой связи полезным окажется обращение лекторов к материалам статьи Котляра И.И. и Корогода Е.П. «В зеркале двойных стандартов»[162].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал